Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Краеведение и этнография

Городское поселение "Новокручинское"

Тип: реферат
Категория: Краеведение и этнография
Скачать
Купить
История возникновения поселка Белоглиновка, появление железнодорожной станции Новая. Лесосырьевая база для лесопиления. Строительство лесопильного завода по переработке круглого леса. Образование городского поселения "Новокручинское", его руководство.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Что такое родина? С чего начинается родина? С одной стороны легко и просто ответить на этот вопрос. Родина начинается с дома, где родился и вырос, со школы и друзей. И, конечно же, край, в котором мы живём, наш поселок - это тоже наша родина. Но мало кто знает историю своего поселка, например, откуда произошло его название, о талантливых людях, проживающих в нём! Безусловно, меня это заинтересовало.

Когда-то наш поселок именовался просто «разъезд № 61». В статье директора музея «История Забайкальской железной дороги» Анатолия Ведмедь я нашел сведения о том, как был образован этот разъезд.

В 1905 году грянула русско-японская война. И для обеспечения русской армии вооружением требовалась большая пропускная способность на Забайкальской и Сибирской железной дороге. И чтобы дать «зелёный свет» воинским перевозкам в спешном порядке было решено устроить 61 новый разъезд. Разъезды возводились очень быстро силами железнодорожных войск и только на 35 из них были построены дома в виде полуказарм, а на остальных ставили разборные бараки или даже вагоны - теплушки, снятые с рельсов. На разъездах строились также стрелочные будки, водогрейки и отхожие места. На каждый разъезд приобретались самовары. Так в 1904-1905 годах родилось 99 разъездов, которым была суждена разная судьба; затем одни исчезли, а другие разрослись в крупные станции. Так в 1937 году разъезд № 61 стал именоваться «станция Новая» и при нём вырос большой поселок. До 1974 года, когда был построен вокзал, помещением станции служил товарный вагон, который не отапливался.

Удивительно то, что наш поселок в разное время назывался по-разному! Белоглиновка, «разъезд № 61», «Новая», «Точка», «Фабричный».

Каждый, кто добирался до «Новой» автомобильным транспортом, слышал такое необычное название: «Точка». И невольно задавал себе вопрос: «Почему именно «Точка»?» И меня тоже заинтересовала история происхождения такого вроде бы простого названия микрорайона.

Первоначально на месте микрорайона существовала радиостанция. Точка - это был выделенный приемный пункт, который строился заключёнными с 1937 года, а сдан в эксплуатацию был в 1939 году 1 апреля. Строительство велось под контролем наркомата обороны СССР. Для технического персонала на территории радиостанции было построено три трёхквартирных жилых деревянных дома. А только с 1937 года по 1939 год для работников охраны был построен один шестнадцатиквартирный дом. Жилой посёлок был закрытым объектом, где на территории, в четырёх углах, стояли вышки; территория радиоточки патрулировалась, охранялась военизированной приёмно-передающие системы. Как же работала эта радиостанция? На станцию поступали сигналы из Москвы, которые затем усиливались и передавались на «передатчик» в Атамановке, а после этого выходили в прямой

История посёлка

Официально считается, что заселение поселка началось с 1932г. Но появились новые сведения, что наша станция Новая берет свое начало со времен русско-японской войны 1904 г.

В начале 1904 г потребовалось усиление движения по забайкальской железной дороге, её большая пропускная способность. Поэтому силами железнодорожных войск начали возводиться разъезды. Спешно строились будки, присылались работники с российских железных дорог. Сначала разъезды назывались по верстам, и чтобы не было путаницы в названиях, начальник Забайкальской железной дороги издал приказ №164 от 18 июня 1904т «О наименовании разъездов по номерам, а не по верстам» так появился разъезд №61. В последующие годы из села Александровка начали переселяться казаки. Степан Прокопьев в 1912г. Поставил первую избу над яром где добывали белую глину. Так появилось название Белоглиновка В 1931г. Образовался колхоз <<Билигуйский>>. Поселок стремительно растет, строится клуб, открывается первая школа

В 1933 г. был построен лесопильный завод по переработке круглого леса. В том же году началось строительство железнодорожной станции Новая, которая и дала название растущему поселку.

В 1934 г. образовался сельсовет, первым председателем стал Прокопьев Степан Степанович. Кручининский сельсовет был переименован в Новокручининский.

В 1937 г. была учреждена административная единица Читинский район. Председателем Новокручининского сельсовета был Иван Хвист.

В 1938 г. после различных переименований и преобразований на полную мощность заработал лесозавод, которым руководил Дмитриев Константин Петрович. Началось строительство следующих объектов: столовая, склады, пекарня, детский сад, пожарное депо, баня, жилые дома и тюд. Но мирное созидание нарушила война

По официальным данным наш поселок берёт своё начало с 1932 года.

