Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Краеведение и этнография

Из истории создания женских монастырей на Северном Кавказе во второй половине XIX – начале XX веков

Тип: статья
Категория: Краеведение и этнография
Скачать
Купить
О.И. ШафрановаИз истории создания женских монастырей на Северном Кавказе во второй половине XIX – начале XX вв.Русские православные монастыри играли значительную роль в социально-экономической и духовной жизни Российской империи. Согласно данным 1887 г. они содержали 93 больницы и 66 приютов для престарелых, две трети которых приходились на женские монастыри, при этом число мужских монастырей составляло 469, женских не превышало 202. В эпоху Александра III (1881-1894) правительство стало поощрять учреждение церковно-приходских школ, женские монастыри стали центрами женского начального образования. При всех женских монастырях открывались церковно-приходские школы на средства самих монастырей [Смолич И.К. Русское монашества (988-1917). Приложение к «Истории Русской Церкви». М., 1997. С. 293.]Православные монастыри в регионе учреждаются по мере инкорпорации Северного Кавказа в социальную, политическую и экономическую систему России. Женские монастыри здесь стали играть ведущую роль в развитии хозяйственного освоения региона, ибо они содержали заводы, мельницы, земельные угодия, где занимались сельским хозяйством, школы, больницы, приюты.Первые женские монастыри в регионе появляются в конце 40-х гг. XIX в. к 1917 г. насчитывалось около 13 женских монастырей и общин на Северном Кавказе. [По подсчетам автора]Иоанно-Марьинский женский монастырь в г. Ставрополе открывшийся в мае 1848 г. стал одним из первых в регионе. В «Историческом описании Иоанно-Марьинского женского монастыря в городе Ставрополе» подробно описывается история основания обители: «В 40-х гг. XIX в. в городе существовало небольшое общество женщин, которые добровольно несли обеты иноческие – девство и пост, в праздники собирались вместе, читали божественные и душеспасительные книги, пели псалмы Давида и богослужебные песни, иногда принимали на себя, по приглашению, попечение о больных, а в свободное время занимались рукоделием. Организатором этого небольшого общества была Марфа Фетисьева, которая, встретившись с епископом Кавказским в доме у знакомых предложила ему создать обитель для женщин и внесла свои 150 рублей». [Историческое описание Иоанно-Марьинского женского монастыря в г. Ставрополе. Ставрополь, 1898. С.8.] Первый Кавказский епископ Иеремия принял на себя основную работу по организации обители. Он сразу же начал переговоры о покупке места для строительства монастыря. Жители города приняли большое деятельное участие в сборе пожертвований, 21 февраля 1848 г. мещанин Яков Скоморохов пожертвовал участок в 2 десятины 1063 кв. сажени, 23 мая 1848 года было освящено место закладки храма [Историческое описание Иоанно-Марьинского женского монастыря в г. Ставрополе. Ставрополь: Типография Тимофеева, 1898. С.16.] Первоначально обитель была открыта под названием приюта для сирот духовного звания женского пола. В 1850 г. приют стал называться Иоанно-Марьинской женской общиной, в 1859 г. получил статус монастыря. Первой настоятельницей общины стала Марфа Фетисьева в 1849 г., к 1851 г. в обители уже насчитывается 39 инокинь. В 1853 г. в списках монастыря значилось 104 женщины, в 1855 - 130 человек, в 1874 уже 226, в 1914 – 493 насельницы. [ГАСК. Ф. 135. Оп.72. Д.1280. Л.159.] При монастыре к 1900 г. было 4 церкви, водяная мельница, 2 маслобойни, 3 пруда для различных хозяйственных надобностей, больница, церковно-приходская школа на 45 мест, в которой обучались дети обоего пола. [ГАСКФ 135.Оп.58.Д.475.Л.77. ] В 1910 г. школу посещало уже 88 мальчиков и девочек, 8 из них жили в монастырском общежитии, 80-приходящих. Школа получила статус второклассной [ГАСК Ф. 306.Оп.1. Д.138. Л 2.] Подобным образом, возникали и другие женские монастыри на Северном Кавказе. Из небольшой группы казачек, живших в разных монастырях Малороссии, выросла в Черноморской области Марие-Магдалинская Черноморская женская пустынь, утвержденная в сентябре 1849 г. Деятельное участие в ее устроении принял наказной атаман генерал-майор Рашпиль Г.А. Инициатива создания монастыря принадлежит его близкой родственнице. Монахине Полтавского Ладинского монастыря Митрофании в миру Матрена Степановна Золоторевская [Шептун С. Из истории православной церкви на Кубани. Краснодар, 1995. С. 415].При монастыре была открыта школа для девочек, пользовавшаяся большой популярностью среди кубанцев. Посетив в 1861 г. монастырскую школу, наказной атаман Иванов Н.А. в своем письме настоятельнице Митрофании писал об увиденном: «… без всякого сомнения, одно из первых мест может занимать женская Мариинская общежительная пустынь, с воспитательным при ней заведением – образуя благочестивых жен, для простого домашнего быта, удаляющего раздор, приносящего отраду, заведение это, проливающее истинный свет скромного образования на 200 питомиц… поставлено высоко… в смысле понимания женщины-матери, достойной этого имени». К концу XIX в. при пустыни был учрежден детский исправительный приют. [Энциклопедический словарь по истории Кубани с древнейших времен до октября 1917. Краснодар, 1997. C.261.]К началу ХХ в. Марие-Мадалинская пустынь из маленькой общежительной пустыньки превратилась в красивый своекошный третьеклассный монастырь. К этому времени в станице Роговской пустынь владела 500 дес. Земли и имела дополнительный надел в 340 дес. В станице Должанской Ейского отдела. В 14 каменных и саманных корпусах проживало около 600 человек. При пустыни имелся кирпичный завод, 2 торговые лавки, одна ветряная мельницы и 2 странноприимных дома [Энциклопедический словарь по истории Кубани с древнейших времен до октября 1917. Краснодар, 1997. C.261.]. Новопокровская женская обитель (Покровский женский монастырь) образовалась по инициативе вдовы войскового старшины Анны Алексеевны Радченковой, которая пожертвовала земельный участок. Для устройства женского монастыря. Большую помощь в создании...
Другие файлы:

Особенности системы образования на Северном Кавказе
Эволюция системы образования на Северном Кавказе в 1860-1934 гг.: создание сети начальных школ с изучением родного и русского языков; профессиональное...

Российская универсалистская трансформация и сепаратизм на Северном Кавказе (вторая половина XIX в. – 1917 г.)
В монографии исследуются противоречивые тенденции происходивших перемен на Северном Кавказе в связи с проводившейся российской политикой во второй пол...

Этнополитические процессы на Северном Кавказе
В монографии раскрывается сущность зтнополитических процессов на Северном Кавказе в переломные периоды истории его народов, воссоздается реальная карт...

Внутренняя политика России на Северном Кавказе в 90-е годы
Причины обострения этнополитических отношений на Северном Кавказе и возможного возникновения новых очагов социального взрыва и межнациональной напряже...

Афганистан во второй половине XIX - начале ХХ в. Официальная история и историография
Книга известного специалиста по истории Афганистана В.А.Ромодина (1912-1984) посвящена проблемам социально-политического развития этого государства во...