Закономерности внутреннего и внешнего порядка в организации и построения пространственно-временного континуума народов Сибири
СОДЕРЖАНИЕВведениеГлава 1. Теоретический аспект исследования Глава 2. Ландшафтно-топографическая и топографо-климатическая характеристика местообитания манси в XVIII-XX веках Глава 3. Сакральный пространственно-временной континуум в мифологическом мировоззрении манси 3.1 Разделение сакрального пространства-времени в мифах манси3.2 Космизация пространства-времени в рамках обрядов жизненного цикла3.3 Структура сакрального пространственно-временного континуума в рамках святилищ и домов манси 3.4 Построение систем сакрального пространства-времени в мифах и обрядах манси ЗАКЛЮЧЕНИЕИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРАВведениеПроблема, заявленная в теме исследования, не нова. Ранее уже предпринимались попытки исследовать сакральный пространственно-временной континуум различных обществ, находящихся на разных этапах исторического развития. Однако степень исследованности сакральных пространства и времени в мифах и обрядах хантов и манси остается сегодня недостаточной. Такие исследователи, как Н. В. Лукина, В. М. Кулемзин, Е. Г. Федорова, А. В. Головнёв, И. Н. Гемуев и др. касались так или иначе в своих исследованиях проблем, связанных с пространством и временем в мифах и обрядах хантов и манси. Но исследование сакрального пространственно-временного континуума не стояло в задачах их исследований. Единственной работой, в которой в качестве предмета исследования фигурируют «закономерности в характере и размещении комплексов культовой атрибутики» манси остается монография И.Н. Гемуева «Мировоззрение манси: Дом и Космос». В ней, в частности, затронуты проблемы организации сакрального пространства в доме и на культовых местах манси. Кроме того, под редакцией И. Н. Гемуева издана под эгидой «Энциклопедии уральских мифологий» во 2 томе издания «Мифология манси». Однако большая часть материалов носит справочный характер и по большей части не раскрывает присущих мифологии манси закономерностей.Сегодня, когда культура манси оказалась на грани уничтожения особо остро встает вопрос об исследовании их оригинального мировоззрения. Особенно важным представляется исследование закономерностей в организации сакрального пространственно-временного континуума в связи с тем, что остается слабо изученным механизм адаптации различных параметров мировоззрения в определенных топографическо-климатических условиях. Именно изучение механизмов адаптации выступает в данной работе в качестве предмета исследования. В качестве объекта исследования выступают мифы манси, записанные в XIX- начале XX вв. Целью исследования заключается в выявлении закономерностей внутреннего и внешнего порядка в организации и построении сакрального пространственно-временного континуума в мифах и обрядах манси.Отсюда, задачи курсовой работы:Проанализировать и осмыслить ключевые понятия теоретического порядка: пространство – время - пространственно-временной континуум.Наполнить содержанием понятия практического порядка: миф, обряд, сакральность относительно конкретного народа манси. Дать топографо-климатическую характеристику местообитания народа манси в XVIII-XX вв.Проанализировать мифы и обряды манси.Сделать вывод о закономерностях внешнего и внутреннего порядка в характере организации пространственно-временного континуума в мифах и обрядах манси.Поставленные задачи последовательно реализуются в работе системным методом. Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и трех графического приложения.В связи с тем, что специальных исследований по проблеме сакрального пространственно-временного континуума в мифах и обрядах манси до сих пор не производилось, первая глава данной курсовой работы посвящена работе над понятиями. Во второй главе дается топографо-климатическая и ландшафтно-топографическая характеристики местообитания народа манси в XVIII-XX вв. Обоснованием этого служит гипотеза: приход манси на данную территорию привел к синкретизму мифологии пришлого и местного населения. В третьей главе дается анализ пространственно-временного континуума в мифологии манси. Затем, основываясь на проведенной работе, проводится ан...