Проект пожарного аварийно-спасательного автомобиля
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Введение
Состояние пожарной безопасности в определённой степени отражает уровень экономического развития нашей страны. Ежегодно в России происходит порядка 800 пожаров, материальные потери от которых по оценкам специалистов составляют порядка 100 млн. руб. В основном горят леса и промышленные предприятия, имеющие изношенное и устаревшее оборудование. Таким образом, мы стоим на грани необратимых техногенных катастроф.
Для того чтобы сократить степень риска техногенных катастроф и довести его до нормального уровня, потребуются инвестиции в размере 40 - 50 млн. долларов в год. Но даже при этом, по прогнозам Минэкономразвития, выходить из кризиса придется примерно 25 лет. Причём многие объекты восстанавливать окажется дороже, чем строить новое.
К сожаленью, в критическом состоянии находится не только основные фонды предприятий, но и парк пожарных автомобилей , состоящий на вооружении подразделений МЧС, защищающих промышленные объекты. При этом ситуация распространяется не только на возрастной состав парка, но и на его качественную структуру: они не адекватны складывающейся оперативной обстановке с пожарами.
За три последних года объём новых поступлений пожарных автомобилей в объектовые подразделения МЧС составил лишь 3% от всего парка. При такой динамике потребуются многие годы на обновление и восстановление пака.
Не менее проблематична качественная структура парка пожарных автомобилей подразделений МЧС. Она была сформирована в конце 80-ых годов. Когда отечественной промышленностью выпускались в основном пожарные автомобили среднего класса на шасси ЗИЛ и ГАЗ ( с цистерной вместимостью до 2500 л, насосом типа ПН-40У с подачей 40 л?с-1, лафетным стволом ЛС-20 или ЛС-40). Естественно, что парк пожарных автомобилей в настоящее время более чем 80% состоит из автоцистерн на базе ЗИЛ.
В настоящее время в подразделениях ФПС МЧС России эксплуатируется более 14000 основных пожарных автомобилей, более 3000 специальных пожарных автомобилей и 13000 единиц оперативно-служебного транспорта. На вооружении подразделений находятся более 200 наименований пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного оборудования. Но в настоящее время около 50% имеющегося парка подлежит списанию ввиду выработки установленных сроков эксплуатации. Для поддержания парка пожарной автотехники необходимо ежегодно приобретать до 2500 единиц только основных и специальных пожарных автомобилей.
Перспективный типаж пожарных автомобилей, разработанный ФГБУ ВНИИПО МЧС России по заданию ГУГПС МЧС Росси, предусматривает выпуск более 60 основных и специальных машин с повышенными тактико - техническими показателями и пониженным расходом топлива на привод специальных агрегатов. Намечены также меры по дальнейшему повышению надёжности и долговременности пожарных автомобилей, их универсализации и специализации.
В настоящее время пожарные автомобили выпускаются в Торжке, Варгашах, Москве, Мытищах, Давыдово, Жуковском, Туле, Тольятти, Миассе, Посевной и других городах страны. Головным предприятием по выпуску ПА является ОАО «Пожтехника» г. Торжок. Однако постоянно осуществляемая модернизация существующих всем требованиям сегодняшнего дня, в том числе и новых аварийно - спасательных автомобилей (АСА).
Главными задачами завода-изготовителя пожарной техники должны быть:
выпуск конкурентоспособной техники с зарубежными аналогами;
блочно-модульный принцип конструирования машин, который позволит трансформировать автомобиль по необходимому назначению;
разработка новых аварийно-спасательных автомобилей повышенной проходимости.
Особенно остро необходимость в автомобилях типа АСА ощущается в последнее время на объектах обслуживающих транспортные магистрали и предприятия, где возможно возгорание большого количества различных по структуре и свойств горючих веществ. К таким объектам можно отнести: нефтебазы, хранилища нефтепродуктов, авиационные и морские порты. Именно на таких территориях наиболее часто приходится ликвидировать аварии и последствия катастроф.
Выше отмеченное подтверждает актуальность тематики дипломного проекта и подчёркивает практическую значимость разработки объектовых пожарных машин, в том числе и аварийно - спасательные автомобилей.
1. Состояние вопроса
1.1 Анализ аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров подразделений ФГКУ «СУ ФПС №2 МЧС России» за 2010-2011 г
Анализ данных, характеризующих обстановку с пожарами в ЗАТО Железногорск за 2011 год, позволяет сделать вывод о том, что служба пожаротушения и дежурные караулы подразделений ФГКУ «Специальное управление ФПС №2 МЧС России», реализуя требования нормативных актов, приказов, указаний ДПСС МЧС России и Специального управления ФПС №2 МЧС России, в целом решили организационные и практические вопросы, связанные с тушением пожаров.
В 2011 года подразделения гарнизона совершили 2875 выездов, что на 105 выездов меньше, чем за аналогичный период прошлого года (АППГ) - 2980 выездов.
Сведения о выездах подразделений гарнизона за 2010 -2011 г.г. приведены в таблице 1.1.
Таблица № 1.1 - Сведения о выездах подразделений гарнизона за 2010 - 2011г.г.
№ п/п |
Цель выезда |
2010г. |
2011г. |
|
1. |
Пожары (помощь ГУ МЧС по Красноярскому краю) |
83(3) |
76(2) |
|
2. |
Загорания |
164 |
268 |
|
3. |
Лесные пожары (трава, пух, мусор) |
226 |
305 |
|
4. |
Аварии |
0 |
0 |
|
5. |
На срабатывание установок АПС |
1002 |
1374 |
|
6. |
Ложные вызовы |
1248 |
765 |
|
7. |
Пожарно-тактические учения, отработки планов, ПТЗ и т.п. |
102 |
108 |
|
8. |
Оказание помощи населению, службам города, объектов и т.п. |
155 |
69 |
|
Всего: |
2980 |
2875 |
Анализируя обобщенные данные (табл. 1.1) работы подразделений ФГКУ «Специальное управление ФПС № 2 МЧС России» за 2011 год, следует отметить значительное увеличения количества выездов по сравнению с АППГ:
- загорания - в 1,8 раза (на 104 выезда);
- лесные пожары (трава, пух, мусор) - в 1,35 раза (на 79 выездов);
- на срабатывания АПС - в 1,7 раза (на 372 выездов);
- пожарно-тактические учения, отработки планов, ПТЗ - в 2,8 раза (на 6 выездов);
В 2011 году на пожарах погибло 6 человек (в АППГ - 4 человека), количество получивших травмы населения составило 8 человек (в АППГ - 9 человек). В процессе ликвидации пожаров спасено 55 человек (в АППГ - 30 человек).
Из 76 пожаров, произошедших в 2011 году, личным составом дежурных караулов потушено 75 пожаров, подручными средствами населением до прибытия подразделений пожарной охраны - 1 пожар. Сведения приведены на рисунке1.1
Рисунок 1.1 - Сведения по тушению пожаров подразделениями СУ ФПС № 2 в 2010 - 2011 г.г.
В 2011 году на 16 пожарах работы по спасанию людей и ликвидации горения производились звеньями ГДЗС. В 30 случаях на пожары были привлечены специальные пожарные автомобили (таблица № 1.2).
Таблица № 1.2 - Сведения по использованию специальной пожарной техники на пожарах в 2010-2011 г.г.
Специальные пожарные автомобили |
2010 г. |
2011г. |
|
АСА-20, АД-90 |
16 |
8 |
|
АЛ-50, АКП-50, АПТ-22, МШТС |
17 |
20 |
|
АР-2 |
5 |
2 |
|
Всего: |
38 |
30 |