Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Краеведение и этнография

Генезис составных элементов культа сыновней почтительности в Древнем Китае

Тип: дипломная работа
Категория: Краеведение и этнография
Скачать
Купить
Истоки возникновения культа сяо в Китае как политической и конфуцианской категории, его место в социальной системе страны. Роль траура и культа предков в развитии семейных отношений, его значение в формировании императорской власти и в жизни чиновников.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

Введение

Глава I. Сыновняя почтительность как элемент культуры древнекитайского общества

1.1 Становление культа Сяо

1.2 Сяо в семье

Глава II. Сяо как политическая и конфуцианская категория

2.1 Почтительность к императору

2.2 Жизнь чиновников и соблюдение принципов Сяо

Заключение

Примечания

Список источников и литературы

Введение

На протяжении нескольких столетий культ сыновней почтительности в Китае вызывал интерес у последователей восточных традиций. В настоящее время этот интерес усилился. Объясняется это тем, что "Запад повернулся лицом к Востоку". Тогда как практически во всем западном обществе с течением времени возросла тенденция к разложению семейных отношений, в Китае эти отношения продолжают носить специфический характер, обладая странной устойчивостью и консерватизмом.

Одной из особенностей мышления китайцев является его практицизм, т.е. потребность разрабатывать умозрительные теории только тогда, когда этого требует сама жизнь. Жизнь же требовала только одного: все идеологические течения должны ориентировать страну и народ на соблюдение социо-этического порядка, санкционированного великим Небом. Именно отсюда идет знаменитое высказывание Конфуция "Государство - это большая семья, а семья малое государство",1 т.к. для него эти понятия одного порядка. Поэтому социальная этика всегда играла большую роль. Каждый китаец постоянно видел перед собой эталон, заключенный в "Золотом прошлом" и считал своим священным долгом подражать ему. Следовательно, величайшим авторитетом для китайцев был не тот, кто уходил в мир абстрактных вещей, а тот, кто мог его научить жить здесь и сейчас.

Важнейшими регуляторами семейных отношений являлись конфуцианский культ предков и нормы "Сяо" (сыновняя почтительность),2 они же, в свою очередь, способствовали расцвету культа семьи и клана. Семья в Китае считалась сердцевиной общества, и интересы семьи намного превосходили интересы отдельно взятой личности, которая рассматривалась лишь в аспекте семьи.3 Подросшего сына женили, дочь выдавали замуж по выбору и решению родителей,4 это считалось настолько естественным, что вопрос любви не ставился принципиально, т.е. все личное и эмоциональное приносилось в жертву семье и ее нуждам. Любовь могла прийти после свадьбы, могла и не приходить вовсе, но это никогда не мешало нормальному функционированию семьи и выполнению супругами социально-этического долга - рождения детей, призванных, прежде всего, укрепить позиции семьи в веках.5 Отсюда и постоянная тенденция к росту семьи, некоторые последствия которой мы наблюдаем сегодня. Древнее сравнение государства с семьей подчеркивало, что как подданный должен беспрекословно подчиняться правителю, так и сын должен беспрекословно подчиняться отцу, не только при жизни, но и после смерти.

Как в зарубежной, так и в отечественной историографии китайцев их представлениям о семье, взаимоотношениях детей и родителей посвящено незначительное количество работ. Это связано, прежде всего, с ограниченностью круга источников, а также преобладанием иных тем исследования.

Значительный вклад в развитие отечественной синологии внесли труды Н.И. Конрада. Он наглядно показал, насколько важен перевод и трактовка источников для их анализа и последующих исторических выводов.

В научно-популярном издании В.Я. Сидихменова "Китай: страницы прошлого", 6 в центре внимания исследователя традиции и культы. Материалы, приведенные в книге, рассказывают об обычаях, нравах, верованиях китайцев. Автор старался возможно шире привлечь русские и иностранные источники, труды ученых и путешественников, которые долгие годы жили в Маньчжурском Китае, совершали длительные поездки по его просторам, общались с представителями различных слоев населения, были свидетелями больших и малых событий своего времени. Немалый вклад в изучение повседневности Древнего Китая внесла работа группы авторов М.В.Крюкова, Л.С.Переломова, М.В.Софронова, Н.Н.Чебоксарова "Древние китайцы в эпоху централизованных империй".7 В исследовании раскрывается смысл и роль обрядов в древнекитайском обществе, в частности, в циньскую и ханьскую эпохи.

