Расчёт и конструирование асинхронных двигателей
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Министерство образования и науки Украины
Донецкий национальный технический университет
Кафедра «Электромеханики и теоретических основ электротехники»
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
Тема: «Расчёт и конструирование асинхронных двигателей»
Пояснительная записка к курсовому проекту по дисциплине
«Электрические машины»
Выполнил студент гр. АУП 08а
Терентьев Д. Ю.
Проверил Боев А. Е.
Донецк - 2011г.
РЕФЕРАТ
Проектирование электрических машин - это искусство, в котором объединены знание процессов электромагнитного преобразования энергии и опыт конструирования.
В процессе проектирования двигателя рассчитывались, в соответствии с заданной мощностью, размеры статора и ротора; выбрали тип обмотки (всыпная двухслойная), обмоточные провода (ПЕТ - 155 диаметром 1,26 мм).
В качестве базовой модели приняли двигатель 4А160S6У3 с короткозамкнутым ротором. Конструктивное исполнение по способу монтажа IM 1001. Способ охлаждения IС 0041; категория климатического исполнения УЗ; изоляция класса нагревостойкости F.
Сердечник статора выполняем из штампованных листов электротехнической стали толщиной 0,5 мм марки 2013. Обмотки статора выполняем медной, обмотку ротора и замыкающие кольца алюминиевыми.
Проектирование машины производим с помощью среды MathCAD, что значительно упрощает проектирование машины и экономит время.
Введение
Асинхронные двигатели, благодаря своей простоте и высокой надёжности, получили широкое распространение в разных отраслях промышленности. Современные тенденции в проектировании и производстве асинхронных двигателей направлены на уменьшение габаритных размеров, увеличении мощности и уменьшении потерь в машинах. В настоящее время этим требованиям удовлетворяют асинхронные машины серии 4А.
Резко возрастающая энерговооружённость промышленности требовала большее число всевозможных модификаций двигателей, способных работать в различных специфических условиях. Число модификаций в старых сериях было явно недостаточным. Это привело к созданию единой для всей страны серии асинхронных машин, объединённых общими конструктивными решениями, общей технологией, с широкой унификацией различных узлов и деталей и основанной на единых шкалах мощностей, габаритных, присоединительных и установочных размеров.
Серия 4А была спроектирована в 1969-1971 гг. и в настоящее время внедрена в производство. В основу построения серии положены не габаритные диаметры сердечников статора, как в прежних сериях, а высоты ос вращения h, т.е. расстояния от оси вращения ротора до установочной поверхности.
Серия 4А охватывает диапазон мощностей от 0,06 до 400 кВт и выполнена на 17 стандартных высотах оси вращения. На каждой из высот, кроме h=225 мм, выпускаются двигатели двух разных длин, различные по мощности. С высотой оси вращения h=225 выпускаются двигатели только одной длины.
1. Выбор основных размеров
По значению синхронной частоты вращения n1 определяем число пар полюсов:
Высота оси вращения выбирается по из табл. 6-6 [1, стр.164]:
Внутренний диаметр статора:
,
где: KD - коэффициент отношения внутреннего и наружного диаметров статора:
.
Полюсное деление [1, ф.6-3, стр.166]:
.
Расчётная мощность:
,
где: - мощность на валу двигателя, Вт;
отношение ЭДС обмотки статора к номинальной нагрузке, которое определяем по[1, табл.6-8, стр.164]; приблизительные значения и берём из [1, табл.6-9, стр.165] и [1, табл.6-10, стр.165].
Рисунок 1 - Главные размеры двигателя
Электромагнитные нагрузки (предварительно по рис. 6-11а[1]):
Коэффициент полюсного перекрытия: . Коэффициент формы поля: . Обмоточный коэффициент: .
Синхронная угловая скорость вала двигателя [1, ф.6-5, стр.168]:
Расчетная длина воздушного зазора [1, ф.6-6, стр.168]:
м.
Отношение находится в требуемых пределах. То есть размеры и выбраны правильно.
Так как мм, то радиальные вентиляционные каналы не делаем и , .
2. Расчёт обмотки статора
Так как расчёт выполняется для большой мощности 11 кВт, тогда в статорную обмотку выполняем двухслойной всыпной.
По [1, табл.6-9, стр.170] определяем границы зубцового деления статора: м, м.
Тогда возможное число пазов статора [1, ф.6-16, стр.170]:
, .
Принимаем число пазов . Тогда число пазов, которые принадлежат к одной фазе и расположенные под одним полюсом:
.
Окончательное зубцовое деление статора:
м.
Рисунок 2 - Зубцовые деления статора.
Число эффективных проводников в пазу [1, ф.6-17, стр.171]:
В,
где номинальный ток обмотки статора [1, ф.6-18, стр.171]:
А.
