Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Спорт и туризм

Формирование морально-волевых качеств подростков на занятиях физической культурой

Тип: курсовая работа
Категория: Спорт и туризм
Скачать
Купить
Сущностная характеристика морально-волевых качеств подростков. Психологические особенности школьного возраста. Физическая культура как часть общей культуры общества. Рекомендации по формированию морально-волевых качеств в процессе спортивной деятельности.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»

Факультет физической культуры и безопасности жизнедеятельности

Кафедра педагогики

Курсовая работа

Формирование морально-волевых качеств подростков на занятиях физической культурой

Исполнитель

Осинская Маргарита Витальевна

Заведующий кафедрой: Сергеев Н.К

Научный руководитель

д-р пед. наук, проф.

Макарова Ирина Александровна

Волгоград 2014

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования морально-волевых качеств подростков на занятиях физической культурой

1.1 Сущностная характеристика морально-волевых качеств подростков

1.2 Морально-волевая подготовка подростков

Глава 2. Процесс формирования морально-волевых качеств подростков на занятиях физической культурой

2.1 Физическая культура как часть общей культуры

2.2 Практические рекомендации по формированию морально-волевых качеств у подростков на занятиях физической культурой

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность исследования. В настоящее время кризис государственной системы физического воспитания обернулся для общества рядом отрицательных последствий, среди которых можно выделить снижение уровня здоровья населения, особенно молодежи.

Следует выделить главную задачу, которая решается в процессе занятий физической культурой - формирование личности школьника. В данном случае следует рассматривать физическую культуру, как целенаправленный педагогический процесс, как один из способов для создания условий, способствующих формированию личностных качеств интеллектуальной, морально-волевой, нравственной, эмоциональной сферы, эстетических представлений и потребностей школьников.

Эффективность выполнения данной задачи во многом зависит от точных знаний о возрастных, половых и индивидуальных особенностях их развития у учащихся. Кроме того, необходимо учитывать не только двигательные, но и определенные интеллектуальные, эмоциональные и эстетические потребности школьников, причем потребности сугубо индивидуальные.

Физическая культура и спорт являются эффективными средствами воспитания физически и духовно здорового молодого поколения. Многолетние научные исследования доказывают, что занятия физической культурой и спортом оказывают положительное влияние практически на все функции и системы организма, являются мощным средством профилактики заболеваний, способствуют формированию морально-волевых и гражданских качеств личности.

Необходимые теоретические предпосылки для благоприятного формирования морально-волевых качеств создают психологические особенности школьного возраста, на что указывают Н. И. Болдырев, JI. И. Божович, Т. В. Драгунова, А. Г. Ковалев, И. С. Кон, А. И. Кочетов, В. А. Крутецкий, А. С. Макаренко, И. Ф. Свадковский, В. А. Сухомлинский и др. Ими подчеркивается особая восприимчивость подростков к процессу педагогического руководства морально-волевым развитием, т. к. в этом возрасте уже накоплен достаточный опыт морального поведения, пробуждается нравственная потребность в самовоспитании.

Связь волевых качеств с моральными подчеркивается в исследовании В.Е. Турина, рассматривающего уровни морально-волевой активности подростков. В.И. Селиванов придает особое значение саморегулирующей функции воли, способствующей осуществлению ведущих идей и нравственных принципов. А.В. Веденов отмечает, что «всякое воспитание воли самой по себе, в отрыве от нравственного воспитания, всегда приводит к воспитанию эгоистической воли, противоестественной для человека». Автор делает акцент на формировании волевых качеств через нравственные отношения в коллективе. В работах Н.И. Решетень, О.А. Черниковой и др., подчеркивается необходимость изучения проблемы взаимоотношений в коллективе в процессе спортивной деятельности, как стержневого вопроса воспитания, определяющего нравственное развитие личности юного спортсмена.

Из совокупности проблем нравственного воспитания юных спортсменов, рассматриваемых в исследованиях Ю.Ф. Буйлина, А.А. Дергач, А.А. Тер-Ованесяна, Н.Е. Шурковой и др., можно выделить некоторые аспекты воспитания морально-волевых качеств в процессе спортивной деятельности. Это, прежде всего, формирование у подростков этических понятий, становление нравственного сознания и моральной зрелости в поведении, выработка устойчивых нравственных убеждений и идеалов. В исследованиях К.П. Жарова, А.Ц. Пуни, М.Я. Набатниковой и др. показано, что процесс нравственного воспитания школьников тесно связан с их физическим развитием.

