Роль человеческого фактора в безопасности мореплавания
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Судно как объект управления. Понятие «человеческий фактор» и требования нормативных документов по его учёту в процессе разбора аварий
2. Надежность оператора
3. Информационное взаимодействие
4. Виды и качества решений
5. Информационные характеристики человека
6. Общие закономерности и стилевые особенности принятия решения оператором
7. Работоспособность и эмоциональные состояния оператора
8. Устойчивые свойства личности
9. Стресс и его влияние на деятельность оператора
10. Саморегуляция
11. Структура задач управления. Риск
ВВЕДЕНИЕ
С точки зрения науки «судовождение -- единый процесс, обеспечивающий плавание и управление судном для достижения намеченных целей». Известно, что цели торгового, промыслового, научного и военного мореплавания различны. Однако требования к обеспечению безопасности мореплавания едины, а общая задача судовождения универсальна. Навигационная безопасность плавания -- непременное условие решения любой задачи мореплавания, а общая задача судовождения кратко формулируется так: «провести судно из одного пункта в другой по заранее намеченному, безопасному и наивыгоднейшему пути». Под безопасным и наивыгоднейшим путем понимается такой, при котором судно прибудет в пункт назначения в кратчайший или назначенный срок с наименьшим расходом топлива (энергоресурса) и других запасов, а также с наименьшим риском встречи с навигационными опасностями, с другими судами и опасными гидрометеоявлениями.
Несмотря на развитие средств навигационного оборудования и ужесточение требований к судоводителям и судовладельцам как со стороны ИМО, так и со стороны национальных департаментов, навигационная аварийность остается еще высокой. Не менее половины гибели судов торгового флота происходит вследствие посадки на мель либо столкновений, т.е. напрямую связаны с деятельностью лиц ходовой навигационной вахты.
Детальные расследования обстоятельств аварий показали, что в основе подавляющего большинства морских трагедий лежат неправильные или несвоевременные действия (бездействия) судового персонала. «Человеческий фактор» обуславливает 70--80% аварий и катастроф. Достаточно вспомнить только самые известные трагедии, произошедшие с судами «Титаник», «Андреа Дориа», «Адмирал Нахимов», «Михаил Лермонтов», «Александр Суворов» и т.д.
В контексте безопасности мореплавания под человеческим фактором принято понимать возможности и способности человека по приему, обработке информации и принятию решений в различных условиях его функционирования.
Естественно возникает вопрос: как установить барьер на пути навигационной аварийности? Как предупредить неправильные или несвоевременные действия экипажа и, в первую очередь, естественно, персонала ходовой навигационной вахты? Очевидно, что наряду с повышением уровня профессиональной подготовки экипажей судов и техническими мерами, необходимы мероприятия организационного характера.
Подобно всем знаниям, основанным на практике, несение вахты на ходовом мостике с выполнением всех необходимых требований судовождения основано на приобретении практических навыков, поддержании полученных знаний на должном уровне и постоянном их совершенствовании.
Следует отметить, что до начала 90-х годов прошлого столетия проблемы безопасности мореплавания в основном решались за счет разработки новых правил и нормативных документов в виде различных Международных конвенций, совершенствования транспортных средств и технологического оборудования, что, конечно, давало свои положительные результаты, но неучет влияния «человеческого фактора» на результаты управления судном сделал свое дело. Эта проблема заключается еще и в том, что на данный момент нет достаточных знаний об естественных законах поведения человека и о причинно-следственных связях взаимодействия на человека различных факторов, особенно в экстремальных условиях.
Традиционные методы и принципы управления, предпринимаемые для достижения главной цели управления, оставляли в стороне важнейший аспект, оказывающий весьма существенное влияние на безопасность мореплавания -- «человеческий фактор».
Все вышеизложенное свидетельствует о несомненной важности роли человеческого фактора в проблеме безопасности мореплавания и необходимости его всестороннего изучения и учета на всех этапах профессионального становления специалистов морского флота, особенно судоводителей, так как значительная часть аварий приходится именно на судоводителей.
1. Судно как объект управления. Понятие «человеческий фактор» и требования нормативных документов по его учёту в процессе разбора аварий
Согласно классическому определению, «Управление» -- это совокупность системы скоординированных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей организации или коллектива. Управление -- это особый вид деятельности, который превращает неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу людей.
