Типы транспортных сооружений
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
Введение
Всё построенное человеком в процессе его трудовой деятельности для обеспечения материальных и духовных потребностей общества и личности называется сооружениями.
Сооружение - это результат строительной деятельности для осуществления определённых потребительских функций. Инженерные здания и сооружения могут классифицироваться по различным признакам. По функциональному назначению - на промышленные, гражданские, сельскохозяйственные, гидротехнические, транспортные и др.
К промышленным инженерным сооружениям относятся заводы, фабрики, предприятия топливно-энергетического комплекса. Гражданские (общественные) сооружения - это жилые дома, здания культурно-бытового назначения, административные здания.
Сельскохозяйственные здания и сооружения - это элеваторы, животноводческие и птицеводческие комплексы, сооружения для ремонта и хранения техники и переработки сельскохозяйственной продукции.
Гидротехнические сооружения это плотины, каналы, трубопроводы, водозаборы, насосные станции, порты и т.д.
И наконец, к транспортным сооружениям относятся железные и автомобильные дороги, мосты, судоходные каналы, линии электропередач, аэропорты. В свою очередь автомобильные дороги включают в себя мосты, тоннели, путепроводы, эстакады.
Приведенное деление в некоторых случаях условно, так как одно и то же сооружение может быть отнесено как к одной, так и к другой группе. Например, судоходные каналы и шлюзы отнесены к транспортным сооружениям по своему назначению, вместе с тем они являются гидротехническими сооружениями, поскольку связаны с использованием воды.
Транспортные сооружения классифицируются:
· по назначению (для пропуска автомобилей, судов, железнодорожного и авиационного транспорта, для транспортировки природных ископаемых и электроэнергии);
· по принадлежности (федеральные, областные, краевые, муниципальные);
· по положению относительно поверхности земли (надземные, наземные, подземные, подводные);
· по сроку службы (постоянные и временные);
· по геометрической форме (линейные, или площадные);
· по материалам, из которых они созданы.
1. Автомобильные дороги
1.1 Классификация автомобильных дорог
автомобильный дорога железнодорожный мостовой
Классификация автомобильных дорог по назначению заключается в следующем:
Автомобильные дороги федерального значения - находятся в собственности Российской Федерации, соединяют столицу Российской Федерации с областями, регионами и финансируются за счет федерального бюджета;
Автомобильные дороги регионального значения - находятся в собственности Российской Федерации, связывают в пределах регионов и областей крупные города и промышленные центры и финансируются из регионального бюджета;
Автомобильные дороги муниципального значения - находятся в собственности Российской Федерации, связывают между собой городской центр с районами и районы между собой, финансируются из бюджета муниципальных образований.
Сельскохозяйственные дороги предназначены для движения автомобилей и машин при проведении сельскохозяйственных работ и при внутренних перевозках совхозов.
Промышленные дороги - это подъездные или внутризаводские автомобильные дороги, по которым движется транспорт данного промышленного предприятия.
Классификацию дорог по условиям движения и доступа на них транспортных средств разделяют на три класса:
1. Автомагистраль;
2. Скоростная дорога;
3. Дорога обычного типа.
К классу автомагистраль относят дороги, имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;
Не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;
Доступ на которые возможен только через пересечения в разных уровнях, устроенных не чаще чем через 5 км друг от друга.
К классу скоростная дорога относят дороги, имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;
Не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;
Доступ на которые возможен через пересечения в разных уровнях и примыкания в одном уровне (без пересечения потоков прямого направления), устроенных не чаще, чем через 3 км друг от друга.
К классу дорога обычного типа относят дороги, имеющие единую проезжую часть или с центральной разделительной полосой;
Доступ на которые возможен, через пересечения и примыкания в разных и одном уровне, расположенные для дорог категорий IB, II, III не чаще, чем через 600 м, для дорог категории IV не чаще, чем через 100 м, категории V - 50 м друг от друга.
