Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Краеведение и этнография

Возрастные особенности игровой культуры русского народа

Тип: курсовая работа
Категория: Краеведение и этнография
Скачать
Купить
Курсовая работаПо дисциплине«Теория и история народной художественной культуры»На тему«Возрастные особенности игровой культурырусского народа»СодержаниеВведениеГлава I. Игровая культура русского народа как этнокультурный феномен1.1 Возникновение и развития народной игры1.2 Сущность и функции игрыГлава II. Возрастная дифференциация народной игровой культуры2.1 Игры детей младшего возраста2.2 Игры подростков2.3 Игры и забавы молодежиЗаключениеСписок литературыВведениеАктуальность темы исследования.Народная игра имеет многовековую историю, она неразрывно связана с жизнью русского человека, его бытом. Поэтому, обращаясь к народной игре, сохраняя и возрождая ее для новой жизни, мы можем творчески усвоить старые, но мудрые истины, установить связь между культурой прошлого и нынешнего, воспитать гармоничную личность, ибо нет такого качества человека, которое не развивалось бы в народной игре. Народная игра – важнейшая школа жизни, поэтому необходимо изучать ее и делать все возможное, что бы дать е новую жизнь. Ведь народная игра всегда была тем механизмом, который способствовал вовлечению человека в жизнь социума, как в психологическом, так и в бытовом плане. Игра помогла человеку ощутить себя честью большого целого- народа, давала ему возможность испытать себя, воспитывала, учила, развивала. Сейчас, когда мы заботимся о возрождении народного самосознания, возвращаемся к опыту прошлого, невозможно обойти вниманием народную игру, которая является важнейшей частью этого опыта.Степень изученности проблемы.Голландский психолог Й. Хейзенг утверждал, что культура не рождается в игре, а возникает как игра, первоначально играется. Он считал, что категория «игра» - это основное свойство всякой культуры (теория «человека играющего»). Игра - один из первых и главных стимулов культуры человека. Игра старше культуры, культура «возникает и развивается в игре, как игра» Homo ludens (Человек играющий), (В тени завтрашнего дня. 1992), имеет игровой характер. Хейзинга подчеркивает, что большинство исследователей игры опускают или недооценивают, что она преимущественно располагается «на территории эстетического» и главное в ней – «эстетическое содержание», и последовательно показывает и обосновывает игровые принципы основных составляющих культуры, включая не только сферы религиозных культов, искусства, праздника, спортивных состязаний, но и философию, правосудие, войну, политику. Краткая дефиниция игры по Хейзинге гласит: «Игра есть добровольное действие либо занятие, совершаемое внутри установленных границ места и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам с целью, заключенной в нем самом, сопровождаемое чувством напряжения и радости, а также сознанием «иного бытия», нежели «обыденная жизнь»» [41]. Советский ученый А. Лосев подчеркивал, что «в игре есть все достоинства искусства: и идеал, и мудрость, и высокое, и трагическое, и комическое, - и все чем богата жизнь». «Игра человека есть социальный и эстетически- культурный феномен, а его содержание и многообразие порождены тем же, чем порожден сам человек и его культура - трудом и общением». «Опыт игрового поведения имеет каждый; культурно - историческом плане мир не знает культур, народов или эпох, не знающих игр». Объектом исследования: русская народная игровая культура.Предметом исследования: возрастные особенности игровой культуры русского народа. Цель исследования: раскрыть возрастные особенности русской народной игровой культуры.Исходя из цели исследования, можно выделить следующее задачи:- рассмотреть исторические предпосылки возникновения игры;- рассмотреть сущность и функции игры;- рассмотреть культурно-историческое своеобразие русской народной игры;- рассмотреть возрастную дифференциацию народной игровой культуры.Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.Глава I. Игровая культура русского народа как этнокультурный феномен1.1 Возникновение и развития народной игрыСложилось великое множество смыслов, значений, которые вкладываются в слова игра, играть, игрушка. В словаре С.И. Ожегова игра- это способ, каким играют в двух значениях: играть в игру и второе в значении опасная игра и переносное значение действовать с тайным умыслом. Игра как комплект предметов для игры, игра природы как что-то необычайно и небывалое, из ряда вон выходящее. Игра слов – шутка, основанная на одинаковом звучании разных по смыслу слов. Игра судьбы как реализация непредвиденной ситуации в жизни. Игра воображения –продукт фантазии и выдумки.Играть, как резвиться, забавляться и развлекаться, предаваться праздности. Играть во что-то именно, то есть проводить время в определенном типе деятельности – в соревновании, в развлечении. Играть что-то и на чем-то – а музыкальном инструменте, играть роль на сцене, играть комедию – притворяться, быть неискренним в поведении и поступках, играть на нервах – создавать дискомфорт для окружающих людей, играть первую скрипку – занимать руководящее положение в социальной иерархии. Играть с кем-то или...
Другие файлы:

Кризис современной игровой культуры
Понятие и содержание игровой культуры, эволюция отношения к данной проблематике в обществе. Явление архаики в игровой детской культуре, направления ег...

Религия отцов (история религии русского народа)
Характеристика религии русского народа - одного из символов культуры. Авторитет отца и рода на Древнем Востоке. Деление православной церкви на древнеп...

Развитие коммуникативной культуры у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре
Возрастные особенности общения в старшем дошкольном возрасте. Сущность и структура сюжетно-ролевой игры. Исследование особенностей межличностного взаи...

Поэтическое наследие народной художественной культуры русского народа
Анализ устного народного творчества России. Понятие, сущность и особенности поэтических фольклорных произведений русского народа. Характеристика основ...

Возрастные и индивидуальные особенности нравственного развития дошкольников
Факторы развития нравственной сферы. Возрастные особенности дошкольников. Методы формирования у детей дошкольного возраста представлений о нравственны...