Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Физика и энергетика

История развития торфодобывания в дореволюционный период

Тип: реферат
Категория: Физика и энергетика
Скачать
Купить
Первые торфоразработки в России и формирование промышленной торфодобычи как важной части энергетики в экономике страны. Первая электростанция на торфе и торфяные машины XIX-XX вв. Проблемы механизации и применения машин и механизмов в добыче торфа.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Содержание

Введение

1. Первые торфоразработки

2. Первая электростанция на торфе

3. Первые торфяные машины

Заключение

Введение

Торф - природный органический материал, горючее полезное ископаемое; образовано остатком скопления растений, подвергшихся неполному разложению в условиях болот. Содержит 50 - 60% углерода. Теплота сгорания (максимальная) 24 МДж/кг. Используется комплексно как топливо, удобрение, теплоизоляционный материал и др. Запасы торфа в России составляют свыше 186 млрд. тонн.

Решаются проблемы интенсификации и повышения эффективности производства в добывающих отраслях промышленности, которые имеют здесь особенную форму проявления, связанную с наличием и такого важного фактора производства, как земля, с её запасами полезных ископаемых.

Это касается и такого полезного ископаемого, как торф, который, кроме традиционного своего применения в качестве энергетического и бытового топлива, основы в органо-минеральных удобрениях и т.д.

Значение торфяной промышленности в России обусловлено взглядом на торф как один из видов местного топлива. Помимо топливных целей, возрастает внимание к торфу как компоненту органических удобрений. Торф можно использовать в виде подстилки для скота, тепличных грунтов, хорошего антисептического средства для хранения фруктов и овощей, для изготовления тепло и звукоизоляционных плит, в качестве сырья для производства физиологически активных веществ; известны высокие качества торфа как фильтрующего материала.

Впервые в России добыча торфа для топливных целей была начата в Санкт-Петербурге в 1789 г., а в 1893 г. его уже широко разрабатывали в Смоленской губернии. Периодом наиболее активного использования торфа как топлива в промышленных масштабах считается довоенный. К 1940 г. все электростанции Ярославской, Ивановской, Владимирской, Кировской и Калининской областей работали на торфяном топливе. Кроме того, торфяное топливо достигло 20 - 40% в топливных балансах энергосистем Мосэнерго и Ленэнерго.

1. Первые торфоразработки

В окрестностях Орехово-Зуева торфяные залежи начали разрабатываться во второй половине прошлого века. Торф добывался на топливо ручным методом, его куски просто вырезались и высушивались на солнце. Затем стал внедряться так называемый "ямный" способ добычи, когда торфяная масса перерабатывалась в ямах, а затем подвергалась формовке, что увеличивало теплоотдачу каждого такого брикета.

Промышленные разработки торфа относятся к 1867 году, когда предприниматель С.В. Морозов на арендованном у крестьян болоте организовал массовую добычу для своих фабрик. Условия работы торфяников тогда были сродни каторжному труду: работали часто по колено в воде по 12-16 часов. Болезни были настоящим бедствием этих людей. Однако рост фабричного производства требовал все больше и больше торфа. Параллельно с этим работала и научная мысль. На добыче появились простейшие формовочные машины, а в начале XX века машинно-формовочный способ с использованием наливных и элеваторных машин стал преобладающим. Однако он не намного улучшил условия труда.

Как правило, двенадцать-четырнадцать ямщиков лопатами выбирали торфяную залежь на глубину 3- 4 метра и лопатами бросали торф на элеватор. После формовки вагонщики вручную откатывали вагонетки с торфяными кирпичами на поля стилки, где они просушивались.

Торфяные поселки Морозовых - старейшие в России. Сезонные рабочие жили там в бараках, спали десятками на нарах, о постельных принадлежностях и речи не было. Питались рабочие поартельно, а продукты получали в хозяйских лавках. Во главе каждого участка стоял участковый торфмейстер или смотритель. В одном лице он соединял бухгалтера, администратора и кладовщика, то есть был полновластным хозяином. На каждой фабрике была должность заведующего болотом, который отвечал за поставку торфа в котельные.

Пик добычи торфа в уезде до революции был достигнут в 1906 году, когда было добыто 122 тысячи тонн. Самыми первыми торфяными участками на территории нынешнего Орехово-Зуевского района были Сажени, 1-е и 2-е Дорогали.

Важность торфа для экономики страны еще более увеличилась с разработкой русскими инженерами Р.Э. Классоном, Г.М. Кржижановским и А.В. Винтером первой в мире электростанции, работающей на торфяном топливе. Ее строительство началось в 1913 году в районе нынешнего Электрогорска. Станция получила название "Электропередача".

2. Первая электростанция на торфе

Проблемы со сбытом торфа можно было бы счесть чисто русскими, но абсолютно те же трудности испытывало и правительство Германской империи. Там после осушения болот оставались огромные площади, богатые торфом. Немцы перевели на торф паровозы, но даже все железные дороги не могли поглотить всего торфа, который можно было бы добывать ежегодно. Торф попытались использовать в качестве удобрения и делать из него газоны в городах. Но и на это торфа уходило сравнительно немного. И тогда собственники торфяников сосредоточились на производстве подстилок для скота. Экономия соломы оказалась солидной, а замена весьма выгодной, так что в 1912 году в Германии работало уже 106 фабрик, производивших торфяную подстилку, против 40 в 1900 году.

