Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Транспорт

История развития транспорта

Тип: реферат
Категория: Транспорт
Скачать
Купить
Примитивные средства транспорта в условиях первобытного хозяйства. Шаг в развитии транспорта в рабовладельческих государствах и при феодализме. Эпоха промышленного переворота. Характеристика историко-географического развития различных видов транспорта.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

  • Введение
  • 1. История возникновения транспорта
  • 1.1 Древнейшие времена
  • 1.2 Развитие транспорта при феодализме
  • 2. Историко-географическое развитие различных видов транспорта
  • 2.1 Железнодорожный транспорт
  • 2.1.1 Первые виды рельс, железнодорожных путей, локомотивов
  • 2.1.2 Электровозы, тепловозы
  • 2.1.3 Метрополитен
  • 2.2 Автомобильный транспорт
  • 2.3 Воздушный транспорт
  • 2.3.1 Древняя Греция
  • 2.3.2 Воздушные шары и воздушные змеи в Китае
  • 2.3.3 Парашюты и планёры в Испании Омейядов и в Англии
  • 2.3.4 Европейское Возрождение и Османская империя
  • 2.3.5 Современный полёт
  • 2.3.6 Развитие авиации набирает темп
  • 2.3.7 1900-1914 ("Эра Пионеров")
  • 2.3.8 Самуэль Пирпонт Лэнгли
  • 2.3.9 Братья Райт
  • 2.3.10 Первая женщина-пилот
  • 2.3.11 Вертолёт
  • 2.3.12 Гидросамолёт
  • 2.3.13 Авиация в Первой мировой войне
  • 2.3.14 1918-1939 ("Золотой Век")
  • 2.3.15 1939-1945: Вторая мировая война
  • 2.3.16 Первые полёты в истории человека (1945)
  • 2.3.17 XXI век
  • 2.4 Водный транспорт
  • 2.4.1 Речной транспорт
  • 2.4.2 Морской транспорт
  • 2.5 Трубопроводный транспорт
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение

Долгие годы человек мечтал о коврах-самолетах и сапогах-скороходах, о скатертях-самобранках и добрых волшебниках, способных построить дворец за одну ночь. Эти мечты воплощались в сказках. А в реальной жизни людям приходилось трудиться, чтобы прокормить себя и своих близких. На преодоление расстояний между городами уходили недели и месяцы, общественные здания строились годами, ибо собственных физических сил человека и силы мускулов прирученных им животных было слишком мало. Кое в чем человек сумел воспользоваться помощью ветра и воды. Но необузданный нрав этих стихий сделал их помощь весьма ограниченной.

Так продолжалось тысячелетия, пока человек не начал создавать машины, способные многократно увеличивать его собственную физическую силу и оставаться при этом послушными его воле.

Первым массовым, не зависящим от силы стихий самодействующим механизмом стала паровая машина. Она была изобретена в конце XVII века. Быстро совершенствуясь, соединяясь с различными исполнительными и вспомогательными механизмами, паровой двигатель преобразовал средневековые мастерские и мануфактуры в фабрики и заводы, дал жизнь паровозам, пароходам, локомобилям.

В 1852 году француз Жиффар подвесил к воздушному шару, которому придал сигарообразную форму, паровой двигатель с воздушно-винтовым движителем. Новый воздухоплавательный аппарат получил возможность передвигаться по воле человека не только вверх и вниз, но и по горизонтали. Эту летательную машину назвали дирижаблем. Спустя тридцать лет русский изобретатель Александр Федорович Можайский установил облегченную паровую машину с тремя воздушно винтовыми движителями на крылатый аппарат тяжелее воздуха, который назвал самолетом. Самолет Можайского в присутствии военных экспертов продемонстрировал способность отрываться от земли с человеком на борту и двигаться на высоте нескольких метров. На полях Англии и Франции в середине XIX века появились колесные сельскохозяйственные машины с паровыми двигателями. Каждая могла соперничать с двумя десятками лошадей.

В 1770 году французский военный инженер Николай Жозеф Кюньо построил паровую повозку, способную перевозить груз до трех тонн по дорогам. Чуть позже паровые машины стали заменять лошадей.

Но паровая машина имела серьезные недостатки. Она была громоздкой, сложной в эксплуатации, неэкономичной. Нередко при неполадках котлы машин взрывались подобно бомбам.

XIX век, продолжал пользоваться рожденной в предыдущем столетии паровой машиной и всемирно совершенствовать ее. Однако создавались и новые варианты двигателей - электромотор, и двигатель внутреннего сгорания, сокращенно - ДВС.

Немецкий электротехник Гефнер-Альтенек в 1873 году создал конструкцию электрической машины-генератора, которая как вскоре оказалось, может быть легко преобразована в свою противоположность - электрический двигатель. Усилиями американских и французских инженеров, а в особенности русского специалиста Михаила Осиповича Доливо-Добровольского электродвигатели приобрели значительную мощность, высокий КПД и компактность стали вытеснять паровые машины в промышленном производстве. Но один недостаток электродвигателей - их зависимость от источников питания - ограничил применение этого замечательного изобретения на транспортных машинах. Преимущества электродвигателей и возможность обходиться без стационарных источников энергии объединили в себе ДВС. Именно они определили ускорение технического прогресса в начале XX века, сделали реальностью сказочные мечты многих тысячелетий.

