Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Краеведение и этнография

Кодекс чести дагестанцев

Тип: реферат
Категория: Краеведение и этнография
Скачать
Купить
Намус - моральный кодекс жителей гор, обобщение обычаев, традиций, неписанных законов; гуманистические начала. Представления о мужской чести и достоинстве, признаки удачи; права женщин. Правила горского этикета, общественная роль старшего поколения.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

РЕФЕРАТ

на тему:

Кодекс чести дагестанцев

1. Гуманистические начала намуса

1.1 Старое и новое в намусе

Не ищите слово «намус» в словарях. Вы не найдете его ни в четырехтомном «Толковом словаре русского языка», ни в «Словаре иностранных слов», ни даже в «Большой советской энциклопедии». Лингвисты для перевода этого слова предложат эквивалент «честь», но они ошибутся. Ведь главное тут не в слове, а в сложных, порой противоречивых и самых разнохарактерных понятиях, которые в свое время определили все представления горца о жизни. За понятием намус скрывается целый моральный кодекс жителей гор. Намус -- это, по существу, своеобразное обобщение обычаев, традиций, их квинтэссенция. Он когда-то пронизывал все поры горской жизни -- и честь, и совесть и благородство. Чтобы показать наглядней, что стоит за данным понятием, я подойду к этой теме не как лингвист, а как историк, и «приведу из архивных документов, этнографических наблюдений и литературы отдельные картины горского быта, регламентированного неписанными законами гор. В целом это и есть намус.

Год 1926. Газета «Красный Дагестан». Из рубрики «Происшествия»:

«В сел. Леваши некто Абдул-Халил нанес своей жене пятнадцать ударов кинжалом только за то, что она решила сама уйти от мужа. Абдул-Хайил заявил, что так велел ему намус. По адатам уход жены считался позором для мужчины, оскорблением его чести. Жена Абдул-Халила умерла. Преступник предан советскому суду».

Год 1936, Аул Чиркей. Из этнографического дневника: «Идет второй день нашего пребывания в Чиркее -- ауле, где старина пробивается сильнее всего. Здесь все с утра говорят о намусе. Ночью колхозник Курахмаев убил свою жену. Причина та, что жена потребовала, развода, а по шариату право быть инициатором в разводе принадлежит только мужу. Курахмаев считает, что пострадала его мужская честь. Директор школы, у которого мы остановились, пригласил нас принять участие в беседе € комсомольцами на тему о чести и достоинстве советского человека и о недопустимости в новых, советских условиях обычаев, порожденных дикими представлениями о намусе».

Старожилы рассказывают, что в ауле Асаб совершенно не знали краж. Потом в ауле стало все больше и больше бедняков, жить стало трудно, и один человек совершил кражу. Такое происшествие случилось впервые. По этому поводу, как и полагается, собрались старейшины. Приговор был такой: лишить вора «садами» при очередном ее распределении (садака -- милостыня от мечети) и запретить вору в течение года брить голову, как это делает всякий правоверный мусульманин. Если он нарушит запрет и добреется, то и его, и человека, который побреет ему голову, подвергнуть штрафу.

Старики говорят, что решение было справедливым, но у старейшин возникло сомнение: не пострадает ли намус, ведь человек небритый? Решили: вор все равно потерял намус, и запрещение брить голову должно лишь подчеркнуть принятый им на себя позор,

В большинстве аулов Дагестана считалось невозможным, чтобы при разборе какого-нибудь дела женщина выступала в качестве свидетеля. Мужская честь (намус) не позволяла, чтобы рядом с мужчиной стояла женщина. В тех аулах, где свидетельства женщины все же принимались во внимание, сама женщина не могла участвовать в акте присяги. За нее присягали муж или брат.

Важнейшим признаком мужского достоинства в горах был в старину кинжал. Это тоже какая-то часть представлений о намусе. Не носить кинжал -- это все равно, что не иметь мужской гордости. Кинжал всегда должен быть на поясе, а во время сна - под головой.

В сел. Карачи Унцукульското района в понятие намуса включалось и то, как умрет мужчина. Считалось позором для мужчины, если он умер своей смертью -- от старости или по болезни, Настоящий мужчина должен погибнуть или в бою, или от руки кровннка. Свидетельство таким представлениям о намусе -- харачинское кладбище. Судя по надписям на могильных камнях почти все похороненные там мужчины достойны намуса -- были убиты.

Над настоящим мужчиной никто не должен смеяться. Стать смешным -- значит потерять намус. Уязвлен намус, если ты на пиру забылся, был не выдержан в еде и питье, и над тобой смеялись. Даже насмешливый иронический взгляд считается оскорблением мужского достоинства.

Если задет намус и это произошло по твоей собственной вине, судьей себе должен быть сам мужчина. Еще Евгений Марков в изданных им в 1904 году «Очерках Кавказа» давал зарисовки такого суда над самим собой, чтобы восстановить грозивший поколебаться намус:

«Горец совсем не дорожит жизнью, если эта жизнь чем-нибудь "обесчещена". Я с изумлением знакомился с (поучительными случаями горской криминалистики. Там на всяком шагу -- короткая и решительная расправа с чужими, с самим собой, с самыми дорогими сердцу, А убийство кровного врага есть такое торжество, которым гордятся как подвигом».

