Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Краеведение и этнография

Анализ танцевального фольклора Чеченской Республики

Тип: контрольная работа
Категория: Краеведение и этнография
Скачать
Купить
Особенности географического положения Чеченской Республики. Традиции и обычаи: гостеприимство, родственные обязанности, отношение к женщине, честь семьи. Промыслы древних мастеров, вероисповедание. Влияние культурных особенностей на танцевальный фольклор.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ"

Институт заочного обучения

Кафедра хореографии

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине "Этнография"

АНАЛИЗ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Выполнила: студентка ИЗО группы 105БРХ

Шумахер М.О.

Проверила: кандидат педагогических наук,

доцент Дубских Т.М.

Челябинск, 2013

Содержание

  • Введение
  • Анализ литературы
  • Географическое положение
  • Трудовая деятельность
  • Традиции и обычаи
  • Взаимопомощь, взаимовыручка
  • Гостеприимство
  • Отношение к старшим
  • Родственные обязанности
  • Честь семьи
  • Отношение к женщине
  • Промыслы
  • Вероисповедание
  • Национальный костюм
  • Особенности танцевального фольклора
  • Заключение
  • Список использованных источников

Введение

Предметом изучения этнографии являются различные этнические группы, населяющие нашу страну. В своей работе я проведу анализ танцевального фольклора Чеченской республики, с учетом формирующих танцевальные традиции факторов, таких, как географическое положение, национальный этикет, религия, народные промыслы, костюм и т.д.

Задача самостоятельной работы - сбор и анализ материала по предложенному плану, определение взаимосвязи и глубины влияния каждой отдельной характеристики на танцевальный фольклор.

Цель - определение влияния всех параметров в целом и их отражение в танцевальном фольклоре Чеченской республики.

Анализ литературы

В современной литературе рассматриваются вопросы социальной организации этносоциума и некоторые проблемы этнической истории чеченцев, делается вывод, что чеченцы - этническая общность со всеми признаками этноса: единой территорией, национальным самосознанием, языком, этнокультурными традициями. Ранее для советских исследователей общественного строя чеченцев непонятны были реально существовавшие в чеченском обществе формы социальной организации и уклад общественного быта чеченцев, они не укладывались в привычные структуры и схемы системообразующих признаков государства и способов производства, сформулированных основоположниками марксизма на основе западноевропейского варианта исторического развития. Исходя из этого, общественно-экономический уклад чеченцев был определен как патриархально-родовой строй. В исторической литературе по Чечне была определяющей оценка общественного устройства, считающей неприемлемыми для Чечни понятий "государственность", "государственную организованность".

Географическое положение

Чечемнская Респумблика (Чечням; чеч. Нохчийн Республика, Нохчийчоь) - республика (субъект) в составе Российской Федерации; входит в состав Северо-Кавказского федерального округа. Столица - город Грозный (чеч. Соьлжа-ГIала). Чеченская Республика (ЧР) граничит на западе с Ингушетией, северо-западе - с Северной Осетией, на востоке - с Дагестаном, на севере - со Ставропольским краем. На юге проходит внешняя государственная граница с Грузией. Территория республики простирает-ся с севера на юг на 170 км, а с запада на восток - почти на 100 км. Расстояние от Грозного до Москвы - 2007 км.

По рельефу ЧР делится на равнинную северную и горную южную части. Горная часть Чечни - северные склоны Большого Кавказского хребта, они занимают 35% территории. Регион отличается высокой сейсмичностью, здесь возможны землетрясения интенсивностью до 9 баллов. Остальные 65% площади - возделанные равнины, степи и полупустыни: Чеченская равнина и Терско-Кумская низменность. Чеченская равнина в естественном состоянии - это степь с небольшими лесостепными участками. Большая ее часть распахана и используется в сельском хозяйстве.

Трудовая деятельность

Условия для сельского хозяйства благоприятные: плодородие почв, обилие тепла, значительные площади естественных луговых пастбищ - все это способствует развитию как равнинного земледелия, так и животноводства на горных пастбищах.

Традиции и обычаи

Мужской этикет Основные нормы поведения чеченского мужчины отражают несколько основных понятий:

Немногословие.

Неторопливость.

Осторожность в высказываниях и в оценках людей.

Сдержанность - основная характеристика чеченского мужчины практически во всем, что касается его домашних дел. По обычаю, мужчина не будет даже улыбаться жене при посторонних, не возьмет при посторонних ребенка на руки. Он очень скупо отзывается о достоинствах жены, детей. Чеченец как на особо тяжкое оскорбление реагирует на нецензурную брань, особенно если в ругательстве фигурирует женщина. Это связано с тем, что самый большой позор, если женщина из семьи позволила себе какие-либо отношения с посторонним мужчиной. В республике хоть и редко, но имелись случаи самосуда над женщинами за вольное поведение.

