Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Краеведение и этнография

Деревянное зодчество Нижегородского края

Тип: научная работа
Категория: Краеведение и этнография
Скачать
Купить
Православные храмы из дерева. Особенности нижегородского жилого деревянного зодчества. Административные учреждения Нижнего Новгорода. Развитие деревянной архитектуры в этом регионе с конца XVIII в. по начало ХХ в. Конструкции нижегородских мостов.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

2

Размещено на

Исследовательская работа

Тема

Деревянное зодчество Нижегородского края

ВСТУПЛЕНИЕ

зодчество архитектура нижний новгород

Время неумолимо. Его воздействие отражается буквально на всем окружающем и конечно более сильно последствия времени сказываются на древних постройках. Поэтому первостепенной задачей видится изучение и сохранение этих памятников истории и культуры, которые представляют собой неиссякаемый источник обогащения духовной жизни человека. Без знания минувшего трудно понять и правильно осмыслить происходящее. Раскрывая прошлое, исторические памятники не только расширяют наш кругозор, но и развивают глубокое чувство патриотизма.

Моя работа ставит перед собой цель, ознакомится с памятниками истории, культуры и архитектуры, расположенными на территории Нижнего Новгорода и области, к которым в первую очередь следует отнести объекты деревянного зодчества. Эта тема интересна, прежде всего, древностью деревянных построек, богатой и интересной историей связанной с ними.

Связь архитектуры с природой - это одна из самых главных особенностей всего русского народного зодчества. Талант строителей проявляется ещё до того, как срублено первое дерево и заложен первый камень в фундамент. Выбор места для будущего здания всегда был глубоко творческим действом: от него часто зависел и характер постройки, и её композиция, силуэт, высота. Иногда здание - будь то церковь, часовня или изба - как бы сливается с природным окружением, нередко, наоборот - в резком, обнажённом контрасте архитектуры и природы подчиняет себе окружающее пространство, утверждая всемогущую власть искусства - создание сердца и рук человеческих.

В изучении памятников деревянного зодчества привлекает одухотворенность древних построек. В них таятся глубокие раздумья о жизни и человеке, звучат эпос и лирика русского фольклора. В этих строениях скрыты характер и душа народа-воина, народа-зодчего.

1. ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ ИЗ ДЕРЕВА

Дерево как строительный материал

С древних времен в городах и селах Нижегородского края рубили бревенные крепости, храмы, избицы и высотные палаты, было налажено массовое производство всевозможного строительного и поделочного материала. В XVI - XVIII веках нижегородцы возвели множество уникальных сооружений (более ранние памятники не сохранились, исторические акты о них погибли), что свидетельствует о художественной одаренности, мастерстве и инженерной смелости нижегородских плотников. Основой этого стал высокого качества строительный материал - дерево. Дерево - любимый и наиболее распространенный в традиционной архитектуре Поволжья строительный материал. В разных частях здания с учетом особенностей отдельных пород древесины применялись: дуб - на сваи, оконные и дверные колоды; ель - на лежни, брусья для стропил, тесницы для настила полов, потолков и кровель; сосна - для рубки клетей; лиственница - для нижних венцов сруба (долго не гнила и трудно загоралась); ольха и вяз - для труб, постоянно находившихся в воде; липа и клен - для резных и столярных работ.

Качество древесины зависело от времени заготовки. Строевой лес рубили с декабря по февраль, когда сок в стволе от сильных морозов высыхал полностью. За полгода до этого с дерева от корня до уровня головы взрослого человека снимали кору, оставляя лишь полоску шириной в ладонь. К месту будущего строительства бревна доставляли волоком по снежному насту. Замоченная же древесина (доставленная в плотах по воде) быстро загнивала. Исключение составлял дуб для свай (для мельниц и мостов), который рубили летом «в полном соку».

Сложенные в стопы с продухами бревна для сооружения храмов и лодий просушивались 1 - 2 года, коптились над кострищами, их торцы с концов обжигались или смолились. Качество древесины определялось поливкой на ствол конопляного или льняного масла. Если бревно вбирало его быстро и много, то считалось готовым к поделке. Это же подтверждал чистый звонкий звук при ударе о бревно обухом топора.

Под нижние венцы сруба подводились "стулья" - толстые дубовые чурбаки, в местах возможных подтеков (подкровельные повалы и углы здания) прокладывались берестой. Строительные леса возводились из сосново-еловых бревен с перевязью лычными канатцами. Кровли настилались тесницами - толстыми досками, полученными при расщеплении бревна клиньями на 3 - 4 части с подтеской топором. С конца XVII века для изготовления теса широко использовалась пила. Главы храмов, кровли крылец-всходов и киотцев покрывались городчатыми лещадками - осиновым лемехом. Закаленные солнцем, ветром и холодом, он приобретал нужную прочность и особый серебристый цвет, менявший оттенки в зависимости от дня и освещенности.

С учетом архитектурно-художественных и конструктивных особенностей верха рубленые храмы в Поволжье делятся на четыре основных типа: клетский, шатровый, многошатровый и ярусный.

Клетские церкви

Были наиболее распространенными. Их архитектура имела много общего с жилыми строениями. Составлялись из нескольких прирубленных друг к другу клетей: алтаря, моленного зала, трапезной, приделов, притворов, папертей и колокольни. Число срубов по оси восток - запад могло быть большим. Тогда храмы назывались рублеными "стаей" (церковь села Скородум). Основные объемы храмов рубились в обло с остатком, алтари - в лапу.

