Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Краеведение и этнография

Отношения в семье у гагаузов. Особенности историко-этнографического и литературно-фольклорного представления

Тип: реферат
Категория: Краеведение и этнография
Скачать
Купить
Историки и этнографы об отношениях в гагаузской семье. Гагаузская литература и фольклор об отношениях в семье. Анализ фольклорного наследия о взаимоотношениях в семье. Оценка некоторых работ гагаузских писателей в сфере отношений между родственниками.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Отношения в семье у гагаузов. Особенности историко-этнографического и литературно-фольклорного представления

Введение

Несмотря на имевшееся в XIX веке в Бессарабии законодательство, многие вопросы семейно-родственных отношений зачастую регулировались нормами обычного права. Статус женщины и мужчины в гагаузском селе был определен в правилах поведения, в нормах этикета, которые закрепляли и освящали подчиненное положение женщины на бытовом уровне.

Актуальность. Сфера отношений в семье, и брак, как социальный институт, в той или иной мере являются предметом исследования многих наук - философии, социологии, психологии и некоторых других. И, разумеется, большой вклад вносит как история, так и литература, так или иначе, в стихах и в прозе, затрагивающая семейно - брачные отношения. Каждая из наук изучает специфические стороны функционирования и развития института брака, даёт общее представление о семейно - брачных отношениях в рамках своей области научного знания. Кроме того, вопросы семьи постоянно присутствуют в фольклоре гагаузского народа. В течение многих веков существования человечества люди стремятся жить семьями. За это время появлялись и отмирали другие формы совместного проживания, но семья, объединяющая мужа, жену, детей и других родственников остаётся основной единицей человеческих сообществ. Человек, не имеющий семьи, бобыль, одиночка, в старину считался ущербным, обиженным судьбой и богом. Иметь семью, детей было необходимо и естественно, так же, как есть, пить. Совместная жизнь двух людей - это довольно серьёзная психологическая работа, и если один из партнёров к ней не готов, брак распадается или превращается в страдания. Причём страдают, не только муж, жена, но и все окружающие родственники, особенно дети. Таким образом, романтическим, сказочным ореолом окружён период ухаживания и стремления к счастью совместного проживания, но то, что будет дальше и, собственно должно длиться гораздо дольше - само это счастье, - оказывается покрытым мраком неизвестности. В своем реферате я предлагаю заглянуть за эту занавесу и постараться понять, что такое брак и семья в понимании, как гагаузских историков, этнографов, так и гагаузских писателей. Есть такая народная мудрость: «Любовь - как хлеб, её нужно печь каждый день». То есть это постоянные совместные усилия, труд по поддерживанию комфортных отношений.

Историография. В области изучения устного народного творчества гагаузов уже сделано немало. Фольклор гагаузов Бессарабии впервые был собран русским исследователем В.А. Мошковым. Современными исследователями опубликовано несколько книг по гагаузским народным песням: Л. Покровская, Д. Танасоглу, Н. Бабоглу, М. Чернышева, М. Дурбайло, Е. Квилинкова.

В.А. Мошков в своем труде «Гагаузы Бендерского уезда» [8] уделил внимание отношениям в семье и среди других родственников в главе «Семейные и общественные отношения у гагаузов» своей книги. В ней рассматриваются обычаи гагаузов и отношения в семье, положение женщины в семье и обществе, отношение к детям.

По книге А.В. Шабашова Гагаузы: система терминов родства и происхождение народа, можно проследить параллель между наименованием термина родства и отношением друг к другу у родных.

Квилинкова Е. в своих статьях подробно рассматривает обычное право у гагаузского народа. В частности в статье «Отражение элементов обычного права в гагаузском фольклоре» четко разложены отношения между родственниками через баллады. Статья «Обычное право гагаузов» и книга «Гагаузы Молдовы и Болгарии» также включают в себя разные взаимоотношения.

Использовалась нами и книга Чеботарь П. «Гагаузская художественная литература» которая является представлением наиболее ярких представителей литературы гагаузов. Что ценно книга описывает и дает переводы некоторых трудов писателей гагаузов, в частности и описывающих взаимоотношения в семье.

Работа с учебниками по гагаузской литературе 8-х и 10-11-х классов. В них напечатаны рассказы Д. Карачобан, Н. Бабоглу, П. Чеботарь, Т. Занет - в них тоже отражены взаимоотношения между родными как внутри семьи, так и вне ее.

Целью моего исследования является анализ основных работ как историков и этнографов, так и народное, литературное творчество.

Достижение этой цели возможно вследствие реализации задач исследования. К их числу относятся:

- рассмотреть и проследить как историки и этнографы исследуют отношения в семье;

- анализ фольклорного наследия о взаимоотношениях в семье;

- анализ некоторых работ гагаузских писателей в сфере отношений между родственниками.

1. Историки и этнографы об отношениях в гагаузской семье

Семейные отношения представляли собой один из важных правовых институтов и в значительной степени основывались на обычном праве, на принятом понятии «брачный союз». Область семейно-брачных отношений включает в себя различные аспекты, связанные со статусом мужа и жены в семье, с принципом субординации, с вопросом распределения земли в семье, с правом наследования и т.д.

