Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Краеведение и этнография

История храма во имя иконы Божией Матери "Знамение" в поселке Сарма Вознесенского района Нижегородской области

Тип: реферат
Категория: Краеведение и этнография
Скачать
Купить
Основные этапы в истории храма во имя иконы Божией Матери "Знамение" в поселке Сарма Вознесенского района Нижегородской области. Роль благочестивых людей в истории построения церкви, ее освящение. Закрытие храма в 1928 г., возрождение его в 2007 г.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

14

Размещено на

История храма во имя иконы Божией Матери «Знамение» в поселке Сарма Вознесенского района Нижегородской области

Оглавление

храм икона знамение нижегородская область

Введение

Глава 1. Основные этапы в истории нашего храма

1.1 Роль благочестивых людей в истории нашего храма

1.2 Освящение храма

1.3Закрытие храма

1.4 Возрождение храма

Выводы

Список литературы

Введение

Храм во имя иконы Божией Матери «Знамение» был построен в урочище Куриха, где в течение пяти лет пустынножительствовала по благословлению Серафима Саровского Анастасия Семеновна Логачёва, уроженка села Кудлей Ардатовского Уезда Нижегородской губернии.

Незадолго до кончины о. Серафима Анастасия в третий раз пришла к нему за благословлением на пустынножительство. На этот раз о. Серафим благословил ее поселиться там, где «ощутит она запах курящегося ладана». Благословление - это духовное одобрение доброго делания, это духовное прозрение, предвидение благих дел. Батюшка Серафим предвидел то место, которое указал Анастасии. Именно здесь на Курихе обоняла она запах курящего ладана.

Однако при жизни родителей Анастасия не смогла начать подвиг пустынножительства. Около 17 лет она зарабатывала на жизнь чтением Псалтири по усопшим, пряла, работала в поле; в эти годы она ходила на поклонение святыням в Муром, где встречалась со старцем Антонием Ардатовским.

После смерти родителей в 1850 году Анастасия удалилась на урочище Куриха, устроила землянку и огород и начала вести подвижническую жизнь: выполняла молитвенное правило Саровской пустыни, каждый день читала по Евангелию, пищу вкушала один раз к вечеру, совершала многодневные стояния на камне, позволяя муравьям и оводам жалить свое тело. Со временем из окрестных селений к подвижнице стали приходить люди за советом и духовной поддержкой; для приема приходящих она вырыла особую землянку, а затем попросила разрешения на строительство дома. Боясь, что Анастасия создаст монастырь, которому могут быть отписаны земли и угодья, волостной старшина и крестьяне объявили подвижницу умалишенной. В 1855 г. волостное правление решило выслать ее из Курихи, а пещеры разрушить. Анастасия была причислена к Ардатовскому Покровскому монастырю, но поселилась в родном с. Кудлей, в келье, построенной близ храма. Спустя некоторое время подвижница совершила паломничество в Иерусалим, затем вернулась на Куриху, но вновь была изгнана оттуда и поселилась в Ардатовском монастыре.

В 1863 г. Анастасия была направлена Святейшим Синодом для устроения иноческой жизни в созданную в том году в Алтайском крае миссионерскую Улалинскую женскую общину (с 1881 монастырь). Указом Томской консистории от 20 марта 1864 г. она была утверждена настоятельницей общины. Стараниями Анастасии обитель разрасталась, был построен келейный корпус с домовой церковью, увеличилось число насельниц, среди которых были бурятки, обращенные в Православие; подвижница занималась миссионерской деятельностью, лечила больных, не делая различий между православными и язычниками. С марта 1866 г. Анастасия жила на покое среди сестер обители, в январе 1868 г. вновь определена на должность настоятельницы. 9 декабря 1869 г. миссионером игуменом Акакием пострижена в монашество с именем Афанасия. 8 мая 1870 г. по собственному прошению из-за преклонного возраста и болезненного состояния уволена с должности настоятельницы. Афанасия была строгой постницей и усердной молитвенницей, отличалась большим смирением, обладала даром прозорливости, тайно выполняла послушания за сестер, несмотря на болезнь ног. Незадолго до кончины она приняла схиму. Скончалась 12 февраля 1875года. Похоронена подвижница на монастырском кладбище близ храма. Местные жители почитали Анастасию при жизни, после ее кончины с благоговением брали землю с ее могилы, от которой получали исцеления.

В глухом лесу, вдали от людей Анастасия Семеновна Логачева проживала в течение пяти лет с 1850 по 1855 гг. В книге «Подвижница Анастасия» А. Приклонский описывает следующие события, которые произошли с ней в урочище Куриха, так однажды Анастасия возвращалась в ночное время осенью из деревни Кавлей к себе в пустыньку. Проходя лесом, она озарена была сверху светом, осмотревшись, увидела на воздухе пятиглавый храм, который предшествовал ей и недалеко от ее кельи-землянки исчез, - именно над тем самым местом, где позднее и был построен храм.

В другое время, по свидетельству одних в бодрствующем состоянии, а других - в сонном, было ей такое видение. Она стояла вне своей кельи и видит: Иоанн Креститель и Семеон Богоприимец несут большой деревянный крест за среднюю поперечину; за ними следовал о. Серафим Саровский. Дойдя до того места, где позднее был воздвигнут храм, все они остановились и сказали: «Здесь должен быть храм», а сами стали рассматривать местность и показывать, где должны быть построены корпуса для жилища монахинь.

