Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Транспорт

Средства послеаварийной безопасности транспортных средств

Тип: реферат
Категория: Транспорт
Скачать
Купить
Общее определение послеаварийной безопасности автомобиля как его свойства снижать тяжесть последствий дорожно-транспортного происшествия в конечной фазе и после аварии. Конструктивные мероприятия, направленные на повышение послеаварийной безопасности.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Министерство образования и науки Российской Федерации

Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)

Кафедра "Экологическая безопасность автомобильного транспорта"

Реферат

Средства послеаварийной безопасности транспортных средств

Выполнил

студент группы 8-ЗИО-1

Преподаватель:

Иванов Константин Сергеевич

Москва 2014

Содержание

1. Общее определение послеаварийной безопасности автомобиля

2. Конструктивные мероприятия, направленные на повышение послеаварийной безопасности

Выводы

Литература

1. Общее определение послеаварийной безопасности автомобиля

Анализ эффективности функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения показывает, что ДТП являются неизбежными спутниками автомобилизации. Последнее время наблюдаются качественные изменения ДТП. Например, рост городских и междугородных пассажирских перевозок коммерческим транспортом привел к значительному увеличению числа аварий с автобусами, в том числе с пассажирскими транспортными средствами малой вместимости (микроавтобусами). По данным исследований Института безопасности дорожного движения СПбГАСУ в первое пятилетие XXI столетия среднегодовой прирост ДТП с участием автобусов на 50% превышал общий рост ДТП. Исключительная опасность аварий с автобусами состоит в том, что количество пострадавших в них может составлять десятки человек. Более 3/4 таких аварий происходит на загородных дорогах, где ограничены возможности скорой медицинской помощи, пожарной службы обеспечить пострадавшим экстренные и массовые спасательные мероприятия. Увеличение скоростей и интенсивности движения ТС на автомагистралях, появление на дорогах большого числа большегрузных автопоездов также повысило вероятность катастрофических последствий при ДТП для людей и перевозимых грузов.

Полностью исключить участников дорожного движения из процесса грузовых и пассажирских перевозок невозможно, но можно снизить тяжесть травм, уменьшить вероятность смертельных исходов после ДТП.

Эта задача должна обеспечиваться обязательными элементами, средствами послеаварийной безопасности автомобиля, составной части его конструктивной безопасности.

Послеаварийная безопасность автомобиля - это свойство автомобиля снижать тяжесть последствий ДТП в конечной фазе и после ДТП. Послеаварийная безопасность автомобиля должна снижать вероятность увеличения тяжести последствий ДТП после столкновений, опрокидываний автомобилей, возгорания и погружения в воду.

По данным исследований в Москве и в Московской области, соответственно, уже у конце 90-х годов столкновения составляли 29-35%, наезды на препятствие 8-11%, опрокидывания 2-16%, случаи пожаров и погружений в воду крайне редки. По статистическим данным в США при общем одинаковом процентном соотношении видов ДТП, пожары имели место от 0,5% (легковые автомобили) до 5% случаев (грузовые автомобили), погружения в воду менее 0,3%. В большинстве случаев до моментов опрокидывания, возгорания и погружения в воду происходили столкновения автомобилей, в том числе с неподвижным препятствием (наезды на парапет, бордюрный камень, тумбу).

Эвакоприспособленность и пожаробезопасность - характеристики послеаварийной безопасности автомобиля.

Послеаварийная безопасность характеризуется временем ликвидации последствий ДТП.

Анализ ДТП показывает, что наиболее часто после аварии изменяются внутренние размеры салона, уменьшаются проходы, блокируются двери. Возможность быстрой эвакуации пострадавших из поврежденного ТС обеспечивается эвакоприспособленностью автомобиля. Тесно связана с эвакоприспобленностью пожаробезопасность ТС. После ДТП в результате повреждений элементов топливной системы автомобиля и соприкосновения паров топлива с нагретым деталями автомобиля или возникшей электрической искрой может начаться пожар. Водитель и пассажиры, которые не в состоянии быстро покинуть поврежденный автомобиль, подвергаются серьезной опасности. Пребывание в горящем автомобиле более 1,5 мин является для человека, практически, смертельным.

Нередки случаи выпадения людей из кабины, салонов при высоких скоростях столкновений (наездов) и опрокидываний ТС вследствие разрушения креплений ветрового и боковых стекол, открывания дверей. Герметичность кузова ТС является важным элементом послеаварийной безопасности при попадании автомобиля после ДТП в водоем. При быстром погружении водитель и пассажиры теряют чувство самообладания, им необходимо время для осмысления возникшей ситуации и принятия мер для того, чтобы покинуть затонувший автомобиль (автобус). Погружение автомобиля длится от 4 до 8 мин. При глубине 1,5 м давление воды составляет 1 Н/см2, что при площади двери 1 м2 будет равно 10 кН.

