Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Краеведение и этнография

Калмыцкий чай - глава пищи калмыков

Тип: статья
Категория: Краеведение и этнография
Скачать
Купить
Легенда о происхождении калмыцкого чая, связанная с именем религиозного реформатора Цзонхавы. Феномен калмыцкого чая, его вкусовые и питательные качества. Ритуалы приготовления и подношение напитка по иерархии гостей. Религиозные верования калмыков.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

«Калмыцкий чай - глава пищи калмыков»

Миткеева Заян Петровна

Чай - удивительный напиток. Так говорят о его вкусовых лечебных свойствах. В данной работе мы рассматриваем культурную и социальную роль калмыцкого чая в жизни народа. У всех современных народов, которые включают чай в свою кухню, напиток мистифицирутся, наделяется сакральными качествами, считается «душой», символом народа.

Джомба - напиток предков, напиток веков; это древнейший плод кухни калмыков! Превосходнейший продукт, замечательное блюдо! Какой восхитетельный напиток! А поутру, да спозаранку…

Ты варишь и создаешь композицию ароматических, вкусовых, питательных и целебных достоинств. Ты варишь и радуешься, душа поет… Ты пьешь, вкушаешь, наслаждаешься и подсознательно его оцениваешь… Чай же в ответ выдает полную характеристикутвоего поварского искусства и твоих творческих возможностей. И начинают звучать струны души.

Калмыцкий чай в народе называют «джомба».

Известна легенда про калмыцкий чай, в которой происхождение чая связывается с именем религиозного реформатора Цзонхавы. Легенда была записана автором статьи в 1980г. От информатора Овшин Эренджена [ 1918 - 1988гг.]. В ней говорится, что однажды Цзонхава занемог и обратился к известному лекарю. Тот прописал ему один напиток, назвав его «божественным»(деедсн идян), и рекомендовал Цзонкаве пить его на голодный желудок в теченме семи дней. Исполнив указания лекаря, на седьмой день, совпавший с 25-летним днем месяца барса по лунному календарю, Цзонкава избавился от недуга. По этому случаю он повелел всем верующим в этот день поставить бурханам лампадку, прибавить к своему возрасту один год (нег нас зууд) и приготовить исцеливший его напиток, названный калмыками позже «хальмг ця» (джомба).

С тех пор калмыки стали отмечать праздник Зул, на котором самым почитаемым напитком стал Калмыцкий чай. И в память о чудесном исцелении стали каждый день совершать чайный ритуал - подношение божествам (дееж орлгн).

В другом же предании говорится, что чай был известен задолго до того, как наши предки приобщились к мясным блюдам; тогда существовал запрет на употребление мясной пищи. И вот однажды один лама решил создать растительную пищу, которая была бы такой же калорийной как и мясная пища. С этой целью в течение тридцати дней он читал специальную молитву. Согласно легенде, на тридцатый день благодаря молитвам ламы чудодейственная культура проросла. Так у калмыков появился чай, ставший самой почитаемой пищей. С него начинался день, без него не обходился ни один праздник.

У каждого калмыцкого поэта есть посвящения калмыцкому чаю. Например, народная поэтесса Калмыкии Бося Сангаджиева посвятила калмыцкому чаю следующее стихотворение.

Калмыцкий чай

Какой калмык, в какое из столетий

Придумал то, что я воспеть хочу?

Я каждый день, вставая на рассвете,

Напиток золотистый кипячу.

Да не простой, а золотой! Он с перцем,

И с маслом, и со свежим молоком.

Мы счастливы всем существом, всем сердцем,

Когда привольно чай калмыцкий пьем.

Завоет ли вечеровая вьюга,

Придавит ли траву полдневный зной -

Нет лучшего помощникаи друга,

Чем наш калмыцкий чай степи родной.

Я подчевала гостя им недавно

А гость приехал к нам издалека

Он пил и приговаривал: «Как славно!»

Есть в чае жар сердечный степняка.

В нем запахи я чувствую степные

И чувствую дыханье роз в меду.

У вас, его отведал я впервые

И лучшего напитка не найду!..»

И тут читатель голос свой возвысит:

«А вкус его, каков?» Я говорю:

От той, кто сварит, вкус его зависит.

И я сама для вас, его сварю.

Так приезжайте - угощу вас чаем

И дружбою народ наш невелик.

Как нас найти? В степи мы обитаем.

Иль вам напомнить? «Друг степей калмык…»

Калмыцкий чай- пища калмыков-кочевников.

Пища калмыков - кочевников была разнообразной. Но первым из всех блюд ,входивших в меню семьи , так и для гостей всегда оставался калмыцкий чай.

Калмыцкий чай - джомба - по праву является главным блюдом нашей национальной кухни. Он являлся в полном смысле слова повседневной пищей для большинства населения.

Его употребляли и перед едой и после приема пищи. Сохранилась традиция уважаемому члену семьи, почетному гостю или просто случайно зашедшему путнику в первую очередь подавать чай.

Калмыцкий чай - традиционный калмыцкий напиток, о нем говорится в сказках, в легендарном эпосе «Джангар» так:

Кленовыми дровами затопим,

Верблюжье молоко нальем,

Крепкого чая заварим,

Сливочного масла положим,

Чтоб густой он был,

Чтоб даже язык не поворачивался...

