Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Таможенная система

Контрольная работа по Таможенному делу

Тип: контрольная работа
Категория: Таможенная система
Скачать
Купить
1. История возникновения и развития таможенного дела. Экономические предпосылки создания таможенных границ и таможни.Зарождение таможенного дела, как утверждают историки, относится к глубокой древности. На территории нашей страны это произошло во 2-3 веках до н.э., то есть в период появления древних государств, в которых экономика достигла такого уровня развития, когда происходит разделение труда внутри них и в межгосударственном масштабе. Рост производительности труда приводит к появлению излишков производимого. На этой основе происходит обмен товаров, а затем и купля - продажа. Появляется особый слой людей - купцы, которые специализируются не в области производства товаров, а занимаются их продажей. Объективно возникают и определенные сборы за перевоз товаров и проезд по территории, за место продажи и т.д. Но это еще не были таможенные сборы, а лишь налог, который шел на пополнение казны города или государства, то есть представлял собой фискальный сбор.Развитие государства привело к созданию его институтов, администрации, армии, полиции. В связи с этим возросла потребность в средствах для их содержания. Пополнением казны занимались налоговые органы, в руках которых сосредоточился не только сбор налогов с населения, но и сбор торговых взносов на рынках, путях сообщения, в морских портах. Сборы (пошлины) на привозные товары в западных государствах устанавливались по-разному и колебались от 0.01 стоимости товара до 0.1 , то есть в зависимости от воли того или иного господствующего лица и сложившейся торговой конъюнктуры.В 3 веке до н.э. в городе Тарифа в нынешней Андалусии, в провинции Кадис, на юге Испании, где в то время господствовал Карфаген, была впервые составлена таблица, в которую вносилось название товара, его меры измерения и указана величина пошлины (сбора) за его провоз через Гибралтарский пролив. Таблица (перечень товаров) систематизировала порядок и величину пошлины и была названа по названию города - тариф.Таможенный тариф стал для таможенных органов государства важным инструментом пополнения казны. Ставки тарифа ежегодно увеличивались или уменьшались с учетом экономической конъюнктуры.Древние государства, умело, используя тарифную сетку, приспосабливали ее к своим потребностям и пополняли казну. Практически около 80 % поступлений в казну шли за счет таможенных пошлин.Примером является Карфаген, где Ганнибал, используя систему таможенного тарифа, не только пополнил казну и вел на эти средства войну с Римом, но и освободил часть населения от налогов. Однако стремление собрать, как можно больше доходов за счет таможенных пошлин имело и противоположную сторону: оно способствовало появлению альтернативного явления - контрабанды - и тем самым ослабляло экономику государства. Чем выше пошлины, тем выше становились цены на ввозимые товары, а одновременно на рынок проникали товары по более низким ценам контрабандным путем. Государство от этого проигрывало, казна недополучала возможные в других условиях денежные поступления. Это случилось не только в Карфагене, но и в Древней Греции, Месопотамии и других государствах.Исторический экскурс показывает, что таможенное дело находится в тесной связи с господствующим в данный период общественно-экономическим строем государства. В 5 веке натуральное хозяйство переходит в денежное. Деньги - конечная цель хозяйственной деятельности. Таможенная политика в этот период стояла на страже накопительства.Развитие таможенного дела и превращение его в инструмент регулирования товарообмена прослеживается в 7-9 веках. В этот период таможенники имели в государствах высокий статус. Среди городских чиновников таможенник занимал третье место после графа и мэра, казначей - четвертое. И если граф или мэр назначались, то таможенники и казначеи избирались из числа граждан города и так же освобождались. Они отчитывались перед гражданами всего города, их правовой статус определялся демократическими институтами.В последующем, на протяжении многих столетий местные власти и правители стремились подчеркнуть бескорыстие и беспристрастность таможенников.В связи с расширением экономических связей между городами и государствами в таможенной политике проявляется стремление выработать общую пошлинную систему, складываются элементы таможенного права.В XVII в. следующим шагом таможенного реформирования является торговый устав 1653 года. Многочисленные российские таможенные пошлины были заменены единой рублевой пошлиной К концу XVII века в России можно говорить о создании довольно разветвленной и централизованной таможенной службы. В начале XX века в системе российских государственных доходов таможенные сборы играли крупную роль, занимая второе место после доходов от торговли крепкими спиртными напитками. Таможенные доходы составляли 14,5% активов царского бюджета, а в абсолютных цифрах — более 200 млн. руб. в год. Таможенный устав 1904 года установил новую структуру таможенных органов. Теперь таможенная система России состояла из департамента таможенных сборов, окружных и участковых таможенных управлений, таможен, застав, постов и пунктов. Каждая таможня и таможенная застава находилась под гласным надзором управляющего и состояла из таможенных и канцелярских чиновников, а также из вольнонаемных досмотрщиков и служителей. Новым в Таможенном уставе 1904 года был раздел “О привозе товаров по железным дорогам”, отражавший быстрое строительство железных дорог в России и, как следствие, адаптацию таможенных операций к этому виду транспорта.Новая государственная власть, пришедшая к управлению страной в результате Октябрьского переворота в России, скептически отнеслась к дореволюционной системе таможенных органов, так же, как и к концепции таможенного дела. Реализация ленинской идеи государственной монополии внешней торговли по существу заблокировала широкое применение таможенно-тарифного регулирования и сделала систему таможенного контроля чисто вспомогательным инструментом регулирования внешней торговли. В период военного коммунизма неоднократно предлагалось закрыть таможенные учреждения.Переход в начале 20-х годов к нэпу реанимировал утраченные функции таможенных органов и обусловил интенсивное структурное развитие таможенной системы. Именно с 1922 по 1928 год формировалась сложная, многоступенчатая система управления таможенным делом, адекватная тем разнообразным задачам и функциям, которые выполняли таможенные учреждения того времени.Развитие таможенного дела вплоть до принятия в 1993 году Таможенного кодекса определялось подзаконным нормотворчеством — постановлениями Совета Министров СССР и ведомственными актами. Общее руководство таможенными вопросами осуществлял высший исполнительно-распорядительный орган — Совет Министров, который определял также основные направления дальнейшего развития таможенной системы. Во главе таможенной системы стояло Главное управление государственного таможенного контроля при Совете Министров — центральный таможенный орган. Главное управление государственного таможенного контроля отвечало за таможенный контроль, борьбу с контрабандой и нарушениями таможенных правил, за эффективное применение таможенного тарифа.Таможенный кодекс РФ и Закон "О таможенном тарифе", принятые в 1993 году, внесли существенные изменения в организацию таможенного управления. Предусматривалось создание двух координационных органов – таможенно-тарифного совета и Координационного совета по борьбе с международным незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Новый Таможенный кодекс легализовал фактически уже сложившуюся трехзвенную систему таможенных органов: центральный таможенный орган – региональные таможенные управления – таможни. Таможенная политика является составной частью внутренней и внешней политики государства и определяет стратегию таможенного дела, что находит отражение в соответствующих законодательных и нормативных актах государства.Таможенное дело - это объективный процесс, проявляющийся в сфере меж экономических и торговых связей между государствами и внутри государств, это один из механизмов регулирования экономики, внешней торговли, стабилизации финансов. Таможенное дело развивается по своим специфическим законам, имеет свой предмет и содержание.Таким образом, несмотря на ограниченность историческими рамками, непоследовательность и противоречивость, предшествующий опыт создания и функционирования таможенной службы представляет значительный теоретико-прикладной интерес для формирования и развития российской таможенной системы.