Статистика "переходов" ТС при сложных авариях из одного вида ДТП в другой обусловливает вероятность воздействия разнообразных опасных факторов. Поэтому ранения и травмы участников ДТП во многом не похожи на физические повреждения людей при нарушениях состояния здоровья по другим причинам. Более 95% пострадавших получают множественные травмы. Анализ травм, их частота и тяжесть доказывает необходимость наличия в автомобиле средств оказания первой доврачебной помощи и экстренность спасательных мероприятий на месте ДТП: эвакуация из поврежденных ТС пострадавших, оказание им медицинской помощи, организация их транспортирования в лечебное учреждение.

Вероятность спасения людей при серьезных ранениях, возникновении пожара, затоплении автомобиля в результате ДТП, своевременная эвакуация поврежденного автомобиля и перевозимых материальных ценностей во многом зависит от взаимодействия специальных служб в послеаварийной фазе ДТП, а также аварийной информативности автомобиля и высокоточного определения его пространственно-временных координат. Применение современных глобальных систем слежения за объектами - потребителями в технологии грузопассажирских перевозок выходит за рамки послеаварийной безопасности ТС.

2. Конструктивные мероприятия, направленные на повышение послеаварийной безопасности

Наличие и сохранение после ДТП в работоспособном состоянии выходов соответствующей пропускной способности в конструкции ТС - необходимое условие эвакуации пассажиров при ДТП

Необходимым и важным условием послеаварийной безопасности является быстрая эвакуация людей из поврежденного автомобиля. Причинами, затрудняющими эвакуацию, могут быть: изменение размеров проходов к выходам, их недоступность; недостаточный угол открытия дверей из-за ограничивающих устройств заклинивание дверей из-за изменения геометрии проемов, повреждений замков и деформации петель. В этих условиях важнейшим свойством ТС становится соответствие пропускной способности выходов числу пассажиров.

Поэтому для обеспечения эвакуации пассажиров из автобусов в обязательном порядке предусматривают запасные выходы. В качестве запасных выходов в автобусе устраивают запасные двери, запасные окна и аварийные люки.

Требования к общей конструкции, минимальному числу и размерам запасных выходов регламентированы национальными и международными стандартами. Так, в отношении запасных дверей, окон и аварийных люков, эти требования следующие: запасные двери, окна и аварийные люки должны открываться изнутри и снаружи, запасное окно должно иметь легко разбиваемое безопасное стекло; запасные двери и окна должны навешиваться снаружи и открываться наружу, аварийный люк должен иметь возможность сниматься как изнутри, так и снаружи; каждый запасной выход и приборы управления им должны обозначаться соответствующими надписями снаружи и внутри ТС.

В частности, ГОСТ Р 41.36-99, являющийся идентичным текстом Правил № 36 ЕЭК ООН, устанавливает требования к минимальным размерам и числу запасных выходов для пассажирских транспортных средств (автобусов) вместимостью более 22 стоящих или сидящих пассажиров (табл. 4.1 и 4.2).

Таблица 4.1. Минимальные размеры запасных выходов автобусов

Тип выходов

Примечание

Запасная дверь

Дверной Высота, см проем Ширина, см

125 55

-

Запасное окно

Площадь, см2

4000

В это отверстие должен вписываться прямоугольник высотой 50 см и

шириной 70 см

Запасное окно, в задней части автобуса, если отсутствует вышеуказанное

В отверстие запасного окна должен вписываться прямоугольник высотой 35 см и шириной 155 см

Аварийный люк

Отверстие люка, см2

4000

В это отверстие должен вписываться прямоугольник высотой 50 см и

шириной 70 см

Таблица 4.2. Минимальное число запасных выходов для автобусов

Число пассажиров

Минимальн...

Другие файлы:

Безопасность транспортных средств (автомобили)
Изложены основные понятия о безопасности транспортного средства; нормативное регулирование и стандартизация требований к безопасности транспортных сре...

Развитие технических средств обеспечения безопасности движения поездов на станциях
Пособие предназначено для инженерно-технических специалистов, разрабатывающих, проектирующих и эксплуатирующих технические средства обеспечения безопа...

Таможенный досмотр товаров и транспортных средств
Понятие и задачи таможенного досмотра товаров и транспортных средств. Технические средства, применяемые при таможенном досмотре товаров и транспортных...

Порядок проведения таможенного досмотра товаров и транспортных средств
Сущность, цели и методы проведения таможенного досмотра товаров и транспортных средств. Процедуры таможенного досмотра, технические средства и правовы...

Технический регламент транспортных средств
Примерно через год российские автовладельцы вплотную столкнутся с требованиями нового Технического регламента о безопасности колесных транспортных сре...