Об этом удивительном напитке слагаются стихи, поются песни, ему превозносят благопожелания. До сих пор на увеселительных мероприятиях, народных праздниках можно слышать «Застольные песни» (Сонгин дун), которые поются лицам в знак глубокого уважения и гостеприимства.

Слава о калмыцком чае давно перешагнула границы калмыцкой степи, и он стал достоянием многих народов многонациональной России. По имеющимся историческим сведениям калмыцкий чай получил широкое распространение, особенно у народов Северного Кавказа: ногайцев, чеченцев, ингушей, кумыков, армян Подолья и др.

Феномен калмыцкого чая заключается в его отменных вкусовых и питательных качествах.

Чайная церемония - это лишь один из многих обрядов и ритуалов калмыков. Однако в ней в полной мере отразились специфика национального характера калмыков, их религиозная приверженность, завидное постоянство и преданность по отношению к традициям и обычаям предков.

Из всех блюд ойратской кухни именно чаю суждено было осуществить мировую «экспансию» в сопредельные с Калмыкией регионы и прежде всего, на Северный Кавказ. Что касается других территорий, где распространен калмыцкий чай, то в первую очередь следует сказать о соседней Астраханской области, многонациональное население которой (русские, татары, казахи и др.)издавна употребляют этот напиток.

Чай этого сорта рос в районах Черного моря, в Грузии, в Адыгее и других южных местах. Первый сбор чанного листа начинался в начале лета. Листья этого сбора шли на изготовление чая первых и высших сортов, а также различных его букетов. Из чайного листа второго сбора, куда входили грубые листья с мелкими ветками, изготовляли калмыцкий плиточный чай. Сначала эту зеленую массу размельчали, потом спрессовывали в четырехугольной формы брикет.

Чай хранили в специальной сумке, сшитой из телячьей шкуры, вместе с дощечкой, на которой его крошили . Чай доставали и крошили лишь перед самой его варкой. Топором чай не рубили, так как получившиеся при этом большие куски заваривались плохо. Чтобы отвар получился крепким и душистым, чай крошили ножом на мелкие кусочки. Варили его в чугунном котле. После закипания, когда начинал распространяться ароматный запах, в котел добавляли молоко и продолжали кипятить чай вместе с молоком, положив по вкусу соли и постоянно помешивая. Потом котел снимали с огня, ставили на деревянный треугольник, добавляли в чай сливочное масло, мускатный орех и, немного помешав, разливали по чашкам.

И гостям, и людям с дороги калмыки в первую очередь подавали чай. Поэтому в народной пословице говорится:

Чай, хоть жидкий, -

Глава всех блюд,

Бумага, хоть тонкая, -

Слуга науки и учения

Раньше бедным калмыкам трудно было приобрести чай. Если, бывало, достанут, где взаймы четвертушку или восьмушку, то варили его без молока и пили без масла.

Особое отношение к чаю как к «божественному напитку» (деедсин идян) определило специфику чайного ритуала калмыков. Существуют множество канонов, связанных с церемонией приготовления и подношения калмыцкого чая. Мы остановимся лишь на некоторых.

Считается хорошей приметой, если человеку посчастливится попасть к кому-либо на утренний чай. По этому случаю хозяева дома говорят: «Сян кююня амн тоста» (Хороший человек всегда попадает на хорошую пищу). Хозяева специально приглашают гостя принять утреннее чаепитие с ними. Как правили калмыки никогда не отказываются , потому что с утренним чаем связывают благополучное решение начатых дел, что подтверждается народной мудростью: «Орун ця уугад hархла, керг куцх» (Если с утра выпьешь чай дела исполнятся).

Предложить несвежий чай, даже при самых стесненных обстоятельствах, считалось крайне неприличным, поэтому приготовление чая совершалось в присутствии гостя. Если в процессе приготовления чая хозяйка допускала малейшую оплошность, это восп...

Другие файлы:

Обычаи и обряды монгольских народов
Бакаева Э.П., Цучинова Э.-Б.М. Традиционные представления,калмыков о жизненном цикле и их отражение в свадебном обряде.Красильникова Г. Л. О роли одеж...

Калмыки в борьбе за независимость нашей родины
Участие калмыков в борьбе против польско-турецко-крымской агрессии в 50-70-х гг. XVII в. Русско-турецская война 1677-1681 и участие в ней калмыков. В...

Запасной вариант
Детективная повесть.ОГЛАВЛЕНИЕ: Глава I. Кленовый яр. Глава II. Случайная встреча. Глава III. Лаборант Савелов. Глава IV. Странные письма. Глава V. Се...

Князь Серебряный: Повесть времен Иоанна Грозного
ОГЛАВЛЕНИЕ: Предисловие (7). Глава 1. Опричники (9). Глава 2. Новые товарищи (20). Глава 3. Колдовство (24). Глава 4. Дружина Андреевич и его жена (...

Энциклопедия безопасности
Содержание:ВведениеГлава 1. Личная безопасностьГлава 2. Действие в военное времяГлава 3. Выживание в природеГлава 4. Первая медицинская помощьГлава 5....