Не по одним важным случаям решается горец проливать кровь -- свою и чужую. Он отвечает ею на всякое оскорбление.

Житель селения Мюрага Магомед-Омар-оглы застрелился после того, как мать при всех соседях побранила его за ленность.

Муртазали, сын Али-Бека, убивает себя за то, что поссорившийся с ним отец не согласился простить его. При виде бездыханного трупа Али-Бек выхватывает кинжал и, поставив на пол рукоятку его, закалывается сам.

Мало того, горец убивает себя сам даже за нарушение приличий.

Рабадан-Папала из Хаджал-Махи сильно пьянствовал, и его укоряли все родные и соседи. Раз, налившись, он обнажил кинжал и закричал людям: «Если живот мой не может обойтись без водки, то я сумею наказать его». Он ударил себя кинжалом в сердце и упал мертвый.

Бек-Булат из сел. Дургели от сильной натуги во время борьбы испустил звук, который считается у горцев величайшим позорам. Не желая пережить такое бесчестие, Бек-Булат, не медля ни минуты, застрелился из пистолета.

Даже в первые годы Советской власти были нередки случаи, подобные описанным.

В дореволюционных представлениях о мужской чести обнаруживаются влияние идеологии и условия материальной жизни разных народов страны. Косвенная сила этого времени отразилась и в горском намусе.

Отличительные признаки горского мещанина -- кичливость, стремление выделиться, показать свою власть, основанную на власти денег.

Дагестанский историк Гасан Алкадари в 1891 году в книге «Асари Дагестан» писал так: «Аллах велик и славен. Если кто-нибудь, будучи богатым, оденется в дорогой костюм или возведет высокую постройку, другие, подражая ему, увлекаются такими примерами, понапрасну влезают в долги и впадают в заблуждение. В общем, беда, постигающая их, происходит от проживания в горах без общения с миром. Как сказал почтенный Физули, «дружба всегда бывает ветвью общения. Бог даст, в будущем и они пробудятся, и заложенные в их природе стремление к знанию и способности обнаружатся. Какая это была бы милость Аллаха!».

Гасан Алкадари приписывает «прибавление» к этой своей сентенции и отмечает тот идеал, к которому в его дни стремился в гopax мужчина. Это тоже был намус.

Вот выделенные Гасаном Алкадари признаки мужской удачи:

1-е. Достать себе Коран, написанный выдающимся почерком.

2-е. Красивая жена из числа двоюродных сестер.

3-е. Верховой жеребец из породы светло-серых лошадей Казахского магала или из светло-гнедых лошадей Карабаха.

4-е. Пистолет или ружье, изготовленные получившим в свое время в Крыму известность Гаджи Мустафой, или же мадьярское ружье изделия некоего Сарали, тамошнего же.

5-е. Хороший кинжал, изготовленный в селении Казанище и выделанный мастером по имени либо Базалай-Али, либо Абдул-Азиз.

6-е. Хорасанакая сабля или острая сабля выделки Исфаганского Уста-Асада, либо египетского изготовления.

7-е. Янтарные четки, либо четки коралловые.

8-е. Несколько беспечный образ жизни.

1.2 Намус учит и наставляет

Намус учит, прежде всего, сохранению нравственных и гуманистических начал в отношениях между всеми дагестанскими народами и в отдельности каждого горца. Существовала масса выработанных правил и этических норм. Каким образом строить горцу жизнь, как приветствовать человека, как вести себя в общественных местах вплоть до деталей слов, жестов, с тонкой дифференциацией для разного возраста, пола, занимаемого положения и т. п. Мне все больше кажется, что в нравственных этических нормах намуса, составляющих кодекс чести, нет ни одной случайной детали, все натравлено к тому, чтобы не задеть чести и достоинства человека.

Многонациональный Дагестан дает возможность окунуться в гуманистический мир горских народов, в условиях которого они жили в древности и живут сейчас:

Безделье и праздность -- черты невежества.

Все, что осталось от предков,-- священно и неприкосновенно.

Встречаясь с врагом с глазу на глаз -- действуй смело.

Говори правду: муж правды прославляется и власть его останется на. века.

Горец! Уважай женщину, она мать твоих детей и хранительница домашнего очага.

Горец! Спеши с сообщением доброй вести.

Горец должен уметь достойно стоять, ходить, словно по горным кручам, говорить без жестов и интонаций.

Гость в Дагестане особо священ и должен быть ок...

Другие файлы:

Воспитание рыцаря
Проведение посвящения в рыцари. Главные защитники права и добра против зла. Эпоха преклонения Прекрасной Даме, непрерывных празднеств, турниров, стихо...

Кодекс чести (Солдаты удачи). Сборник книг

История рыцарства
Эта книга посвящена одному из самых загадочных, интригующих и захватывающих явлений европейской истории - рыцарству. Рыцарство возникло как военное со...

Кодекс чести
Описание:Странный и страшный мир... Здесь население делится на граждан и жителей, на дворян, живущих по законам чести и обладающих правом драться на д...

Правила ведения деловой беседы
Нормы и правила делового этикета. Основные методы влияния на людей: убеждение, внушение, принуждение. Особенности диалогового общения, правила ведения...