Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Краеведение и этнография

История народов Ханты и Манси

Тип: реферат
Категория: Краеведение и этнография
Скачать
Купить
Ханты-Мансийский автономный округ: поселок Самарово. Советский Север как база геологоразведчиков. Возрождение Ханты-Мансийка как центра автономного округа, главные проблемы и перспективы демографического развития. История возникновения города Пыть-Яха.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

История народов Ханты и Манси

Ханты-Мансийский автономный округ: поселок Самарово

Советский Север

Возрождение Ханты-Мансийка как центра автономного округа

Население Ханты-Мансийского автономного округа

История города Пыть-Яха

Библиографический список

История народов Ханты и Манси

Как считают археологи, человек появился в Западной Сибири в VI - V тысячелетиях до нашей эры. Более древних, палеолитических, памятников здесь пока не обнаружено. Есть находки мезолитических орудий труда, например наконечники копий с кремневыми и костяными вкладышами. С их помощью человек охотился на зверя, добывая себе пищу. Более поздние памятники культуры предков хантов и других народов Западной Сибири - эпохи неолита и бронзы в III - II тысячелетиях до нашей эры - исследованы лучше.

Археологические раскопки проводятся на берегу Домашнего сора. Здесь три древних поселения, раскапывая одно из них, то, что ближе к пилораме. Углубления от древних могил или землянок, а также валы и рвы старинных городищ всегда примечали любознательные местные жители, особенно охотники.

Манси - народ, родственный хантам. Они очень близки между собой по культуре, много общего у них и в происхождении, и в истории, порой их трудно отличить друг от друга.

Обь - исконно хантыйская территория. Манси появились здесь поздно, уже в конце XIX века. На Обь, в район Березова, они пришли с Северной Сосьвы. В XIX веке началось перенаселение манси дальше на север и восток.

В Полновате большинство жителей представлено обскими хантами, поэтому и манси, давно здесь живущих, тоже считают хантами. Немалую роль играют и смешанные браки между манси и хантами. Ляпинские Ромбандеевы в похозяйственных книгах тоже записаны хантами. В районах, где соседствуют разные народы, часто приходится наблюдать путаницу в этнонимах.

Судя по фамилиям, можно считать, что манси передвигались с запада на восток и с юга на север, тесня в этих направлениях хантов. Этот процесс длился довольно долго, очевидно с XIII - XIV до начала XX века. Сначала, в XIII - XIV веках, это движение было связано с освоением земель коми-зырянами и русскими в Прикамье. Угорское население уходило от ясака, и от христианизации.

Позднее, в XV - XVI веках, русские стали осваивать землю по Уралу и в Зауралье. Вслед за промышленниками, купцами шли вольные переселенцы, миссионеры. Особенно известен своей миссионерской деятельностью Стефан Великопермский, обративший в крестьянство многих коми-зырян и манси.

На юг Западной Сибири еще в VI - IX веках из Казахстана и Алтая начали переселяться тюрки. Затем сюда пришли татаро-монголы. Части угорского населения (вероятно, это были ханты) по Туре Иртышу и их протокам, а часть вытеснили на север.

Большие миграции на север и восток производили и позднее, особенно в XVIII веке, когда под руководством христианской церкви в Сибири Филофея Лещинского проводилась массовая христианизация обских угров.

Таким образом, получается, что группа современных манси, живущих по Конде и Северной Сосьве, сформировалось сравнительно недавно: на Конде, вероятно, в XV - XVII, на Северной Сосьве - в XVII - XIX веках. Отсюда такое большое сходство в культуре манси и хантов.

Передвижение мансийского населения с запада на восток продолжается и поздней. Манси живут теперь на Нижней Оби, в низовьях Конды, на Козыме и Средней Оби в районе Самарова, на Назыме. В начале 60 - х годов в Березовском и Октябрьском районах по похозяйственным книгам числилось около 750 человек манси, а в Сургутском и Ханты - Мансийском районах более 60 человек. С низовий Конды они переселяются на Иртыш, где в 1962 году жило свыше 200 человек манси.

Это переселение было связано с развитием промышленного хозяйства на прибрежье Оби. На левобережье тогда имело значение лесная, нефтяная промышленность, на Конде, кроме того, - сельское хозяйство.

Но везде манси, как и ханты, живущие с другими народами - коми-зырянами, русскими украинцами, белорусами, татарами. Наиболее тесное и давнее соседство у манси с русским населением на Конде. Русские появились здесь, а также на Туре, Тавде в XVI веке.

Всю территорию Сибири коренное население не могло освоить. Подавляющая часть сибирских племен находилось на очень низком уровне хозяйственного и общественного развития. В основном это были рыболовы и охотники, на севере - оленеводы и лишь на юге скотоводы, некоторые занимались примитивным земледелием. Орудия и утварь из дерева, коры, кости и камня преобладали в их быту.

Большое значение в присоединении Сибири к России имело хозяйственное освоение территорий и ее природных богатств, развитие ее производственных сил. Здесь стали, распространятся более прогрессивные формы экономики (пашенное, земледелие, животноводство с оседлым образом жизни), ремесло, обрабатывающая промышленность, торговля. Производственная деятельность русского населения благотворно влияла на совершенствования хозяйства коренного населения Сибири.

