Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Краеведение и этнография

"Проводы в иной мир": обряд и игровые "погребения", "похороны"

Тип: реферат
Категория: Краеведение и этнография
Скачать
Купить
Семантика игровой деятельности "Проводов в иной мир". Преднамеренные захоронения. Жизнь после смерти. Символические похороны (магический ритуал, воспроизводящий погребальный обряд). Соотношение похоронных мотивов в календарных ритуалах и обрядности.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КИНЕМАТОГРАФИИ

ИМ. С. А. ГЕРАСИМОВА

«Проводы в иной мир»: обряд и игровые «погребения», «похороны»

Москва 2012

Содержание

Введение

1. Семантика обрядовой и игровой деятельности «Проводов в иной мир»

1.1 Преднамеренные захоронения

1.2 Жизнь после смерти

1.3 Символические похороны

2. О соотношении похоронных мотивов в календарных ритуалах и похоронной обрядности

Заключение

Литература

Введение

Одним из порождений языческого восприятия мироздания как извечного кругооборота жизнь--смерть--жизнь был праславянский ритуал проводов на «тот свет». Сформировался он на представлении о соотношении земного и «потустороннего» мира, на отношении предком с потомками, первенствующей роли обожествленных предков в земной жизни. Формальную структуру ритуала у протославян определяла органическая взаимосвязанность культа предков с аграрными культами. Выявляется она с помощью сравнительно-исторического анализа славянской фольклорной традиции -- устно-поэтической (предания, пословицы, поговорки, загадки), вокально-хореографической (песни, причитания, круговые танцы), обрядово-драматической (обряды, обычаи, игрища, игры) и изобразительной (чучела, куклы, маски, приемы оформления костюмов ряженых и ритуальных предметов -- дерева, ветки, палицы, хлыста, писанок и т. п. ) с данными о нем в средневековых, античных, древневосточных источниках и формами его у разных народов мира.

Сравнительно-историческое изучение ритуала проводов на «тот свет» показывает соответствие его высшим формам культа предков. Основная функциональная сущность заключалась в периодическом отправлении «посланцев» в космический мир священных предков, -- чтобы с помощью их поддерживать нормальное течение жизни на Земле.

Типологический характер ритуала проводов на «тот свет» в значительной мере обусловлен языческими представлениями о смерти и вечности, восприятием смерти как перехода к жизни в ином облике. В извечном кругообороте перевоплощений от низших видов живых существ к возвращению в свой род новорожденным младенцем формы посмертных превращений, судьбы последующих жизней представлялись зависимыми от родовой принадлежности, моральных устоев и жизненных принципов как самого человека, так и его предшественников (родовых и семейных).

Посмертное существование определялось устремлениями и действиями в последний период жизни:

- низменные намерения и поступки вели к сниженным формам посмертных превращений;

- подвиги на благо семьи и общества вели к сонму святых предков, коим предназначена вечная жизнь при космическом мире богов.

Ритуалом проводов «посланников» в значительной мере определялось формирование структуры и знаковой символики обрядового цикла языческих славян, как и других народов Европы, реминисценции же его играли заметную роль в традиционной обрядности, календарной и похоронной, наложив свой отпечаток в разных проявлениях фольклорной традиции.

Значимость воздействия ритуала проводов на «тот свет» на календарный обрядовый комплекс видна в основных элементах структуры славянских обрядовых циклов:

- в святочно-новогоднем (сочельническое деревополено, состав и оформление ритуальной трапезы, ряжение),

- масленичном (карнавальные персонажи, чучела-куклы),

- летнем (троицкая березка, ветки, венки, гирлянды, цветы; похороны Костромы, Германа, Ярилы, «Ярилиной плеши», «русалки», «кукушки»; «додола» и т. п. ; купальские костры),

- жатвенном (последний сноп, «борода» и др.),

- осеннем («кузьминки» и др.).

1. Семантика обрядовой и игровой деятельности «Проводов в иной мир»

1.1 Преднамеренные захоронения

Несомненную преднамеренность захоронений, существование разнообразных погребальных обычаев и форм погребения, связь их с определенным комплексом представлений - все это мы находим уже в погребениях среднего палеолита. В это время, 60-70 тыс. лет назад, появляются преднамеренные погребения в форме ингумации - зарывания в землю, - одиночные, парные и коллективные.

Нередко несколько различных форм погребения наблюдается внутри одного племени или даже одной общины.2 2 Klaatsch H. Mumie aus Australien. - Zeitschrift fьr Ethnologie, 1905, В.37, H.5, S.772-781; Thomas N.W. Disposal of the dead in Australia. - Folk-Lore, 1908, vol.19; Davidson D.S. Disposal of the dead in Western Australia. - Proceedings of the American Philosophical Society, 1948, vol.93, no.1, p.71-97; Berndt R.M. and C.H. The World of the First Australians, pp.453-486.

3 Владимир Кабо. Круг и крест Размышления этнолога о первобытной духовности, Канберра: Алчеринга, 2002 В них отражены общественное положение, пол и возраст умершего, причина и обстоятельства смерти. Отражена в них и сама социальная структура.

