Эпическое мышление в истории киргизского фольклора
Эпическое мышление в истории киргизского фольклораПайзилда Ирисов, доцент кафедры киргизской литературы Ошского государственного университета, Республика Кыргызстан.Общеизвестно, что явления природы и их свойства вызывали у древних людей разные эмоциональные чувства: страх, изумление, радость, непонимание. В свою очередь эти действия формировали у них желание познать эти явления. Можно считать это началом становления эмпирического знания.В дальнейшем, благодаря развитию словесного искусства, люди стали выражать свои впечатления устно-поэтическим описанием этих явлений. Естественно происхождение и становление словесного искусства проходит долгий путь развития. Это закономерный и общий для истории всех народов процесс. Однако в последующих стадиях развития каждый народ обретает свой путь, свою традицию и развивает свою культуру и язык.В этом плане киргизы отличаются от других народов тем, что в их истории особую роль сыграл фольклор. В нем целостная система жанров, великолепные эпические памятники, расцвет акынского творчества. Начиная с середины XIX века и поныне ученые изучают особенности акынского творчества, исследуют проблемы развития жанров, описывают их масштабность, однако до сих пор остаются белые пятна в истории кыргызского фольклора.Одним из этих "нетронутых" проблем является историческое развитие эпического мышления.Эпическое мышление - это совокупность творческих способов создания фольклорных произведений, особая творческая психология, связанная с гиперболизированным восприятием свойств предметов, явлений природы, качеств вещей и животных.Применительно к особенностям исторического развития каждого фольклора называют его по-разному: эпической памятью, эпической эпохой, эпическим творчеством. В то же время это связано с неодинаковым восприятием и пониманием этих особенностей.В одном случае, имея ввиду сохранение эпических памятников в памяти народа называли эпической памятью. В другом случае, определяя характер развития фольклора, дали название "эпическая эпоха". А в третьем случае, изучая возникновение эпических жанров, называли просто эпическим творчеством.Киргизскому фольклору присущи все названные свойства. Сказители эпоса от поколения к поколению передавали содержание эпоса в полном объеме, сохраняя от мельчайших элементов характера и образов до грандиозных событий и идей. Здесь необходимо отметить и то, что содержание эпоса - это не просто сюжетная канва, но, прежде всего собственное видение каждого сказителя тех или иных героев и описываемых событий. В то же время это живая общенародно принятая творческая традиция. Во-вторых, в долгой истории киргизский народ беспрерывно подвергался нашествию чужеземных врагов. Когда народ, отдельный род или союз племен одерживали победу над врагом - восхваляли богатырей, воспевали великий дух народа, а когда были побеждены - слагали песни о скорбном времени. Словом, эпические сказители создавали эпосы, содержащие в основном исторические события. Естественно, у исследователей этот процесс получил название "эпическая эпоха". И, наконец, особенности творчества сказителей и их великолепное исполнение дали повод для названия "эпическое творчество".Перечисленные особенности дают основание полагать, что в истории киргизского фольклора все же было эпическое мышление, при помощи которого и создавались грандиозные эпические памятники, и оно воспринималось общенародно, устойчиво обосновавшись в духовной жизни народа. Оно как свойство живого творчества в истории духовной жизни народа становится главной отличительной чертой киргизского фольклора.Происхождение эпического мышления не было одномоментным, оно имело свою продолжительную историю становления. В этом процессе большое значение имел словесно-поэтический язык, то есть язык, которым владели знатоки истории, народных преданий и фольклора. Будучи одновременно и знатоками, и исполнителями, и хранителями того художественно-поэтического наследия эти типы словесно-поэтического творчества хранили в памяти богатейшую информацию из области древнейших загадочно-фантастических и мифологических представлений родов и племен. Своим знанием и творческим даром они имели огромное влияние на слушателей. Устами этих знатоков создавались и передавались сказочные, фантастические образы зооморфных существ, описывались страшные события и поступки людей, загадочные свойства животных и вещей.Изучая исторические и фольклорные материалы, особенно творчество акынов-импровизаторов, можно предположительно установить следующие четыре периода развития эпического мышления в истории киргизского фольклора. Надо отметить об условности этих периодов в смысле указанных исторических времен, ибо нет пока научно установленных учеными-историками единой периодизации истории киргизских родов и племен; в то же время она вряд ли имеет большое значение в истории последовательного развития киргизского фольклора и происхождения в нем индивидуального творчества, то есть творчества акына, в целом эпического мышления. Описанные нами особенности и признаки вполне могут быть присущи и другим периодам, что вполне допустимо.Все же историческая закономерность развития фольклорных жанров и происхождение в нем индивидуального творчества (т. е. творчества акынов) дает основание полагать, что становление и дальнейшее развитие эпического мышления произошли именно в этих периодах. Итак, первый период: IV - VIII века. К этому периоду знатоки старины, традиции, истории и фольклора становятся одновременно и искусными исполнителями. В их репертуаре имеются мифы и легенды о загадочно-фантастических событиях и свойствах людей и животных, а форма исполнения - песенно-словесное красноречие с обилием в нем пословиц и поговорок и других жанров. Такой характер развития фольклора обогащает дискурсивное знание исполнителя, а его способность запоминания превращает его память в клад информации. Способность же к импровизированному песнопению развивает у них элементы художественно-поэтической интуиции, то есть, грубо говоря, умение выбирать нужные рифмы, строки и выразительные средства выражения для изложения содержания своей песни. Эмпирическое знание тех знатоков может дать слушателям возможность, верно, понимать свойств явлений, к тому же нужно ли понимать их, если они, прежде всего, вызывают восхищение страх, гордость и переживание. И сами исполнители хотят восхитить их, чем дать им разъяснения. А для того, чтобы вызвать сильные эмоции у слушателей нужно такое выразительное средство, которое безоговорочно убедило слушателя в правдоподобии сказания и восхищало услышанные события, поступки и свойства героев. Именно таким средством было художественное преувеличение или как его еще называют исследователи гиперболизация свойств явлений и предметов. Это бесспорный, раз и навсегда обосновавшийся признак эпического мышления в истории устно-поэтического творчества киргизского народа.Таким образом, в первом периоде формируется эпическое мышление, вследствие чего все знатоки и исполнители разделяются на такие типы индивидуального творчества, как:1. Ырчы2. Сынчы3. Чечен4. Жомокчу"Ырчы" - певец-импровизатор, слагающий песню на любую тему без предварительной подготовки, то есть моментально. Их арсенал выразительных средств богат элементами эпического мышления. Однако главное в их творчестве - особая психология творчества, логичность поэтических рассуждений, благозвучие и красота поэтического изложения предметов и явлений. В свою очередь и они делятся на различные типы. В долгой истории в их творчестве формировались свои жанровые виды. Но это уже не входит в наш объект изучения."Сынчы" - так называли представителей индивидуального творчества в истории фольклора, которые отличались рациональным мышлением и проницательным умом. Они в основном занимались высказыванием и рассуждением о будущем человека, о скрытых свойствах, качествах внешне незаметных людей, коней, вещей и предметов, связанных с жизнью человека, созданных ими в текстах и высказываниях - обилие признаков и средств эпического мышления."Чечены" - представители индивидуального творчества, владеющие мастерством красноречия и иносказания. В их арсенале много эффективных умозаключений, сатиры и юмора, высмеивающих отрицательные черты характера людей. Чечены каждого рода состязались в красноречии и спорах на различные жизненные темы. Они имели огромное влия...