Русский сибиряк, по общему представлению, - высокий, кряжистый богатырь. И хотя в Сибири много разных мужчин великороссов, в цело это представление правильное. Сибирь вначале заселяли в большей степени с севера России, где жили высокие голубоглазые блондины, и в меньшей - из средней полосы. В XVII веке это население осваивало таежную зону, частично двигаясь и на север в Тундру. А в XVIII веке особенно интенсивно стали обживать южные районы Западной Сибири. Здесь оседали крестьяне, занимающиеся земледелием.

Русские крестьяне принесли в Сибирь прочные трудовые традиции, многовековой опыт, наблюдательность и смекалку земледельца, любовь к земле, выносливость в борьбе с природой и стойкость перед невзгодами, деловой патриотизм и трезвый расчет. Сибирь - суровый край. Здесь закаляется и организм, и характер человека. Поэтому сибиряки издавна отличаются крепким телосложением, хорошим здоровьем, твердым характером привычным к суровым условием жизни.

Ханты - Мансийский автономный округ: поселок Самарово

Освоение русскими здешних мест началось в конце XVI века. Небольшой отряд казаков под предводительством сподвижника Ермака Богдана Брязги подошел на лодках к поселению остяцкого (хантыйского) князя Самара. По приданию, русский казак перехитрил Самара и его подданных, князь погиб одним из первых, и оставшиеся без управления войны сдались. Они принесли ясак и присягнули на верность московскому царю. Но заселение русскими людьми этой местности началось только спустя полвека, и связано оно было с тем, что Российскому государству, покорившему север Западной Сибири, необходимо было, закрепится на завоеванных территориях. К началу XVII века на карте появились города Березов, Сургут, Обдорск, Тобольск, Тюмень. Промежуточными пунктами на пути между Тобольском и Березовом должны были стать два яма - Демьянский и Сахаровский. В феврале 1635 года государь указал дьяку Пантелею Гирикову «прибрать» в поморских городах 100 человек ямщиков с женами и детьми и немедленно отправить их в Сибирь для поселения 50 человек в Демьянской волости и 50 под Сахаровскими городами. В 1637 году Сахаровский ям был заселен, поселились ямщики там, где казак Богдан Брязга победил войско князя Самара, «на правом берегу Иртыша, верстах в 20 от впадения его в Обь, у подножия довольно высоких гор Самаровских…». Они должны были обеспечивать транспортом и проводниками воевод и других официальных лиц, едущих в Сургут или Обдорск. Прибывшим вольным людям отвели земель «по 15 верст на все четыре стороны».

С этого времени в документах Самарово чаще стали называть «ямской слободой». На административно - почтовом языке того времени Самарово называлось так: «Самаровский ям, слобода Сибирской губернии Тобольской провинции, в Тобольском дистрикте ни восточном берегу Иртыша». Слобода была невелика, но в ней уже имелась деревянная церковь, освещенная в честь святого Николая Чудотворца, который считается покровителем путешествующих и плавающих людей. Ямщики ставили первые избы, строили пристань, обустраивали место у Самаровских гор. На их долю пришлись все тяготы неустроенной жизни и ямской службы.

В 1667 году Самаровский ям впервые появился на географической карте. В этом году по приказанию тобольского воеводы П. И. Годунова был составлен «Чертеж всей Сибири», на котором детально изображен бассейн Иртыша, отмечены города и остроги. Первое описание окрестностей Самарово относится к 1675 году, его составил Н. Г. Спафарий. Ямская слобода привлекала внимание путешественников, в конце XVII века здесь бывал посланник России в Китае Э. И. Идес. XVIII век принес жителям Самаровского яма много перемен. Новые дороги в Восточную Сибирь теперь переходили южнее, что вызвало сокращение перевозок по Иртышу. Извоз стал превращается во второстепенное занятие, основными статьями дохода становится рыболовство, охота и кедровый промысел. Население Самарово в XVIII веке по сравнению с XVII выросло более чем в два раза. Путешественники, проезжающие район Самарово, описывали быт и нравы жителей, просматривают старинные документы, предпринимают естественные и археологические поиски. В числе известных путешественников, прибывших в Самаровский слободе, - В.И. Беринг, Г.Ф. Миллер, И.Э. Фишер, Н.И. Делиль, Ш.Д. Острош, П.С. Паллас.

XVIII столетие было ознаменовано несколькими административными изменениями, в конце века Самарово о...

Другие файлы:

Фольклор хантов и манси
История изучения обско-угорского фольклора. Мировоззренческий аспект культурно-хозяйственной жизни народов ханты и манси. Жизненный цикл человека в ск...

Национальная одежда хантов и манси
Ханты и манси (остяки и вогулы) - основное коренное население Ханты-Мансийского Автономного округа. Характеристика национальной мужской, женской и дет...

История возникновения национальных игр народов манси
Возникновение традиционной культуры народа манси и понятие о его фольклоре и праздниках. Игры и состязания коренного и малочисленного этноса манси: "л...

Этнические особенности народов Западной Сибири
На территории Тюменской области проживают представители 125 национальностей, среди которых 26 малочисленных народов Севера. К коренным народностям, в...

Народы и традиции Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Социально-экономическое развитие малочисленных народов Севера, проживающих на территории Ханты-Мансийского округа. Образование этнических групп хантов...