Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Краеведение и этнография

История селения Ботлих и его жителей

Тип: дипломная работа
Категория: Краеведение и этнография
Скачать
Купить
Общая характеристика села Ботлих. Античные и средневековые сведения о дидойцах. История Ботлиха с первой половины XVII в. до конца XIX в. Археологические памятники Ботлихского района. Происхождение андо-цезской группы народностей, куда входят и ботлихцы.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

Введение

I. Общая характеристика села.

II. Античные и средневековые сведения о дидойцах (IV в.до н.э. - IX в. н.э.).

III. Ботлихцы в X - начале XVII в.

IV. История Ботлиха с первой половины XVII до конца XIX в.

Список использованных источников и литературы.

Введение

На современном этапе развития исторической науки в Дагестане положительным фактором стало то обстоятельство, что историки, да и общественность в целом, проявляют истинный интерес к изучению малых народностей, которых достаточно много в нашей республике. Этот интерес вызван несколькими причинами, среди которых можно выделить следующие: отход от идеологизации истории к чисто научным изысканиям, переход от искаженности освещения политических и социально-экономических процессов в историческом развитии Дагестана, в том числе и малых этнических групп, к обоснованным и аргументированным выводам, а также стремление представителей малых этнических групп, да и самих этих народностей, показать, что, несмотря на малочисленность, они сыграли определенную роль в историческом развитии Дагестана и являются неотъемлемой частью истории нашего многонационального края.

Принимая во внимание вышеуказанные моменты, а также изучив в совокупности археологические, этнографические, фольклорные и архивные сведения, можно более или менее объективно отразить политическую, социально-экономическую, культурную и бытовую жизнь каждого народа.

Поэтому, выбирая тему данной дипломной работы, я ставил перед собой главную цель - беспристрастно и максимально обоснованно изложить историю одного из малых народностей Дагестана - ботлихцев, к которым я сам и отношусь.

Несмотря на то, что в современный период появились ряд историко-этнографических работ, где описывается социально-экономическое развитие отдельных этнических групп и их политическая история, нет еще фундаментальных монографических исследований, где был бы отражен весь комплекс вопросов их исторического развития с древнейших времен до наших дней.

Малоисследованность дагестанских народов внесла неясность в главном определяющем факторе - отношение к собственности, что породило большие разногласия при оценке стадиально-формационной принадлежности союзов сельских обществ Дагестана.

В результате появился целый ряд терминов, усложняющих понятийный аппарат: горский феодализм, протофеодализм, дофеодальный строй, военная демократия и др.

Согласно этой терминологии горцы Дагестана, в том числе и ботлихцы, в социально-экономическом развитии, даже в XIX в., находились на стадии родового строя.

Поэтому, для того чтобы вносить ясность в решение вышеизложенной проблемы надо скрупулезно и последовательно выявить все процессы и явления, происходившие внутри горского общества. Также надо показать, что дагестанским народам, в том числе и ботлихцам, были присущи элементы всех формаций, хотя отчасти они не были ярко выражены в силу географической и исторической особенностью развития горцев Дагестана.

Правильное и правдивое, без тенденциозности, освещение истории ботлихцев, которые по многим аспектам похожи на другие народности Дагестана, поможет определить вопрос о формационной принадлежности сельских общин Западного Дагестана.

Немалое влияние в выборе данной темы сыграли события августа 1999г., когда агрессия боевиков, нарушив мирную жизнь Ботлихского района, угрожала государственности Дагестана и ее единству с Россией. В этот сложный период все дагестанские народы встали на защиту своей Родины и прислали своих лучших представителей в зону боевых действий, где решался вопрос - быть ли Дагестану единой и светской республикой в составе России или исламским государством во главе радикально-экстремистским правительством.

Совместными усилиями российских войск и дагестанских ополченцев врагов изгнали за пределы территории республики, что стало очередным примером единства и взаимовыручки российского и дагестанского народов, которые издавна помогали друг другу.

История селения Ботлих, как сейчас, так и раньше, неразрывно связана с историей аулов и сел нашего края, и все процессы, как внутреннего, так и внешнего характера, и касающегося Дагестана в целом, отражались и на жизни ботлихцев.

К сожалению, историография истории Ботлиха и его жителей очень скудна и до нас дошли, за редким исключением, лишь отрывочные сведения о ботлихцах. Особенно проблематична древняя и средневековая история Ботлиха, так как первое письменное сообщение о его жителях относится к 1618 г., хотя они жили в данной местности издревле.

Положение спасает тот факт, что предки ботлихцев входили в военно-политический союз Дидо, о котором нам оставили немало ценных сообщений античные и средневековые авторы. Так же важным обстоятельством является то, что Ботлих был центром Технуцальского союза сельских общин, который образовался на территории современного Ботлихского района в XV в., и об этом союзе сельских общин сохранилось ряд сообщений XV - первой половины XVII вв.

Большой интерес к истории Ботлиха в целом начал проявляться лишь после подавления антифеодальной и антиколониальной борьбы горцев под руководством Шамиля в 1859 г. Ботлих, как центр Андийского округа, стали посещать русские и иностранные ученые, военачальники и путешественники. Хотя они и не оставили ценных трудов про ботлихцев, но их отрывочные сведения позволяют приблизительно воссоздать историческое прошлое данной этнической группы.