А вот ход торфяного дела в Российской империи по-прежнему внушал уныние вплоть до Первой мировой войны. Торфяная подстилка крестьянским хозяйствам не требовалась, и на торф продолжали смотреть исключительно как на топливо. А на закупки торфяных брикетов или рыхлого торфа не влиял даже рост цен на нефть и уголь.

"В 1900 г.,-- писал Новиков,-- ввиду вздорожания цен на каменный уголь и нефть, а также и в целях сохранения лесов в С.-Петербурге была образована комиссия, устроившая ряд совещаний о мерах к развитию торфодобывания в России. Комиссия обратила внимание на вопросы обугливания торфа и постановила открыть у ст. Редькино, Николаевской ж. д. (болото "Галицкий мох") завод для коксования торфа по способу Циглера. Выстроенный в 1901 г. завод сгорел до окончания своего полного оборудования. В 1903 г. при министерстве земледелия учреждается особое междуведомственное совещание для обсуждения мер, могущих способствовать развитию торфяного дела. Совещание высказалось за усиление технического персонала торфмейстерской части, но наступившая война с Японией и революция 1905 г. надолго отодвинули осуществление этого дела, и только в 1914 г. специальный персонал был усилен учреждением должностей шести районных торфмейстеров для обслуживания районов с наиболее развитым торфодобыванием (Петроградского, Московского, Владимирского, Нижегородского, Могилевского и Тамбовского)".

Возможно, торфопроизводство так и осталось бы отсталой и полукустарной отраслью русской промышленности, если бы не Первая мировая война. В связи с нехваткой топлива для транспорта, промышленности и отопления жилья добычей торфа заинтересовались даже крупные предприниматели. Однако главное и, как оказалось, весьма важное для судеб страны и мира событие произошло двумя годами ранее, в 1912 году, когда на болоте Госьбужье в Богородском уезде Московской губернии общество "Электропередача" открыло первую в России электростанцию, работающую исключительно на торфе. Электроэнергия от нее передавалась в Москву, Богородск, Орехово-Зуево и Павловский Посад с их районами.

Мощность этой станции была сравнительно небольшой, но во время Гражданской войны, когда белогвардейцы наступали на Москву и подвоз угля и тем более нефти оказался затруднен до крайности, именно эта электростанция позволила большевистскому правительству сохранить телеграфную связь и управлять красноармейскими частями, чрезвычайными комиссиями и совдепами на местах. Некоторые авторы 1920-х годов утверждали, что Ленин называл Богородскую электростанцию спасительницей революции и с тех пор стал ярым поклонником торфа как топлива.

3. Первые торфяные машины

Торфодобывание середины XIX в. характеризуется сменой усадебного периода добычи фабрично-заводским с другими технологией и орудиями. Разработка месторождений торфа различного качества обусловила необходимость новых способов производства качественного торфяного топлива. Спрос на торф как на фабрично-заводское топливо побудил специалистов торфяного дела к поискам новых технологических и конструктивных решений.

Московским предпринимателем И.Ф. Гофманом, занимавшимся добычей торфа, в 1843 г. была изобретена первая русская торфяная машина, которая прошла испытания на подмосковном торфяном месторождении Горелое. Полученный на машине формованный торф И.Ф. Гофман назвал торфолейном. Торфолейн - высокосортное топливо - использовали на многих фабриках и заводах, а также в частных домах. Несмотря на сравнительно высокую цену (16 руб. серебром за 1 куб. сажень), добываемый торфолейн полностью раскупался. Следует отметить, что подобный способ приготовления торфяной массы в Европе стал известен только в 1858 г. под названием «веберовский принцип», т. е. через 15 лет после апробирования в России.

С начала второго пятидесятилетия XIX в. операция перемешивания торфа, повышающая его качество, становится основной в технологическом процессе торфодобывания. Однако осуществлялась она не с помощью машин, а рабочими, которые месили торф в ямах ногами. Дешевизна рабочей силы заставила фабрикантов и подрядч...

Другие файлы:

История развития системы образования в России: тенденции и перспективы
Система образование в дореволюционный период. Реформирование образования в советский период. Особенности системы образования в современный период. Пер...

История молодежного движения в России в дореволюционный период

История развития электроэнергетики Забайкалья
Особенности функционирования, цели и задачи развития энергосистемы Забайкальского края. Попытки электрификации Читы в дореволюционный период. Энергети...

История отечественного страхования
Дореволюционный период: попытка формирования государственной системы страхования от пожаров; образование частных страховых компаний; развитие страхово...

Отечественная социология в различные периоды
Социальная структура дореволюционного общества. Своеобразие общественного развития России в дореволюционный период. Построение новой социальной структ...