Думается, что противоречивое, амбивалентное отношение к мертвым лучше объясняет возникновение погребального ритуала, чем только страх перед мертвыми или какие-либо иные элементарные побуждения.3 Сложность отношения к умершим возрастала вследствие того, что в сознании живых они оставались членами своего коллектива (быть может, поэтому подавляющее большинство погребений палеоантропов обнаружено там же, где жили люди) и за ними сохранялось, видимо, право собственности на орудия личного пользования, свойственное первобытному обществу, - вот почему орудия нередко сопровождают их. Погребения палеоантропов - порождение процесса социальной интеграции, углубляющихся "идеологизированных" социальных связей.

В феномене древнейших преднамеренных погребений совмещены три тенденции, две из них взаимно противоположны. С одной стороны, стремление сохранить, обезопасить тело, создание искусственной среды, иначе говоря, продолжение деятельности, начало которой было положено первыми жилищами и первой одеждой. Наряду с этим налицо та или иная степень насилия над телом, "обуздание" его (связывание, лишение головы), расчленение, частичное или полное уничтожение (каннибализм, сожжение). Это, наконец, превращение всего тела или его части (черепа, челюсти) в предмет культа или орудие магии. Во всех этих тенденциях отразились религиозно-магические представления палеоантропов в их относительной сложности, нерасчлененности, противоречивости. Мертвого стремились погрузить в подобие материнского лона, откуда он вышел, или в подобие пещеры, откуда вышло все человечество (яма, насыпь), и, в то же время, лишить его возможности покинуть это убежище. Над древним человечеством как бы тяготеют архетипы лона и пещеры. Покинув их в своей индивидуальной и родовой жизни, человек возвращается в них по смерти. В могиле лоно и пещера сливаются.

Большой интерес представляют дополнительные сооружения, сопутствующие захоронениям палеоанторопов. Это - тот "избыточный" элемент, который, быть может, наиболее красноречиво свидетельствует о существовании сложившегося погребального ритуала. Иногда это очаги или костры, которые разжигались на дне могильной ямы до погребения либо на вершине надмогильной насыпи после него. Порою рядом с погребением сооружались сходные по форме ямы или насыпи, возможно, содержавшие жертвоприношения.

1.2 Жизнь после смерти

Древние верили, что мертвый продолжает жить в могиле. В своей новой жизни в царстве мертвых у покойника должно быть все необходимое. На “житье вековечное” покойного собирают, снаряжают по всем правилам - дают ему еду, домашнюю утварь, в степных районах - коня и пр.

Смерть, по древним представлениям, - это мета-морфоза. После смерти начиналась “новая жизнь” в “новом мире”. Умерший мог вернуться на землю вновь в любом облике, в том числе и в лице своего потомка. Любой младенец это есть возвращенный на землю покойник. Прошлое возобновлялось, персонифицируясь в человеке, который повторял характер и поступки предка. Поэтому могилы и курганы предков располагались бок о бок с усадьбами живых: то были даже не два разных мира, а единый мир.

По верованиям предков, обмен между мирами происходит постоянно. Во многих сказках герой, героиня находит себе невесту, жениха в “тридесятом” царстве, сын ищет на том свете мать.

Смерть - это уход. Поэтому покойного провожают в последний путь.

Одна из функций погребального ритуала -- способствовать переходу в “вечный мир”. Переход в “новый мир” сопровождается напутствиями умирающему, с ним присылают на тот свет поклоны.

1.3 Символические похороны

Символические похороны (животных, предметов) - магический ритуал, воспроизводящий погребальный обряд. Имеет охранительный или “отгонный”, реже - продуцирующий характер.

В Полесье во время засухи, чтобы вызвать дождь, ловили и убивали лягушку, обряжали ее в лоскут, клали в спичечный коробок, голосили по ней, как по покойнику: “Ой, жабка наша померла, ой, ой!”, причем нужно было по-настоящему лить слезы. С той же целью вызывания дождя на Ровенщине убивали ужа, гадюку или насекомое (медведку) и подвешивали на забор или на ветку, иногда поливали водой. В Калужской губернии хоронили Масленицу: делали из соломы большую куклу, надевали на нее рубаху и сарафан, на голову повязывали платок; женщины, одна из которых изображала попа с кадилом, вели ее под руки по деревне, а затем сажали на но...

Другие файлы:

Обрядовый театр
Эпоха синкретизма, жизнь первобытных племен - непрерывный обряд. Обрядово-фольклорные формы досуга. Магический характер обряда. Понятие обычая, обряда...

Этикет похорон
Похороны как ритуальный обряд погребения тела умершего, существующий практически у всех народов мира, который символизирует прощание, расставание с че...

Православный обряд погребения
Описание: Закон смерти непреложен. Приходит смерть, и душа человека разлучается с его телом. Понять и уразуметь до конца явление смерти невозможно. Ка...

У Бога все живы. Православный обряд погребения
Предлагаемый вниманию читателей сборник "У Бога все живы" рассказывает о православном обряде погребения, о том, как должно совершаться поминовение усо...

У Бога все живы. Православный обряд погребения. Утешение скорбящему. Молитвы за усопших
Предлагаемый вниманию читателей сборник "У Бога все живы" рассказывает о православном обряде погребения, о том, как должно совершаться поминовение усо...