Каждый объем церкви покрывался особой кровлей, на коньке моленный зал венчался постаментом с 1,3,5,7,9,13 главами. Постаменты оформлялись в виде 4- или 8-гранных срубов, бочек (церковь Василевой слободы) или шатров. Последние тогда назывались срубленными "в верх на каменное дело". Конек кровли обычно заканчивался резным гребнем, сруб - повалом. В таком случае кровля получала полицы с фигурно обработанными концами тесниц, торцы оформлялись резными причелинами.

В отличие от поземных клетские храмы рубились и на высоких подцерковьях (в представлении древнерусского человека высота храма ассоциировалась с его красотой). В таком случае строители обращали особое внимание на архитектурно-художественное решение крылец-всходов и открытых в стороны галерей-гульбищ с постенными лавками, украшали из резьбой и многоцветной раскраской.

Высокие причудливые кровли с главками, обильное украшение и общая живописность компоновки объемов храмов выделяли их в облике сел и городов Поволжья, делали предметом гордости прихожан.

Покровская церковь клетского типа в с. Зеленое Городецкого района 1672 г.

Храм состоит из трех частей: трапезной, освещаемой лишь волоковым окном, основного помещения с волоковым окном на северном и двумя косящатыми окнами на южном фасаде и пятистенного алтаря с тремя более поздними косящатыми окнами. Две первые части срублены из толстых сосновых бревен с углами «в обло» т.е. с короткими остатками, алтарная часть - из брусьев, перевязанных между собой без остатка, «в лапу». Центральный объем церкви покрыт тесовой кровлей и увенчан небольшим четвериком с главкой. Более низкие объемы трапезной и алтаря покрыты двухскатной и пятискатной крышами. В настоящее время эта церковь (Покровская церковь села Зеленое Городецкого района) находится в Музее деревянного зодчества на Щелковском хуторе в Нижнем Новгороде.

Шатровые церкви

Возводились в качестве соборных в монастырях (Вознесенский в Печерском, Софийский в Благовещенском), холодных погостовых и приходских храмов по всему Нижегородскому краю. В зависимости от назначения они рубились восьмериком или четвериком от основания. В первом случае большой шатер с полицами открывался внутри. Подобные храмы нередко ставились на подцерковья. Таким был храм монастыря Архидьякона Стефана в полугоре на устье Сундовика - реки под Лысковом, срублен он в 1549 г. в ходе неудачного похода Ивана IV на Казань (ныне село Исады). К восьмерику основания нередко прирубались по странам света приделы, а с запада - притвор. Храм становился 20-степенным. Таким был возведенный в 1652 г. Воскресенский собор Арзамаса (ныне в селе Костылихе).

Рубленные от основания четвериком храмы получали вверху восьмерик, завершенный шатром, который в интерьере обычно перекрывался навесным потолком - "небом". Верх храма усложнялся, если вокруг восьмерика ставились главки. Таковой была Спасская церковь Лыскова, у которой в 1681 г. на четверике были срублены "бочки, а на бочках 4 главы круг осьмерика, бочки и главы обиты мелкою чешуею. На четверике осмерик рублен в лапу брусяной, на нем шатер и шея поставлена и обита чешуею, на шее глава, 18 сажен, кругом опаяна белым железом, и крест опаян белым же железом, у креста 4 цепи железных, у четверика у розвалу подзоры, и , у осмерика у розвалу подзоры ж, и под главою подзоры ж". (Филатов Н.Ф., «Нижний Новгород Архитектура 14 - начала 20 в., Редакционно-издательский центр «Нижегородские новости», г. Нижний Новгород 1994 г. Стр. 141).

Вместе с крытым бочкой алтарем, трапезной, колокольней и крыльцами шатровые храмы служили важным градообразующими элементами русских сел, погостов, монастырей и посадов.

Васильева слобода. Воскресенская шатровая церковь 18 в. С рисунка Л.В. Даля, 1869 г.

Многошатровые церкви

Двумя, тремя, пятью шатрами завершались рубленые храмы многих сел и городов Нижегородского края. Шатры ставили над перекрытыми "небом" моленными залами и прирубами приделов. Число шатров нередко соответствовало количеству престолов храма. Конструкцию верха выявляет опись срубленной в 1617 г. в селе Вершинине Сретенской церкви с Михайл...

Другие файлы:

Туристская маркировка маршрута экскурсии "Деревянное зодчество Самары"
Цели применения информационных стендов в туризме, рекомендации по их оформлению. Маршрут экскурсии "Деревянное зодчество Самары", использование стендо...

Русское деревянное зодчество
В истории русской архитектуры деревянное зодчество занимает исключительное место.Возникшее и развившееся и стране, богатой лесами, деревянное зодчеств...

Русское деревянное зодчество т.1. Гражданское зодчество
Деревянное зодчество — одно из наиболее значительных и выдающихся про-явлений художественной и строительной культуры русского народа, культуры, уходящ...

Русское деревянное зодчество
Деревянное зодчество - одно из наиболее значительных и выдающихся произведений художественной и строительной культуры русского народа, культуры, уходя...

Деревянное зодчество Якутии
Настоящее издание является результатом многолетнего, упорного труда авторов, и хочется, чтобы они продолжали свои изыскания, ибо многие проблемы, затр...