В череде работ, анализирующих рассматриваемые нами традиции и обычаи Древнего Китая, особняком стоят публикации Л.С.Васильева. Его труды посвящены быту, религии китайского общества, а также освещают политическую и социальную жизнь Китая.8 Л.С.Васильев утверждал, что специфической чертой этики в Китае была ее невычлененность из всего синкретического комплекса норм, охватывающих не только сферу морали, но и ритуал, церемониал, обряды, обычаи и т.п. Невычлененность этики и ее практическое слияние с ритуалом помогли конфуцианству, этому вначале чисто философскому учению, постепенно овладеть и религиозными функциями, эффективно используя в своей проповеди не только разум, но и веру. С обретением столь мощных социальных и духовных санкций (официально-государственной, рационально-философской, религиозной) конфуцианские и конфуцианизированные этико-ритуальные нормы и ценности стали непререкаемо обязательными для всех членов общества, от императора до простолюдина. Чрезвычайно устойчивые стандарты поведения и речи, четко фиксированные обряды и церемонии были приняты и конфуцианским ученым - чиновником. Социальное функционирование этих норм отнюдь не сводилось к строго соблюдаемой и всеми осознанной казарменной дисциплине, любое отступление от которой так или иначе наказуемо, но представляло собой жесткий автоматизм обретенного с колыбели стереотипа. В этом и состояла главная сила "китайских церемоний", четко предписывавшихся каждому китайцу в соответствии с его статусом, который мог меняться. Простолюдин в Китае не раз становился даже императором. Но в одном китаец всегда, с рождения до смерти, принципиально не изменялся: он вольно или невольно, сознательно или бессознательно оставался носителем незыблемых принципов конфуцианизированного комплекса этико-ритуальных норм.

В статье "Этика и ритуал в трактате "Ли Цзы" из сборника "Этика и ритуал в традиционном Китае" дан анализ регламентированных норм и правила поведения некоторых социальных групп, а также описаны различные церемонии и ритуальные процессии, в частности, интересующая нас церемония траура.

Наиболее значительными исследованиями Л.С.Васильева являются работы "Древний Китай: Предыстория, Шан Инь, Западное Чжоу (до VIII н.э.)" и "Древний Китай: Период Чунь-цю (VIII - V вв. до н.э.)", которые дают четкое представление об образе жизни китайцев в различные эпохи древности. В этих работах приведена характеристика принципа сяо, рассказана история его становления в эпоху Шан Инь и приведены примеры, подтверждающие его существование.

В.В.Малявин огромное значение придает изучению и описанию традиций и обычаев Китая. Его монографии отличаются единством изучения составных частей китайской культуры - цивилизации, этнического характера и художественной литературы.9 Наибольшую известность получила его "Китайская цивилизация" - настоящая энциклопедия традиционного Китая, от высших сфер религии и философии до повседневного быта.

В книге "Конфуций", которая оформлена как историческая биография, изложено конфуцианское учение в его историческом развитии. Именно Конфуций разработал концепцию идеального человека, "благородного мужа" не по происхождению, а благодаря воспитанию высоких нравственных качеств. Большое внимание здесь уделено этикету, т.е. правилам благопристойности, регулирующими поведение человека в различных жизненных ситуациях.

Так же нами использовались труды зарубежных авторов. Можно назвать работу английского ученого, специалиста по Древнему Китаю М.Лёве "Китай династии Хань. Быт, религия, культура",10 в которой он описывает традиции, быт и религию Древнего Китая Династии Хань. Большое внимание уделяется церемониалам императорского двора и быту городских и сельских жителей. Хорошо описана траурная процессия и ритуал жертвоприношения в честь предков. Автор в данной работе использует данные археологических раскопок и научных исследований.

Таким образом, мы видим, что представления древних китайцев о семье, сыновней почтительности и смерти в изученной литературе рассматриваются, прежде всего, через религиозные воззрения, через повседневную жизнь.

Целью данной дипломной работы является всестороннее изучение генезиса, эволюции, составных элементов культа сыновней почтительности в Древнем Китае.

В ходе реализации цели будут решены следующие задачи:

- выявить истоки возникновения культа сяо в Китае;

- определить место культа сяо в социальной и политической системе Китая;

- рассмотреть роль культа предков в развитии семейных отношений в Китае;

- проследить значение культа сяо в формировании императорской власти;

- охарактеризовать роль культа сяо в жизни чиновников;

- определить связь траура чиновников с культом предков и сыновней почтительности в Китае.

Хронологические рамки данной дипломной работы охватывают период от возникновения цивилизации Шан (XVII - XI вв. до н.э.) до конца династии Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.).

История Древнего Китая хорошо известна благодаря огромному количеству документов, которые восходят до II тысячелетия до н.э. "Сяо цзин" (книга сыновней почтительности) - одно и...

Другие файлы:

Культура Древнего Востока
Анализ взаимоотношений человека с окружающим миром с точки зрения даосизма. Роль культа предков в Китае. Характеристика учения о "сыновней почтительно...

Политическая мысль древнего Китая
Основные категории конфуцианства: понятия благородного мужа (цзюнь-цзы), человеколюбия и правил ритуала. Требования относительно сыновней почтительнос...

Древние китайские шелковые ткани и вышивки V в. до н.э. III в. н.э.
Введение.Техника и технология шёлковых тканей в древнем Китае.Краткие данные о возникновении шелководства в Китае.Техника переплетений китайских шёлко...

Математика в древнем Китае
Развитие математики в древнем Китае со II в. до н.э. по VII в.н.э. Древнее математическое "Десятикнижье". Зарождение группового десятичного счёта и му...

Образование в Древнем Китае
Начальное, семейное и школьное воспитание в Древнем Китае. Различные философские школы и течения. Учение философа и педагога Конфуция. Роль иероглифов...