Говоря об историческом исследовании отношений в семье у гагаузов, прежде всего, необходимо обратиться к труду В.А. Мошкова «Гагаузы Бендерского уезда», в частности к главе «Семейные и общественные отношения у гагаузов». Очень подробно В. Мошков описывает в своих материалах жизнь и историю гагаузов благодаря тому, что долгое время жил среди гагаузов. Результатом чего стали труды, в которых были зафиксированы достоверные факты из жизни и быта гагаузов. В состав очерков входят главы описывающие взаимоотношения в семье и между родственниками у гагаузов.

В частности очень подробно описывается гагаузская свадьба и отношения между женщиной и мужчиной. Автор дает подробное описание положению женщины, как в семейном так и в общественном аспекте. В. Мошков пишет, что если «парень полюбит девушку, то он становится крайне ревнивым». Положение девушки в обществе становиться очень щекотливым. Ей необходимо быть очень осторожной в выражениях и в поступках. Например, если девушка не заметит парня и случайно перейдет ему дорогу. Ясно, думает он (т.е. парень), что она не только разлюбила меня, но и потеряла ко мне всякое уважение. Тогда такой случай как и многие другие служили поводом для мщения со стороны молодого человека [8, с. 130].

Не менее интересным кажется положение замужней женщины.

При выходе в общество жена должна была идти на 2-3 шага позади от мужа. Независимо от возраста женщине следовало уступать дорогу мужчине и мальчику старше 7 лет. На праздниках и поминках, при богослужении в церкви - женщины стояли слева от мужчин или позади них. На всех общих трапезах строго соблюдался принцип разделения мужчин и женщин, они рассаживались по половой принадлежности [5].

Битье мужем своей жены считается настолько обыкновенным, что практикуется не только с целью ее наказать или исправить, даже без вины с ее стороны, просто как говориться для порядка. Не обходятся и в современной семье без рукоприкладства, в народе и сейчас от некоторых мужчин можно услышать такое выражение: «небитая жена, это словно не вытрушенный коврик» За советами муж к жене обращается крайне редко, потому что он слишком невысокого мнения о женском уме [8, с. 131]). Здесь же автор приводит ряд пословиц, одна из них: «муж может выслушать только одно слово из ее десяти».

Говоря о взаимоотношениях мужа и жены, мужчины и женщины можно сказать, что в то время в положении гагаузской женщины было еще много восточного, и как следствие очень невысоко ее положение в семье. Но есть и положительное в отношениях полов. Ни один мужчина не посмеет в обществе женщин и детей нескромных разговоров.

У гагаузов в то время семья все еще остается патриархальной. Поэтому во главе всякой благоустроенной семьи должен стоять мужчина. Главой семьи считается дед с отцовской стороны, а если его нет в живых, то глава семейства - отец. Если умер отец, то его заменяет старший брат. Сыновья живут вместе с отцом в одном доме. Но даже если сын и живет отдельно, то ничто не мешает ему уже взрослому, женатому оказывать как внешние признаки уважения, но и подчиняться ему во всем, советоваться с ним и до весьма почтенного возраста чувствовать над собой власть отца даже в случае полной материальной от него независимости [8, с. 174].

Об отношении родителей с детьми можно сказать, что родители придерживаются строгого воспитания детей, не дающее им со стороны отца ни малейшей поблажки. За малейший проступок сын должен понести строгое наказание.

Но наказание детей, как и наказание жены, должно производиться таким образом, чтобы оно не было заметно для людей посторонних. Исследователь говорит, что Бешалминские гагаузы не знают случая, чтобы в их селе жена или дети жаловались на побои мужа или отца в суд. Такие жалобы считались доказательством неуважения к главе семейства, что являлось величайшим грехом.

Несмотря на столь жестокое отношение мужа к жене, разводы в гагаузском селе были чрезвычайно редким явлением. Привилегированное положение мужчины в семье основывалось, с одной стороны, на том, что он являлся владельцем земли, так как земля и другое недвижимое имуще...

Другие файлы:

Гипотезы о происхождении гагаузов
Отуречивание части болгар и их "превращение в гагаузов". Этнос как сложное, специфическое общественное явление. Теории о болгарском, тюркском, сельджу...

Бурятские шаманистические и дошаманистические термины
Словарь-справочник содержит более 1000 мифологических, культовых, обрядовых терминов по бурятскому шаманизму, написан на основе уникальных исторически...

Н.И.Новиков и общественно-литературное движение его времени
Описание:В состав данного сборника вошли материалы, прочитанные на конференции по изучению литературно-общественной деятельности Н.И.Новикова. Признав...

Психологические особенности родительского отношения к единственному ребёнку
Типы детско-родительских отношений. Особенности воспитания единственного ребёнка в семье. Гиперопека - форма родительского отношения к единственному р...

Гагаузия в составе Российской империи
Первые десятилетия жизни гагаузов в Российской империи, этноним "гагаузы". Участие гагаузов в Крымской войне. Создание "Бессарабского участка" и раско...