Но. … Из материалов газеты «Знамя коммунизма» от 27. 01. 1970 года следует:

«Весной 1912 года казак из села Александровка поставил первую избу над яром, где добывали белую глину» (ул. Набережная), отсюда и пошло название Белоглиновка. Поселок Белоглиновка до советской власти именовался, как хутор Александровского общества и существовал до 1931 года. В этот период имелось в нем всего 28 домов, начало застройки хутора относится к началу текущего столетия. Первыми жителями хутора Белоглиновки были: Ворупаев, Уфимцев, Орлов, Назаров, Иванов, Прокопьев и другие.

И все - таки упоминание о нашей Новой встречается ещё раньше. Когда-то наш поселок именовался просто «разъезд № 61».

Первое официально зарегистрированное упоминание об этом разъезде относится к 1904 году. Эти сведения получены из статьи «Разъезды, рожденные русско-японской войной», Анатолия Ведмидь директора музея истории Забайкальской железной дороги, опубликованной в газете «Забайкальская магистраль» от 08. 04. 2004 года.

В 1904 году грянула русско-японская война. И для обеспечения русской армии вооружением требовалась большая пропускная способность на Забайкальской и Сибирской железной дороге. И чтобы дать «зелёный свет» воинским перевозкам в спешном порядке было решено устроить 61 новый разъезд. Разъезды возводились очень быстро силами железнодорожных войск и только на 35 из них были построены дома в виде полуказарм, а на остальных ставили разборные бараки или даже вагоны - теплушки, снятые с рельсов. На разъездах строились также стрелочные будки, водогрейки и отхожие места. На каждый разъезд приобретались самовары. Так в 1904 - 1905 годах родилось 99 разъездов, которым была суждена разная судьба; затем одни исчезли, а другие разрослись в крупные станции. Железнодорожная станция Новая образовалась в 1937 году, а до этого был разъезд № 61, на котором поезда не останавливались до 1932 года.

Пригородный поезд ходил до ст. Кручина, чтобы попасть в Читу людям приходилось ходить по полотну ж.д. до ст. Кручина. В Читу ездили крайне редко и то только по крайней необходимости.

Пригородный поезд до ст. Карымская стал ходить с 1932 года и на ст. Новая была узаконена его остановка. Помещения станции еще не было, для зала ожидания был приспособлен товарный вагон, который не отапливался и стоял в тупике до 1937 года. В 1974 году был построен существующий сегодня вокзал.

Заселение пос. Белоглиновка начало осуществляться в основном с 1932 года и главным образом за счет жителей села Александровка. Первая школа в поселке Белоглиновка была создана в 1932 году, а до этого дети посещали школу в селе Александровка. Первым руководителем школы была учительница Губанова Клавдия Васильевна.

В основном жизнь поселка связана с лесом.

В 1918 году предпринимателем Нейманом Львом Ильичем был построен лесопильно-мукомольный завод в районе лесобиржи (ныне центральный участок), который просуществовал до его национализации органами советской власти в 1921 году.

Лесосырьевой базой для лесопиления были лесные угодья по реке Оленгуй, где лес заготовлялся, подвозился к реке и сплавлялся к месту переработки крестьянами, которые выполняли работы по договорам.

С 1920 по 1926 год на территории Белоглиновки находился «Дальлес» и занимался в основном заготовкой, сплавом и переработкой леса и его сбытом. Руководителем всех работ был подрядчик Светлаков. Сбыт леса производился в основном в город Читу, который перевозился по железной дороге в вагонах и частично гужевым транспортом, т.е. на лошадях. Освоение лесных массивов по реке Оленгуй и использование ее как сплавной артерии в широких масштабах началось с 1925 года.

В 1928 году на базе участка «Дальлес» был создан Карымский леспромхоз, директором которого был Волков Семен Иванович. В этом же году Карымским леспромхозом была организована сплавная контора, которая и занималась сплавом леса, выкаткой его из воды, сортировкой и погрузкой его в ж.д. вагоны. Лес главным образом отгружался в город Читу для Читинского лесозавода. Указанная сплавная контора просуществовала до 1931 года. Первым директором сплавной конторы был Кучеренко, а затем Полубоярин.

В 1933 году был построен новый лесопильный завод по переработке круглого леса (ныне район центрального участка), а в 1934 году воинской частью, которая находилась в пос. Белоглиновка, был построен ж.д. тупик на лесобиржу для подачи ж.д. вагонов под погрузку леса. Этот тупик доходил до речки Белятуй, который существует и в настоящее время. В 1935 году данный тупик стал основным местом для погрузки лесоматериалов в ж.д. вагоны для воинских частей.

В 1937 году образовалась Читинская область и Карымский леспромхоз, был передан в Читинский лесхоз. С 1931 по 1938 года сплавным участком рук...

Другие файлы:

Деятельность администрации МО "Подпорожское городское поселение" Ленинградской области
Анализ организационно-управленческой структуры МО "Подпорожское городское поселение" Ленинградской области. Принципы системы управления администрацией...

Городское поселение Икша

Городское поселение Новокручинский

Генеральный план муниципального образования «Тереньгульское городское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области

Муниципальные образования и их типы на примере Самарской области
Муниципальное образование как территория, в границах которой разрешено местное самоуправление для решения местных вопросов, рассмотрение основных видо...