Немецкий изобретатель Николаус Август Отто построил в 1876 году работоспособный ДВС, топливом для которого служил газ. КПД этого двигателя оказался в три с лишним раза выше, чем у построенных в то время паровых машин. Соотечественник Отто, инженер Рудольф Дизель, спустя чуть более двадцати лет создал в 1897 году ДВС несколько иной конструкции с воспламенением рабочей смеси не от электрической искры, как у Николауса Августа, а от сжатия. Двигатель Дизеля показал еще более высокое значение КПД.

Не удивительно, что здесь же, в Германии, новыми двигателями, несравненно более компактными и удобными в обращении, чем паровые вскоре после их изобретения попробовали оборудовать колесные экипажи.

транспорт история географический

1. История возникновения транспорта

1.1 Древнейшие времена

Возникновение транспорта относится к древнейшим временам. В условиях первобытного хозяйства, когда появляются лишь зачатки общественного разделения труда, нужда в транспорте невелика. Средства транспорта примитивны - протоптанные тропы, вьюки, катки для особо тяжелых грузов, выдолбленные стволы дерева или плоты, позднее челноки. В эпоху рабовладельческого хозяйства, построенного на эксплуатации труда рабов, транспорт делает шаг вперед в своем развитии. Рабовладельческие государства вели многочисленные войны за покорение других стран, получение с них дани, захват рабов. Военные потребности и нужды управления требовали развитие транспорта. В Китае, Персии, Римской империи было построено большое количество мощеных дорог для военных целей. Сеть римских военных дорог насчитывала десятки тысяч километров, остатки их сохранились и до настоящего времени. Постепенно росли обмен, торговля рабами, хлебом, тканями, пряностями. Возникли города - государства на Средиземном море - Финикия, Карфаген и другие, в которых большую роль играла торговля. Развилось морское судоходство, появились гребные, а затем и парусные суда. Морские суда, особенно военные, в государствах античного мира - Греции, Риме, Египте - достигали больших размеров, в отдельных случаях они имели тысячи гребцов - рабов. Купцы предпочитали суда парусные или парусно-гребные меньших размеров, не требовавшие такого большого количества гребцов и имевшие относительно больше места для размещения грузов. Для транспортировки товаров сухопутным путем служили рабы-носильщики, применялись вьюки или 2-х - 4-х - колесные повозки. При рабовладельческом хозяйстве транспорт еще не выделился в самостоятельную отрасль хозяйства. Средства транспорта, как и другие средства производства, принадлежали рабовладельцу. В сфере обмена транспорт был слит с торговлей. Купцы являлись одновременно и владельцами транспортных средств.

1.2 Развитие транспорта при феодализме

На ранних стадиях феодализма развитие транспорта сковывалось политической раздробленностью, слабым развитием торговли между странами и внутри них. Перевозились в основном грузы, которые не могли быть произведены на месте, главным образом предметы роскоши. Сухопутный транспорт был преимущественно вьючным. Товары перевозились нередко сообща несколькими купцами для защиты от нападения разбойников. Транспортирование на многих крупных реках Европы (Рейн, Дунай и других.) стало монополией цехов лодочников. С ростом торговли таких городов, как Венеция, Генуя, союза ганзейских городов получил развитие морской транспорт. На Руси оживленная морская торговля велась новгородцами. Техника морского судоходства постепенно совершенствовалась, особенно с изобретение компаса, давшего возможность совершать плавание в открытое море. С конца XV века морские суда выходят в открытый океан. Начинается эпоха великих географических открытий. С ростом обмена, торговли, накоплением капитала и углублением общественного разделения труда создавались благоприятные условия для выделения транспорта в отдельную отрасль производства. В XV-XVI в. в становится все больше судовладельцев, занимающихся только перевозками. В России в XVI - XVII в. в развилось северное морское судоходство по Белому морю и Ледовитому океану, а также торговое судоходство по реке Волге и Каспийскому морю. Во многих странах появляются почта и регулярные перевозки пассажиров по сухопутным дорогам. Во Франции, Германии, позже в Англии в XVII веке строятся улучшенные до...

Другие файлы:

История развития транспорта
Основные виды транспорта. Начало морского и речного туризма. Успех туристских железнодорожных путешествий. Возникновение автомобильного транспорта и е...

Морской транспорт
Виды морского транспорта и их характеристики. Международный характер производственной деятельности в судоходстве. История развития морского транспорта...

Особенности развития трамвайного транспорта в современной транспортной системе города (на примере г. Салават)
Развитие трамвайного транспорта в России. География размещения производства трамваев. Проблемы трамвайного транспорта и пути их решения. Развитие трам...

Анализ работы пассажирского транспорта и основные направления его дальнейшего развития в Ивановской области и г. Иваново
Роль транспорта в развитии российской экономики. Вопросы формирования и развития транспорта общего пользования в России в целом, проведение анализа де...

История техники железнодорожного транспорта. Выпуск 1
Выпуск I истории техники железнодорожного транспорта охватывает период с момента возникновения парового рельсового транспорта до 10-х годов XIX века.К...