Историческая обусловленность современных тенденций развития ногайского этноса
ОГЛАВЛЕНИЕВведениеГлава I. Этногенез ногайского народа.Происхождение этнонима «ногай» образование и распад ногайских орд начала XIII- конца XVI векаПолитическая история ногайцев в XVII –XIX в.вИсторическая обусловленность современных тенденций развития ногайского народа начало (XX-XXI в.в.)Глава II. Взаимовлияния истории и духовной культуры ногайского народа.Место и значение народных знаний в развитии ногайского этносаОтражение исторической действительности ногайского народа в литературеФольклор как результат исторического развития ногайского народаЗаключениеЛитератураВВЕДЕНИЕПод этническим наименованием «ногайцы» (самоназвание «ногъайлар») в настоящее время известна часть населения Северного Кавказа, Дагестана и Астраханской области, говорящая на одном из тюркских языков. Язык этой народности лингвисты относят к кипчакской группе тюркских языков, внутри которой он вместе с казахским и каракалпакским образует кипчакско-ногайскую подгруппу. Северный Кавказ - многонациональный регион России. Среди народов проживающих на Северном Кавказе, есть малочисленная народность - ногайцы, не имеющие собственной государственности. И в условиях развития современного российского общества проблема автономии малых народов, в том числе и народов Северного Кавказа, является острой проблемой. В связи с этим тема данного исследования «Народы Северного Кавказа, от прошлого до настоящего. Историко-культурный аспект», рассмотренная на примере этногенеза ногайского народа является актуальной.Целью исследования было изучение происхождения, истории и духовной культуры ногайского народа.Объект исследования - история народов Северного Кавказа с его культурой и многочисленными традициями.Предмет исследования – этногенез ногайского народа.При выполнении данной работы поставлены следующие задачи:- изучение происхождения этнонима «ногай»;- обзор процесса образования и распада ногайских орд;- анализ политической истории ногайцев в XVII-XIX в.в.;- доказательство исторической обусловленности современных тенденций развития ногайского народа;-изучение взаимовлияния истории и духовной культуры ногайского народа на примере развития народных знаний, литературы, фольклора.Для полного изучения истории ногайского народа использованы следующие методы: изучение первоисточников по истории ногайского народа, работа с картами расселения ногайцев на Северном Кавказе, анализ учебников, а также работа в ногайском школьном музее.Проблема происхождения ногайского народа и развития духовной культуры широко представлена в архивных источниках, этнографических материалах, литературе: Волкова Н. Г. "Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа; Гаджиева С. Ш. "Материальная культура ногайцев в 19 -начале 20 века.; Калмыков И. Х., Керейтов Р.Х., Сиклиев А. И.-М. "Ногайцы: Историко - этнографический очерк.; Новосельский А. А. "Борьба Московского гос-ва с татарами в первой половине 17 века.; Федеров Я. А. "Историческая этнография Северного Кавказа.; Черенков Л.Н. "Таврические ногайцы (Последний кочевой народ Причерноморской этноконтактной зоны)//Этноконтактной зоны в европейской части СССР (география, динамика, методы изучения). Изученный материал изложен во введении, в двух главах, которые содержат по три параграфа, и в заключении. Работа может быть использована в качестве дополнительного материала по изучению истории Северного Кавказа.Глава I. Этногенез ногайского народа.Образование и распад ногайских орд в XIII-XVI вв.Этноним «ногайцы» восходит к имени хана Ногая, как уже отмечалось, начавшим свою деятельность при золотоордынском хане Берке.[4, С. 25]Жизни и деятельности темника Ногая, сыгравшего в истории Золотой Орды значительную роль, посвящен ряд работ. Поскольку с его именем связаны возникновение этнонима и начало формирования древнего ядра ногайского этноса, кратко изложим основные этапы деятельности Ногая.Дед Ногая был седьмым сыном Джучи. От отца Ногай унаследовал земли, расположенные между Днепром и Днестром. В первые годы правления улусом он намеревался содействовать миру между монгольскими улусами. Как показала дальнейшая история монголов, этого не случилось. С укреплением власти в наследственном улусе Ногай начал распространять свое влияние на другие улусы.В течение 30 лет Ногай вел борьбу за власть в Золотой Орде. Борьба эта носила ожесточенный характер и привела к разрыву отношений между Ногайским улусом и Золотой Ордой. Вскоре после отложения Ногая от Золотой Орды начались войны за восстановление монгольской империи и создание единого государственного управления. Организатором и вдохновителем этих войн...