Разработка конструкции хвостовой части фюзеляжа пассажирского самолета
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
Введение
В данном курсовом проекте необходимо разработать конструкцию отсека фюзеляжа.
КСС отсека фюзеляжа (количество и расположение стрингеров, лонжеронов, силовых и несиловых шпангоутов) формировать в соответствии с геометрией отсека, с учётом крепления к отсеку агрегатов (крыла, оперения, двигателя и т.д.), вырезов в отсеке и нагрузок, действующих на отсек.
Построить в абсолютных величинах эпюры внешних нагрузок: перерезывающей силы Qy и изгибающего момента Mz в вертикальной плоскости; перерезывающей силы Qz и изгибающего момента My в горизонтальной плоскости; крутящего момента Mкр.
Относительные эпюры внешних нагрузок по длине отсека фюзеляжа даны без учёта нагружения фюзеляжа в зоне разрабатываемого отсека сосредоточенными нагрузками. Поэтому необходимо достроить эпюры в случае, если к отсеку приложены сосредоточенные силы от агрегатов или полезной нагрузки.
Произвести проектировочный расчёт отсека фюзеляжа на прочность в двух сечениях, рассчитать узлы крепления агрегатов и усиленный шпангоут.
При разработке конструкции герметичного отсека фюзеляжа указать на чертеже схемы герметизации.
Конструкцию окон кабин, входных дверей и люков рекомендуется заимствовать у аналогичных самолётов.
Корпус самолета служит для размещения экипажа, грузов, оборудования. К корпусу крепятся крылья, оперение, часто силовая установка и другие агрегаты самолета.
1. Технические требования и исходные данные
1.1 Требования, предъявляемые к фюзеляжу самолета
Фюзеляж, соединяя в одно целое все части самолёта, предназначен для размещения экипажа, оборудования и перевозимой нагрузки (пассажиров, грузов и т.п.).
Большинство современных самолётов выполняется по однофюзеляжной схеме.
К фюзеляжу предъявляются следующие основные требования:
1. Аэродинамические требования - совершенство формы, отсутствие углов и выступов, а также открытых щелей и отверстий, гладкость поверхности. Для ослабления интерференции и уменьшения лобового сопротивления самолета необходимо плавно сопрягать фюзеляж с примыкающими к нему частями самолета.
2. Конструктивные требования - достаточная прочность (выполнение требований норм прочности), достаточная жесткость конструкции на изгиб и кручение, малый вес конструкции, рациональное расположение конструктивно-силовых элементов.
3. Эксплуатационные требования - максимальное использование внутренних объемов, доступность для осмотра и обслуживания всех частей, легкость ремонта, звукоизоляция, вентиляция и отопление помещений для пассажиров и экипажа, удобство размещения оборудования, достаточная живучесть конструкции при частичных разрушениях.
4. Производственно-экономические требования, из которых главными являются простота изготовления и невысокая стоимость.
1.2 Исходные данные
Рисунок 1 - Исходные данные
В таблице 1 приведены основные параметры самолёта и разрабатываемого агрегата.
Таблица 1 - Основные параметры самолета и разрабатываемого агрегата
вариант |
Мmax/H |
mo, т |
d1 |
d2 |
L |
l1 |
l2 |
da |
ha |
b |
|
1 |
0,70/8 |
20 |
2400 |
1900 |
4000 |
2500 |
1000 |
1200 |
300 |
1850 |
Таблица 2 - Нагрузки от двигателя, кН
вариант |
Р1 |
Р2 |
Р3 |
Р4 |
Р5 |
Р6 |
Р7 |
Р8 |
|
1 |
13 |
13 |
100 |
120 |
11 |
140 |
110 |
40 |
Таблица 3 - Величины нагрузок в сечении А-А
Qy, kH |
Mz, kH*м |
Qz, kH |
My, kH*м |
Mкр, kH*м |
|
120 |
700 |
20 |
350 |
300 |
Шаг шпангоутов - 500 мм.
На рисунке 2 показаны эпюры нагрузок действующих в сечениях
м= 4м/100мм = 0,04
мн= 700кН/30мм = 23,33 (Мz)
мн= 350кН/30мм = 11,67 (Му)
мн= 120кН/30мм = 4 (Qу)
Рисунок 2- Схема нагружения
2. Техническое предложение
2.1 Конструктивно силовая схема агрегата
Конструкция фюзеляжа состоит из силовой системы (каркас, оболочка), воспринимающей внешние нагрузки, и элементов вспомогательного назначения.
