Альтернативные топлива для автомобилей
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Альтернативные топлива для автомобилей
1. Газообразные топлива
Пропан-бутан(сжиженный нефтяной газ, СНГ, по-английски- liquified petroleum gas LPG) - это смесь двух газов. Пропан-бутан получают из нефти и сконденсированных нефтяных попутных газов.
БутамнC4H10- предельный углеводород (алкан), имеет два изомера:
н-бутан (диэтил) CH3-CH2-CH2-CH3;
2-метилпропан (изобутан, триметилметан) CH(CH3)3
ПропамнC3H8 -газ, представитель класса алканов. Химическое строение: CH3-CH2-CH3, при температуре 25 °C сжижается под давлением около 1 МПа.
Таблица 1 - Характеристика сжиженных нефтяных газов
Наименование показателя |
Норма для марки |
||||
СНГГОСТ 27578 |
GPLAUTO PETROM |
||||
ПА |
ПБА |
Tip A |
Tip B |
||
1. Массовая доля компонентов, %: |
|||||
сумма метана, этана |
Не нормируется |
||||
пропан |
85+10 |
50+10 |
35 |
65 |
|
сумма непредельных углеводородов, не более |
6 |
6 |
|||
Октановое число по моторному методу, минимум |
95 |
90 |
89 |
89 |
|
2. Избыточное давление насыщенных паров 150 кПа, минимум при температуре, °С |
Минус 10 |
Минус 5 |
|||
3. Давление насыщенных паров, избыточное, МПа, при температуре |
|||||
плюс 45(40) °С, не более |
1,6 |
(1,55 ) |
(1,55) |
||
минус 20 °С, не менее |
0,07 |
||||
минус 35 °С, не менее |
0,07 |
||||
4. Массовая доля серы и сернистых соединений, %, не более |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
|
в том числе сероводорода, не более |
0,003 |
0,003 |
отрицательно |
отрицательно |
ПА - пропан автомобильный; ПБА - пропан-бутан автомобильный; GPL - gazpetrolier lichefiat
Марка газа ПБА допускается к применению во всех климатических районах при температуре окружающего воздуха не ниже минус 20°С.Марка ПА применяется в зимний период в тех климатических районах, где температура воздуха опускается ниже минус 20°С и рекомендуемый температурный интервал ее применения от минус 20°С до минус 35°С. В весенний период времени с целью полного израсходования запасов сжиженного газа марки ПА допускается ее применение при температуре до 10°С.
Рисунок 1- Зависимость давления паров газа от температуры
Одним из наиболее важных свойств пропана и бутана, отличающих их от других видов автомобильного топлива, является образование при свободной поверхности над жидкой фазой двухфазной системы жидкость - пар, вследствие возникновения давления насыщенного пара, т.е. давления пара в присутствии жидкой фазы в баллоне.
В процессе наполнения баллона первые порции сжиженного газа быстро испаряются и заполняют весь его объем, создавая в нем определенное давление. При уменьшении давления газ мгновенно испаряется. Испарение сжиженного газа в баллоне продолжается до тех пор, пока образовавшиеся пары сжиженного газа не достигнут насыщения. Это свойство пропана и бутана позволяет хранить газ в небольших объемах, что очень важно. В качестве примера рассмотрим рис. 1. Давление насыщенного пара бутана составляет 0,1 МПа при 0 °С и 0,17 МПа при 15 °С, а давление насыщенного пара пропана при этих же температурах 0,59 и 0,9 МПа соответственно. Это различие приводит к значительной разнице в давлении смеси при изменении пропорции пропана и бутана. Давление растет при увеличении температуры, что приводит к большим изменениям объема сжиженного газа, находящегося в жидком состоянии. Следовательно, если сжиженный газ в жидком состоянии полностью заполняет баллон и температура продолжает увеличиваться, то давление будет быстро расти, что может привести к разрушению баллона.
Поэтому баллон не заполняется сжиженным газом полностью, оставляется паровая подушка, объем которой равен 10% от полной емкости баллона. Эти два газа (пропан и бутан) различаются между собой температурой кипения, при которой они переходят из жидкого в газообразное состояние.
Пропан перестает переходить в газ и остается в жидком состоянии при температуре -43 °С, для бутана эта температура равна 0° С.
Компримированный (сжатый) природный газ (КПГ). Основным компонентом данного газа является метан СН4. На борту автомобиля сжатый газ храниться в баллонах при давлении 20 мПа.
Характеристика компримированного газа для автомобилей в соответствии с межгосударственным стандартом СНГ
Наименование показателя |
Значение |
Метод испытания |
|
1 Объемная теплота сгорания низшая, кДж/м3, не менее |
31800 |
По ГОСТ 22667 |
|
2 Относительная плотность к воздуху |
0,55-0,70 |
По ГОСТ 22667 |
|
3 Расчетное октановое число газа (по моторному методу), не менее |
105 |
СН4 =110; С2Н6 =108 С3Н8 =108; С4Н10 =108 |
|
4 Концентрация сероводорода, г/м3, не более |
0,02 |
По ГОСТ 22387.2 |
|
5 Концентрация меркаптановой серы, г/м3, не более |
0,036 |
По ГОСТ 22387.2 |
|
6 Масса механических примесей в 1 м3, мг, не более |
1,0 |
По ГОСТ 22387.4 |
|
7 Суммарная объемная доля негорючих компонентов, %, не более |
7,0 |
По ГОСТ 23781 |
|
8 Объемная доля кислорода, %, не более |
1,0 |
По ГОСТ 23781 |
|
9 Концентрация паров воды, мг/м3, не более |
9,0 |
По ГОСТ 20060 |
|
Примечание - Значения показателей установлены при температуре 293 К (20°С) и давлении 0,1013 МПа. |
Преимущества сжиженного и сжатого газа по сравнению с бензином:
1) более высокая детонационная стойкость;
2) меньшая цена;
3) более равномерное распределение по цилиндрам двигателя;
4) отсутствует разжижение картерного масла и смывание масляной пленки со стенок цилиндра и соответственно меньше износ деталей;
5) выше теплотворная способность;
6) меньше содержание СО и СН в отработавших газах
Недостатки сжиженного и сжатого газа по сравнению с бензином:
Программное средство для расчета расхода легковых автомобилей
Разработка программы для ведения учета автомобилей организации, норм расхода топлива, путевых листов; расчета расхода топлива по каждому автомобилю и...
Виды топлива, применяемые на автотранспорте
Изучение количества и рационального применения в тракторах, автомобилях и сельскохозяйственной технике топлива, масел, смазок и специальных жидкостей....
Тепловые двигатели и охрана окружающей среды
Влияние транспорта на окружающую среду. Устройство поршневых двигателей внутреннего сгорания, принцип их работы. Причины загрязнения воздуха отработав...
Линейные нормы расхода топлива. Экономия топлива и смазочных материалов на автотранспортном предприятии
Расчет линейных расходов топлива для автомобилей, автобуса и тягача в соответствии с установленными нормами. Разработка и обоснование мероприятий по т...
Экономия топлива и снижение токсичности на автомобильном транспорте
Приведены математические модели расхода топлива и характеристики токсичности автотранспортных средств. Рассмотрены типовые конструктивные и эксплуатац...