В зависимости от интенсивности движения и их хозяйственного и административного значения автомобильные дороги подразделяют на 5 технических категорий согласно нижеприведенной таблице:
Таблица 1.1
Категория дороги |
Расчетная интенсивность движения, авт/сут |
Народнохозяйственное и административное значение автомобильных дорог |
||
приведенная к легковому автомобилю |
в транспортных единицах |
|||
I-а |
Св. 14 000 |
Св. 7000 |
Магистральные автомобильные дороги общегосударственного значения (в том числе для международного сообщения) |
|
I-б |
Св. 14 000 |
Св. 7000 |
Автомобильные дороги общегосударственного (не отнесенные к I-a категории), республиканского, областного (краевого) значения |
|
II |
Св. 6000 до 14 000 |
Св. 3000 до 7000 |
||
III |
Св. 200 до 2000 |
Св. 100 до 1000 |
Автомобильные дороги общегосударственного, областного (краевого) значения (не отнесенные к I-б, и II категориям), дороги местного значения |
|
IV |
Св. 200 до 2000 |
Св. 100 до 1000 |
Автомобильные дороги республиканского, областного (краевого) и местного значения (не отнесенные к I-б, II и III категориям) |
|
V |
До 200 |
До 100 |
Автомобильные дороги местного значения (кроме отнесенных к III и IV категориям) |
По материалам покрытий проезжей части дороги могут быть асфальтобетонными, бетонными, грунтовыми.
1.2 Элементы дороги в поперечном профиле
Дорога состоит из комплекса основных сооружений, оборудования и устройств, предназначенных для организации движения транспорта.
К основным сооружениям относят земляное полотно, дорожную одежду, водоотводные сооружения, путепроводы, тоннели, подпорные стены и т.п.
Вспомогательными сооружениями в данном случае являются автомобильные станции, гаражи, заправочные пункты, здания дорожно-ремонтной службы и т.п.
К дорожным устройствам относят ограждения, дорожные знаки, древонасаждения, скамейки, беседки, плакаты, осветительные столбы и др.
Полосу местности, на которой размещаются основные и вспомогательные сооружения, а также дорожные устройства, называют полосой отвода.
Рис. 1.1. Основные элементы автомобильной дороги:
а - дорога в насыпи; б - дорога в выемке
Часть поверхности дороги, предназначенная для движения автомобилей, называется проезжей частью.
Земляное полотно - сооружение, на котором расположена проезжая часть дороги. В зависимости от рельефа местности земляное полотно устраивают в насыпях или в выемках (рис. 1.1).
Насыпи сооружают при переходах дороги через лощины, овраги, болота и другие пониженные места, на подходах к мостам, а также в пониженных местах трассы для уменьшения большого естественного продольного уклона.
Выемки устраивают обычно на возвышенных участках трассы для - смягчения естественного уклона местности и создания плавного продольного профиля дороги.
Для большей прочности проезжу...
Метод конечных элементов в проектировании транспортных сооружений
В книге дано теоретическое обоснование и приведены практические приемы использования метода при решении физически нелинейных задач механики. Описаны с...
Проектирование транспортных сооружений
Изложены вопросы конструирования и расчета железобетонных и металлических эстакад, путепроводов, сложных многоярусных пересечений, пешеходных мостов,...
Гидросооружения водных путей, портов и континентального шельфа. Часть I: Внутренние водные пути
В книге приведены общие сведения о внутренних водных путях и сооружениях на них. Рассматриваются способы улучшения судоходных условий на свободных рек...
Практикум по прикладной геодезии. Геодезическое обеспечение строительства и эксплуатации инженерных сооружений
Приведены сведения практического характера по геодезическому обеспечению строительства и эксплуатации инженерных сооружений. Описаны инженерно-геодези...
Проектирование комплексов выработок подземных сооружений
В книге изложены основные вопросы проктирования протяженных капитальных горных выработок и камер и их комплексов для угольных шахт и рудников, транспо...