Востребованность, практическая значимость и, вместе с тем, недостаточная разработанность данной проблемы определили выбор темы исследования: «Формирование морально-волевых качеств подростков на занятиях физической культурой».

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в школе.

Предмет исследования - процесс формирования морально-волевых качеств подростков на занятиях физической культурой.

Цель исследования - теоретически обосновать процесс формирования морально-волевых качеств подростков на занятиях физической культурой.

Исходя из цели исследования, были сформулированы основные задачи:

1. Уточнить сущностную характеристику морально-волевых качеств подростков.

2. Обосновать морально-волевую подготовку подростков.

3. Определить физическую культуру как часть общей культуры.

4. Разработать практические рекомендации по формированию морально-волевых качеств у подростков на занятиях физической культурой.

Гипотеза исследования: формирование морально-волевых качеств подростков на занятиях физической культурой будет эффективным, если:

- морально-волевые качества подростка будут рассматриваться как совокупность свойств его внутреннего мира, определяющих гуманное отношение к сопернику по спорту и окружающим, способность правильного выбора действий и их реализация, как в спортивных состязаниях, так и в различных жизненных ситуациях. Системообразующими морально-волевыми качествами при этом выступают самостоятельность, организованность, ответственность, требовательность к себе и др.;

- физическая культура - часть общей культуры общества, будет рассматриваться как одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики.

В своём исследовании мы использовали совокупность следующих дополняющих друг друга методов: теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические выводы и результаты экспериментальной работы могут служить базой для разработки проектов и программ, направленных на формирование морально-волевых качеств у подростков.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Список литературы - 33 источника.

Глава 1. Теоретические основы формирования морально-волевых качеств подростков на занятиях физической культурой

1.1. Сущностная характеристика морально-волевых качеств подростков

Волевые качества - это особенности волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических условиях, обусловленных характером преодолеваемой трудности.

Воля как сознательная организация и саморегуляция деятельности, направленная на преодоление внутренних трудностей, это, прежде всего, власть над собой, над своими чувствами, действиями. Общеизвестно, что у разных людей эта власть обладает разной степенью выраженности. Обыденное сознание фиксирует огромный спектр индивидуальных особенностей воли, различающихся по интенсивности своих проявлений, характеризуемых на одном полюсе как сила, а на другом как слабость воли. Человек, обладающий сильной волей, умеет преодолевать любые трудности, встречающиеся на пути к достижению поставленной цели, при этом обнаруживает такие волевые качества, как решительность, мужество, смелость, выносливость и т. д. Слабовольные люди пасуют перед трудностями, не проявляют решительности, настойчивости, не умеют сдерживать себя, подавлять сиюминутные побуждения во имя более высоких, нравственно оправданных мотивов поведения и деятельности.

Понятие воли, как известно, имеет в психологии множество значений. Мы будем считать, что воля - это способность человека достигать сознательно поставленную цель, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия. Волевое поведение в этом аспекте предполагает целенаправленность, самоконтроль поведения, возможность воздерживаться в случае необходимости от тех или иных действий, то есть овладение собственным поведением.

Как уже говорилось, воля - это только обобщенное понятие, за которым скрывается много разных психологических элементов. Говоря о соста...

Другие файлы:

Формирование настойчивости в процессе занятий по волейболу
Понятие воли и волевых качеств. Настойчивость как волевое качество человека. Психолого-педагогические условия формирования волевых качеств детей. Обос...

Формирование волевых качеств у дошкольников
Исследование понятия воли и волевых качеств личности. Характеристика возрастных особенностей формирования волевых качеств у дошкольников. Совершенство...

Формирование морально-волевых качеств при занятиях физической культурой и спортом детей подросткового возраста
Во все века люди высоко ценили такие качества человека как нравственность, мораль, воля, характер. Глубокие социально – экономические преобразования,...

Спорт как средство развития личности ребёнка
Спорт как один из способов развития личности ребёнка. Роль занятия боксом в развитии саморегуляции и морально-волевых качеств личности ребёнка. Апроби...

Формирование волевых качеств личности в процессе игровой деятельности
Волевые качества личности младшего школьника. Игра - вид деятельности в младшем школьном возрасте. Роль игры в формировании волевых качеств личности м...