В понятие мужской красоты чеченцев входят высокий рост, широкие плечи и грудь, тонкая талия, худощавость, быстрая походка. "По походке узнаешь, каков он", - говорят в народе. Особенную, знаковую нагрузку несут усы - "Если ты не ведешь себя как мужчина, не носи усов!" Для тех, кто носит усы, к этой строгой формуле прилагаются три запрета: не плакать от горя, не смеяться от радости, не убегать ни при какой угрозе.

Особые цифры - 7 и 8 Грудному ребенку, по чеченским обычаям, нельзя показывать зеркало до восьмимесячного возраста. Так же, чеченская традиция предполагает знание женщиной восьми поколений предков по материнской и по отцовской линии. Мужчине обязательно знание семи предков. Эти примеры показывают, что с женщиной чеченцы ассоциируют цифру 8, а с мужчиной - цифру 7. Семерка состоит, по существу, из единиц. Восьмерка же, состоящая из четырех двоек (иначе - из пар) отражает материнство, принцип порождения себе подобного. Таким образом, цифровая символика показывает пришедшее из глубокой древности особое, превалирующее место женщины в обществе по сравнению с мужчиной. Это же подчеркивает и известная чеченская пословица: "Портится мужчина - портится семья, испортится женщина - портится весь народ".

Взаимопомощь, взаимовыручка

Обычай трудовой взаимопомощи уходит корнями в глубокую старину. В те времена суровые условия жизни заставляли горцев объединяться для сельскохозяйственных работ. Крестьяне связывались одной веревкой, чтобы выкосить на отвесном склоне горы траву; всем селом отвоевывали у гор участки под посевы. В любом несчастье, особенно если семья теряла кормильца, село брало на себя заботу о потерпевших. Мужчины не садились к столу, пока часть еды не была отнесена в дом, где нет мужчины-кормильца. Приветствие молодого человека старшему по возрасту обязательно включает предложение помощи. В чеченских селах принято, если пожилой человек начинает какую-то работу по хозяйству, по-соседски принять в этом участие. И зачастую начатое дело закачивают именно добровольные помощники.

Традиция взаимной поддержки выработала в народе отзывчивость на чужое несчастье. Если в доме горе, то все соседи открывают настежь ворота, показывая тем самым, что горе соседа - его горе. Если в селе кто-то умирает, все односельчане придут в этот дом выразить соболезнование, оказать моральную поддержку, а если надо - и материальную помощь. Похоронные хлопоты у чеченцев полностью берут на себя родственники и односельчане. Человек, какое-то время отсутствовавший в селе, по приезде получает полную информацию о произошедших без него событиях, в том числе и о несчастьях. И первым делом по приезде он идет выражать соболезнования.

Гостеприимство

Согласно легенде, пращур чеченцев Нохчуо родился с куском железа - символом воинской доблести - в одной руке и с куском сыра - символом гостеприимства - в другой.

Особенно ярко проявляется гостеприимство в сельском быту. Для приема гостей в каждом доме имеется "комната гостя", она всегда наготове - чистая, со свежей постелью. Никто ею не пользуется, даже детям запрещается играть или заниматься в этой комнате. Хозяин должен быть всегда готов накормить гостя, поэтому в любые времена в чеченской семье специально откладывали на этот случай продукты. Первые три дня у гостя не положено ни о чем спрашивать. Гость живет в доме на правах почетного члена семьи. В старину в знак особого уважения дочь или невестка хозяина помогали гостю снимать обувь, верхнюю одежду. Гость не должен пр...

Другие файлы:

Анализ системы государственной власти Чеченской Республики
Статус Президента Чеченской Республики. Исполнительная власть и система законодательных органов. Судебная власть, главные особенности её осуществления...

Что нужно знать, чтобы стать первым. Психология танцевального спорта
Книга по психологии танцевального спорта ведущего танцевального психолога в России в трех частях: "Закон успешной тренировки", "Пара", "Тренер"....

Особенности развития системы высшего образования в Чеченской Республике
Проблемы в системе образования Чеченской Республики и региональной образовательной политике. Анализ уровня качества высшего образования в условиях его...

Конституционно-правовое регулирование парламентских выборов в Чеченской республике
Возникновение, становление и развитие законодательных учреждений в Чечне на основе народного представительства. Место и роль Парламента Чеченской Респ...

Государственные полномочия в сфере добровольного переселения соотечественников в Российской Федерации
Деятельность Управления миграционной службы по Чеченской Республике. Реализация программных мероприятий Правительства Чеченской Республики по оказанию...