Управление судном включает в себя несколько аспектов управления, из которых для целей управления судном необходимо выделить следующие:
- экономический аспект руководства судном как объектом производства -- менеджмент;
- управление судном как движущимся объектом (маневрирование) в условиях ограниченной акватории или при плаваниях в узкостях;
- управление судном в особых (экстремальных) ситуациях при воздействии морской стихии для обеспечения безопасности экипажа судна, груза и охраны окружающей среды.
В науке о психологии управления, наряду с другими понятиями, часто употребляется понятие «human factor» -- «человеческий фактор», заимствованное из английского языка.
Человеческий фактор -- это все то, что зависит от человека: психологических и психофизиологических свойств (возможностей, желаний, способностей и т. п.).Важность человеческого фактора определяется тем, что по мере усложнения управления растут требования к интеллектуальным и другим психофизиологическим характеристикам человека. Соответственно возрастает роль человека и его возможностей в процессе управления различными объектами, в том числе и судном.
Психология управления -- это часть комплексной науки управления.
Синонимы «психологии управления» -- понятия: «менеджмент» (от английского глагола
«to manage», что означает «управлять»), «организационная психология», «психология организаций».
Цель психологии управления -- разработка путей повышения эффективности и качества жизнедеятельности организационных систем.
Предмет психологии управления -- деятельность руководителей (менеджеров), реализуемая в выполнении основных управленческих функций.
Содержание психологии управления -- разработка психологических аспектов деятельности человека, группы и организации в целом.
Источники психологии управления:
а) практика управления;
б) развитие психологической науки;
в) развитие социологии организаций.
Методологические подходы к управлению. Существуют три основных подхода к управлению: системный, ситуационный и процессный.
Главным методологическим подходом к управлению является системный подход.
Системный подход -- это подход к анализу явлений, при котором они рассматриваются как система, не сводимая к своим элементам. Системный подход требует использования принципа обратной связи между частями и целым, целым и окружением (т. е. средой), а также между частями и окружением.
С помощью системного подхода организация (коллектив) рассматривается как единое целое со всеми сложнейшими ее связями и отношениями, а также согласованием деятельности всех ее подсистем.
Ситуационный (конкретный) подход -- это подход, утверждающий, что оптимальное решение есть функция факторов среды в самой организации (внутренние переменные) и в окружающей среде (внешние переменные).
При его использовании руководители исходят из того, что конкретная ситуация является основой применения возможных методов управления. При этом наиболее эффективным считают тот метод, который в большей степени соответствует данной управленческой ситуации. Однако это справедливо только для такой ситуации, когда для принятия решения имеется полная и достоверная информация. В условиях мореплавания у капитана зачастую такой информации нет, и ему приходится принимать решение в условиях ограниченной информации, часто полагаясь на интуицию. По этой причине при вынесении суждений о правильности или неправильности действий следует делать поправку на известный в психологии «эффект обратного мышления», заключающийся в том, что у эксперта, знакомого со всеми обстоятельствами аварии, возникает иллюзия очевидности аварийного исхода при таком образе действий, в то время как для человека, предпринимавшего действия, приведшие к аварии, такой исход был далеко не очевиден. Неучет этого эффекта может привести к обвинению в непрофессионализме и неразумности действий. Чтобы избежать этого, эксперту необходимо ставить себя в положение судоводителя с имеющейся у него на тот момент информацией. Следует учитывать, что экспертиза производится в статике, а реальная авария протекает в динамике. Экспертиза располагает полной информацией, а суд...
Вопросы безопасности мореплавания и предотвращения загрязнения моря в деятельности Международной морской организации
Понятие "безопасность мореплавания". Деятельность Международной морской организации: конвенции по вопросам мореплавания, судостроения, охраны морской...
Влияние человеческого фактора
Причины возникновения опасных ситуаций. Человеческий фактор в обеспечении безопасности полетов. Способы уменьшения влияния человеческого фактора. Тест...
Человеческий капитал и его роль в современной рыночной экономике
Понятие человеческого капитала, его виды и основные составляющие: образование, здоровье и культура. Формирование и накопление человеческого капитала:...
Арест и задержание морских судов и безопасность мореплавания
Излагаются понятия безопасности мореплавания, формы и виды сотрудничества государств в сфере обеспечения безопасности мореплавания. Дана классификаци...