К элементам вспомогательного назначения относятся детали для местного усиления основной конструкции; детали для установки различных грузов, предметов вооружения и оборудования; детали, выполняющие специальное назначение и в то же время являющиеся частью конструкции фюзеляжа (например, пол в кабинах, противопожарные перегородки, всевозможные крышки люков, двери, броня в военных самолетах и т. д.).
Силовую систему данного отсека фюзеляжа представляем балочного типа.
Фюзеляж под действием распределенных и сосредоточенных сил работает в общем случае как балка на изгиб и кручение, при этом характер и степень нагружения элементов конструкции зависят от конструктивно-силовой схемы фюзеляжа.
В балочном фюзеляже изгибающие моменты воспринимаются лонжеронами, стрингерами и обшивкой; поперечные силы и крутящий момент воспринимаются обшивкой.
Из балочных фюзеляжей в настоящее время главным образом применяются три разновидности.
1 Конструкция, состоящая из мощных лонжеронов и слабого набора стрингеров и шпангоутов, с обшивкой, работающей при кручении фюзеляжа. Такой фюзеляж называется лонжеронным.
2. Конструкция, состоящая из работающей обшивки при изгибе и кручении фюзеляжа и частой сети стрингеров и шпангоутов. Такой фюзеляж называется стрингерным (полумонокок). Сюда входят также конструкции, в которых для усиления в местах крепления к фюзеляжу различных агрегатов и вырезов ставят усиленные стрингеры, часто называемые лонжеронами.
3. Конструкция, представляющая собой сравнительно толстую обшивку, подкрепленную только шпангоутами. В этой конструкции всю работу несет обшивка. Такой фюзеляж называется обшивочным (монокок).
Для конструирования я выбираю балочный фюзеляж стрингерного типа представленный на рис.3.
1) обшивка;
2) ось шпангоута;
3,4) оси силовых шпангоутов
5) ось стрингера
Рисунок 3- КСС балочного фюзеляжа стрингерного типа
2.2 Оценка конструктивной схемы фюзеляжа
На основе анализа конструкций фюзеляжей различных типов представляется возможным дать их сравнительную оценку с точки зрения аэродинамики, прочности и жесткости, живучести и использования внутренних объемов.
Аэродинамика балочного фюзеляжа в наибольшей степени удовлетворяет современным требованиям. Жесткая обшивка обеспечивает балочному фюзеляжу гладкую и неизменяющуюся в полете поверхность.
Прочность и жесткость у балочных фюзеляжей обеспечиваются теми же элементами, которые создают и обтекаемую форму, т. е. материал конструкции используется рационально. В результате этого балочная конструкция обладает малым весом.
Живучесть конструкции балочного фюзеляжа не нарушается даже при многочисленных пробоинах в обшивке и при местных поломках.
Использование внутренних объемов у балочных фюзеляжей осуществляется наиболее эффективно, в то время как на...
Разработка панелей хвостовой части стабилизатора регионального пассажирского самолета
Назначение и описание проектируемого самолета Ан-148. Расчет на прочность панели хвостовой части стабилизатора. Разработка технологии формообразования...
Летные технические характеристики самолета
Особенности проектирования пассажирского самолета. Параметрический анализ однотипных аэропланов и технических требований к ним. Формирование облика са...
Назначения и особенности конструкции гондол и пилонов самолета
Гондолы предохраняют двигатель и его агрегаты от коррозии, загрязнения и механических повреждений. Размещение двигателей в фюзеляже, на крыле, на гори...
Узел компрессора ТРДД для пассажирского самолета
Общие сведения о двигателе пассажирского самолета и описание конструкции его узлов. Расчет на прочность пера лопатки и диска рабочего колеса первой ст...
Проектирование пассажирского дальнемагистрального самолета на 300 пассажиров с дальностью полета 9000 км
Схемы крыла, фюзеляжа, оперения, шасси и двигателей самолета. Удельная нагрузка на крыло. Расчет стартовой тяговооруженности, взлетной массы и коэффиц...