Принимаем: , тогда. Окончательно число витков в фазе обмотки:
.
Окончательно значение линейной нагрузки [1, ф.6-21, стр.171]:
А/м.
Обмоточный коэффициент:
Вб.
Индукция в воздушном зазоре [1, ф.6-23, стр.172]:
Тл.
Значение А2/м3 выбираем по [1, рис.6-16, стр.173]. Плотность тока [1, ф.6-25, стр.172]:
А/м2.
Сечение эффективного проводника (предварительно) [1, ф.6-24, стр.172]:
м2
Обмотка выполняется всыпной двухслойной, которую помещают в открытые прямоугольные пазы, которые заполняют ручной укладкой. Принимаем провод ПЭТ - 155 диаметром 1,26 мм. Количество проводников:
Окончательно эффективное сечение определяется:
Тогда
3. Расчёт размеров зубцовой зоны статора
Предварительно выбираем из [1, табл.6-10, стр.174-175]: Тл; Тл. Тогда высота ярма статора [1, ф.6-28, стр.175]:
м
Размер паза в штампе, м:
Минимальная ширина зубца [1, ф.6-29, стор.175]:
м.
Коэффициент заполнения сердечника сталью берём из [1, табл.6-11, стр.176]. Марка стали - 2312.
Высота паза [1, ф.6-31, стр.176]:
м.
Ширина паза:
где:bш=0,0037 hш=0,001 - размеры шлица паза, м.
Рисунок 3 - Паз всыпной обмотки сердечника статора.
Размеры паза в свету с учётом припусков на шихтовку и сборку сердечников, м:
Площадь изоляции паза:
Площадь изоляционных прокладок:
Оставшаяся для размещения проводников площадь поперечного сечения:
Для контроля правильности размещения обмотки в пазах определяем коэффициент заполнения паза:
где: dиз - диаметр одного элементарного провода с изоляцией,
nэл - число элементарных проводов, составляющих один эффективный.
Коэффициент Кз находится в допустимых пределах.
4. Расчёт ротора
Число фаз короткозамкнутой обмотки равно числу пазов . Число пазов выбираем по [1, табл.6-15, стр.185].
Внешний диаметр ротора: м.
Длина ротора: м.
Зубцовое деление ротора
м.
Внутренний диаметр ротора, при непосредственной посадке на вал [1, ф.6-101, стр.191]:
м,
где - определяем по [1, табл.6-16, стр.191].
Ток в стержне ротора [1, ф.6-60, стр.183]:
А,
де - определяем по [1, табл.6-22, стр.183];
- коэффициент приведения токов, определяем по [1, ф.6-68, стр.185]:
.
Плотность тока в стержне ротора: А/м2. Тогда сечение стержней [1, ф.6-69, стр.186]:
м2.
По рекомендациям [1, стр. 20] принимаем следующие размеры паза:
мм
Рисунок 4 - Грушевидный паз короткозамкнутого ротора
Допустимая ширина зубца:
где: индукция в зубцах ротора при постоянном сечении (для грушевидных пазов принимается по [1,стр. 174 - 175, табл 6-10]).
Ширина паза:
Высота паза:
Уточняем площадь сечения стержня:
Проверяем ширину зубцов в сечениях:
Полная высота паза, м:
Расчётная высота зубца, м:
Окончательная плотность тока в стержне:
Замыкающие кольца обмотки приведены на рисунке 5.
Рисунок 5 - Размеры замыкающих колец короткозамкнутого ротора с литой обмоткой
Площадь сечения замыкающих колец [1, ф.6-73, стр.186]:
м2.
где ток в кольце [1, ф.6-71, стр.186]
А,
Плотность тока в кол...
Унифицированная серия асинхронных двигателей Интерэлектро
В настоящей книге приведены результаты создания серии асинхронных двигателей Интерэлектро (АИ). Она является коллективным трудом ведущих специалистов...
Проектирование асинхронных двигателей
Представлены общие сведения и особенности проектирования асинхронных двигателей. Рассмотрены методики выбора и расчета основных размеров асинхронных м...
Монтаж асинхронных двигателей до 100 кВт
В книге излагаются способы монтажа асинхронных двигателей напряжением до 380 в и мощностью до 100 квт, поступающих с завода-изготовителя в собранном в...
Методы исследования и анализ теплоотдачи асинхронных двигателей
В обзоре рассмотрены методы исследования теплоотдачи, применяемые в асинхронных двигателях, различные конструкции датчиков теплоотдачи, проводится сра...
Асинхронные двигатели общего назначения
В книге изложены основные вопросы проектирования асинхронных двигателей общего назначения на напряжение до 1000 В, приведены методы расчёта и оптимиза...