Актуальность работы обусловлена тем, что сведения об истории храма носят отрывочный, а порой и противоречивый характер.

Целью данной работы является изучение прошлого и настоящего храма во имя иконы Божией Матери «Знамение» в поселке Сарма Сарминской сельской администрации Вознесенского района.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1) изучить имеющуюся литературу и интернет-информацию по данному вопросу;

2) собрать сведения о храме у старожилов здешних мест.

Глава 1. Основные этапы в истории нашего храма

1.1 Роль благочестивых людей в истории храма

в 1888 году в Петров пост, пришли на это место семь сестер из распавшейся женской общинки села Ризадеева. Они поселились на противоположной горе, от того места, где подвизалась Анастасия Семеновна. Жители окрестных селений приняли живое участие в устроение на этом месте обители. По общему совету они отправили избранных ими двоих кудлеевских крестьян вместе с Параскевой Иоакимовой Гордеевой в С.-Петербург ходатайствовать об отводе в Удельном лесу участка земли под устройство иноческой женской обители на том самом месте, где подвизалась Анастасия.

Принимала в этом живое участие прославившаяся даром прозорливости и совета схимомонахиня Мария (Мария Гавриловна), поощрявшая их в этом деле. По ее просьбе, Наталья Васильевна Карамзина просила графиню Антонину Димитриевну Блудову ходатайствовать об этом перед Государем Императором. Через эту графиню успели посланцы испросить разрешение от приснопамятного благочестивейшего государя императора Александра III. В память спасения «Его и Его августейшего семейства» при крушении поезда на железной дороге в Харьковской губернии, он дарует на всегдашнее владение пять десятин земли с лесом, но с условием «если только устроен будет, на сей земле, храм Божий в течение 3 лет

Жившие сами в великой нужде и тесноте, сестры сделали все, что от них зависело, и в течение трех лет, на том самом месте, где по видению Анастасии Иоанн Креститель и Симеон Богоприимец водрузили крест, уже стоял деревянный пятиглавый храм на каменном фундаменте, крытый железом, с деревянной колокольней

Внутреннее убранство храма было очень красиво. Иконостас храма представлял собой сборную конструкцию, собранную из нескольких старых иконостасов. Основу его составлял иконостас, который был привезен сестрами из села Дубовка, куда он попал из Арзамасского Высокогорского мужского монастыря. Он был дополнен другими иконостасами, украшен самой разнообразной резьбой и разными иконами, как иконописными, так и живописными. Вычищенная и вызолоченная резьба иконостаса производила очень нарядное и красивое впечатление. Радости сестер не было предела.

1.2 Освящение храма

2 октября 1894 года храм был освящен во имя иконы Божией Матери «Знамение», храмовой иконой стала копия с чудотворной иконы Божией Матери «Знамение» из Серафимо-Понетаевского монастыря. После освящения храма на неделю оставался служить заштатный священник села Кудлей Павел Иванович Виноградов. Все сестры, а их было в то время более 70, с живейшей радостью и восторгом посещали богослужения и, в глубокой благодарности Господу Богу за такую Его милость, исповедовались и приобщались святых Христовых Таинств.

15 ноября о. Павел (Виноградов) по ходатайству Гордеевой был определен епархиальным начальством к новоосвященному храму для исправления священнических обязанностей, которые и нес без всякого вознаграждения с великою скорбью. Храм был холодный, не было при нем круга богослужебных книг, ни чтецов, ни певцов, знающих богослужение. Семидесятилетний старец, утешал скорбящих сестер при их недостатках и лишениях, надеждою на лучшее будущее, укрепляя в терпении, не имея сам удобной квартиры, разделяя иногда с ними последний свой кусок. Ему хотелось послужить возникшей общине ради Бога и из любви к подвижнице Анастасии, в надежде на ее ходатайство за него пред Богом.

Через два года в храме было установлено ежедневное богослужение с поминовение благотворителей на проскомидии. Поминовение умерших совершалось на проскомидии и на ектеньи, за божественной литургией. За живых прилагалось еще особое моление в конце литургии с пением: «Высшую небес» перед храмовой иконой Знамения Пресвятой Богородицы, как оно совершалось в Серафимо-Понетаевском монастыре. Заведено было столповое пение на два хора и чтение неусыпаемой Псалтири перед иконой Божией Матери «Знамение». Храм, воздвигнутый при скудных средств...

Другие файлы:

Византийская икона Богоматери, известная в России как Владимирская Богоматерь. Описание иконографического типа
Византийская икона Божией Матери, ее история. Собор Владимирской иконы Божией Матери. Анализ иконографического типа Владимирской иконы Божией Матери....

Казанская икона Божией Матери
Образ иконы Казанской Божией Матери является одним из самых любимых и почитаемых на Руси. Даже тот человек, что понятия не имеет о великом множестве о...

Ситкинская икона Божией Матери
Ситкинская икона Божией Матери находится в кафедральном соборе св. Архангела Михаила в г.Ситка (Аляска) и является одной из наиболее почитаемых икон Б...

Чудотворная икона Почаевской Божией Матери
В книге рассказывается о обретении и чудесах Почаевской иконы Божией Матери....

Курихинские родники
Родники "Муркин" поселка Вознесенское и "Старая Куриха" Сарминского лесничества. Перерегистрация монастырской общины в Ардатове советской властью и её...