Среди античных и средневековых авторов, которые оставили сведения о дидойцах (дидурах) можно выделить Плиния Старшего (29-79 гг.н.э.)(25), Клавдия Птолемея (ок.90-ок.160 гг.н.э.)(16), Захария Ритора (VI в.н.э)(12), Ибн-ал-Факиха (1Х-Хвв.)(13) и др.

О средневековой истории Западного Дагестана мы находим сведения в "Гюлистан-и-Ирам" А. Бакиханова(4), в трудах Атаева Д. М. "Нагорный Дагестан в раннем средневековье"(43), Гамбашидзе Г.Г., Магомедова Д.М. "Христианские памятники Аварии"(50), Шихсаидова А.Р. "Ислам в средневековом Дагестане"(78), Магомедова Д.М. "К вопросу изучения средневековых поселений и их социального строя"(60), Малачиханова Б. "К вопросу о хазарском Семендере в Дагестане"(64), Пикуль М.И. "Некоторые сведения о средневековых поселениях Дагестана"(71) и др.

Сведения об истории Ботлиха в XVII-XIX вв. можно найти в следующих источниках и трудах: "Этнографические очерки Западного Дагестана" Шиллинга Е.М.(37), "Экскурсия в Нагорную Чечню и Западный Дагестан летом 1901 г." Гана К.Ф.(8), "Из истории аварского жилища" Никольской З.А.(67), "Памятная книжка Дагестанской области" Козубского Е.И.(18), "О хозяйстве населения Горного Дагестана" Котовича В.Г.(58), "Историческая, географическая и политическая карта Кавказа и провинции, находящейся между Россией и Персией" Клапрота Ю.(17).

Интересный материал по истории ботлихцев в новое время содержится у А.М. Буцковского(б). Сведения о народонаселении, состоянии хозяйства и об управлении ботлихцев дает Розен Р.Ф. в своих путевых заметках(26).

Много ценной информации о Ботлихе и его жителях содержится в работе Н.Львова "Домашняя и семейная жизнь дагестанских горцев аварского племени"(19), а также в статьях, монографиях, диссертациях, рукописных материалах советских историков, этнографов и специалистов смежных наук: Х-М. О. Хашаева(76), Гаджиева М. Г.(49), Вавилова Н. И. (46,47) и др.

Полевой этнографический материал о жителях Ботлиха можно обнаружить в интересной и ценной работе "Памятники обычного права Дагестана XVII-XIX вв."(24).

Период в истории Ботлиха, относящийся к освободительному движению горцев Дагестана под руководством Шамиля (1834-1859 гг.), освещается в издании "Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20-50-тые гг. XIX в."(10).

Большое значение имеют также издания, где содержатся официальные документы о взаимоотношениях ботлихцев и царской администрации: "Русско-дагестанские отношения XVII - первой четверти XVIII в. /Документы и материалы (27), и "Русско-дагестанские отношения в XVIII - нач. XIX в./ Сборник документов.(28)

В данной дипломной работе также были использованы различные издания по истории Дагестана, в частности: "История Дагестана" в 4-х т.(55), "История Дагестана" Р.М.Магомедова(6З), "История Дагестана с древнейших времен до конца XIX в." М.Г.Магомедова (61), "История Дагестана с древнейших времен до наших дней" Шигабудинова М.Ш., Магомедова А.А. и др.(77), "Очерки истории Дагестана" в 2-х т.(69) и др.

Интересные сведения по данной теме были извлечены из "Географии Дагестанской АССР" Эльдарова М.М. (79), "Археологической карты Дагестана" Абакарова А.И., Давудова О.М.(38), "Деятельности органов государственной власти республики Дагестан в области межнациональных отношений (80-90 гг. XX в.)" Булатова Б.Б., Рамазановой Д.Ш.(45), а также из энциклопедических изданий: "Большой советской энциклопедии"(44), "Советской исторической энциклопедии"(73), "Советского энциклопедического словаря"(74).

Некоторые сведения о ботлихцах и Ботлихе содержатся в Актах Кавказской Археографической комиссии (АКАК) (1) и Центральном госу-дарственном архиве Республики Дагестан (ЦГА РД)(31), а также в ЦГИА Грузии (33-36).

Статистические материалы, которые освещают новейшую историю Ботлиха, взяты из Ботлихского Центрального статистического управления, а также использованы материалы Б...

Другие файлы:

Географический обзор селения
Большая раcсредоточенность жилых построек селения. Природа Тадмагитля. Животный мир гор. Краткий очерк о происхождении селения. Проблема происхождения...

Медоносные растения окрестностей селения Миглакаси Сергокалинского района
Особенности растительного мира селения Миглакаси. Пчеловодство как подсобная отрасль сельского хозяйства. Анализ наиболее ценных медоносных растений о...

История селения Касумкент
Происхождение Касумкента, его политическая история до 1971 года. События связанные с установлением Советской власти в селе; создание и развитие колхоз...

За краем земли и неба
Есть ли у сущего край?И что там, за краем сущего?Эти вопросы задает своему учителю Ачаду мальчик-маг Хепсу, обладающий уникальным Даром Песен.Но и его...

Сохранение традиционной народной культуры в деревне Ваймуша Пинежского района Архангельской области
Анализ особенностей северной традиционной народной культуры на примере деревни Ваймуши. История возникновения деревни, культура ее жителей. Интересные...