Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Спорт и туризм

Физиологические особенности женского организма и учёт их при занятиях физической культурой

Тип: курсовая работа
Категория: Спорт и туризм
Скачать
Купить
Общая характеристика физиологических состояний организма при занятиях спортом. Особенности строения женского организма. Сравнительный анализ физиологических процессов, происходящих в организме при занятиях видами спорта с различной структурой движения.
Краткое сожержание материала:

- 13 -

Размещено на

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина»

Кафедра анатомии и физиологии человека

Курсовая работа

На тему: Физиологические особенности женского организма и учёт их при занятиях физической культурой

Курсовую работу подготовила: Савич Т.В.

Научный руководитель: Роменко И.Г.

Брест 2011

Содержание

Введение

Глава 1. Общая характеристика физиологических состояний организма при занятиях спортом

1.1 Предстартовое состояние

1.2 Разминка

1.3 Врабатывание

1.4 «Мертвая точка» и «второе дыхание»

1.5 Устойчивое состояние

1.6 Утомление

1.7 Восстановление

Глава 2. Особенности строения женского организма

Глава 3. Сравнительный анализ физиологических процессов, происходящих в организме при занятиях видами спорта с различной структурой движения.

3.1 Легкоатлетический бег

3.2 Борьба

Заключение

Список используемых источников

Введение

Адаптация организма к постоянно изменяющимся условиям среды (внешним и внутренним) - безостановочно происходящий процесс приспособления организма к данным изменениям, призванный сохранять в нем гомеостатическое равновесие. "

Каждый организм представляет собой динамическое сочетание устойчивости и изменчивости, в котором изменчивость служит его приспособительным реакциям и, следовательно, защите его наследственно закрепленных констант" [1]. Физиологический смысл адаптации организма к внешним и внутренним воздействиям заключается именно в поддержании гомеостаза и, соответственно, жизнеспособности организма практически в любых условиях, на которые он в состоянии адекватно реагировать.

Абсолютная адаптированность организма к чему-либо - относительно нестабильное функциональное состояние, которое может быть достигнуто только при длительном [3] - в течение адаптационного периода - действии на него достаточно неизменного по силе и продолжительности стандартного раздражителя или суммы раздражителей [10].

Адаптационные изменения (более или менее выраженные) происходят в организме в ответ практически на любые изменения его внешней и внутренней среды. Спортивная тренировка фактически является изменением условий существования организма спортсмена, призванным добиться в нем определенных спецификой спорта адаптационных изменений.

Адаптационные изменения могут носить и негативный или относительно негативный характер, в том числе и в случаях, когда речь идет о спорте. Так, например, увеличение процента содержания медленных волокон в мышцах спринтера вследствие избыточного применения в тренировках нагрузок аэробной направленности может расцениваться как негативный эффект адаптационных изменений в ответ на данные нагрузки.

При выполнении тренировочного или соревновательного упражнения в функциональном состоянии спортсменки происходят значительные изменения. В непрерывной динамике этих изменений можно выделить три основных периода: предстартовый, основной (рабочий) и восстановительный. Связанные с работой мышц изменения многих функций организма (увеличение ЛВ, ЧСС, потребления кислорода, систолического и минутного объемов крови, повышение уровня обмена веществ и энергии) могут наблюдаться еще до начала мышечной деятельности, в результате возникновения предстартового и стартового состояний.

Перед выполнением работы проводят для более полной мобилизации возможностей организма подготовительные упражнения, называемые разминкой. Однако она не может сразу же после начала работы полностью обеспечить мобилизацию всех необходимых организма и увеличить работоспособность до требуемого уровня.

В рабочем периоде различают быстрые изменения функций в самый начальный период работы -- состояние врабатывания и следующее за ним относительно неизменное (а точнее, медленно изменяющееся) состояние основных физиологических функций, так называемое устойчивое состояние.

В процессе выполнения упражнения развивается утомление, которое проявляется в снижении работоспособности, т. е. невозможности продолжать упражнение на требуемом уровне интенсивности, или в полном отказе от продолжения данного упражнения.

Восстановление функций до исходного, предрабочего, уровня характеризует состояние организма на протяжении определенного времени после прекращения упражнения.

Предстартовые и стартовые реакции, врабатывание, утомление процессы восстановления можно наблюдать при любой работе. Но наиболее ярко они выражены при спортивной деятельности, характеризующейся большим физическим и психическим напряжением.

Цель курсовой работы, изучить физиологические изменения в женском организме при занятиях физическими упражнениями (спортом).

Задачи:

- дать общую характеристику физиологических состояний организма при занятиях спортом;

- изучить особенности строения женского организма;

- сделать сравнительный анализ физиологических процессов, происходящих в организме при занятиях видами спорта с различной структурой движения.

Курсовая работа состоит из введения, 3-х глав, заключения и списка используемых источников.

Глава 1. Общая характеристика физиологических состояний организма при занятиях спортом

1.1 Предстартовое состояние

Предстартовое изменение функций происходит в определенный период -- за несколько минут, часов или даже дней (если речь идет об ответственном соревновании) до начала мышечной работы. Иногда выделяют отдельно стартовое состояние, характерное для последних минут перед стартом (началом работы), во время которого функциональные изменения особенно значительны. Они переходят непосредственно в фазу быстрого изменения функции в начале работы (период врабатывания).

В предстартовом состоянии, в женском организме, происходят самые разные перестройки в различных функциональных системах организма. Большинство этих перестроек сходно с теми, которые происходят во время самой работы: растет ЛВ, усиливается газообмен (потребление О2), усиливаются сокращения сердца (растет сердечный выброс), повышается АД, увеличивается концентрация молочной кислоты в мышцах и крови, повышается температура тела и т. д. Таким образом, организм как бы переходит на некоторый «рабочий уровень» еще до начала деятельности, и это обычно способствует успешному выполнению работы.

Предстартовые и стартовые реакции обусловлены не только мощностью предстоящей работы, но и другими факторами. К ним относятся значимость соревнований, особенности их проведения, уровень подготовленности спортсменки и тип ее нервной деятельности. При благоприятном соотношении этих факторов предстартовые реакции протекают на оптимальном уровне, способствующем повышению работоспособности организма. При неблагоприятном стечении обстоятельств может возникать либо чрезмерное возбуждение организма, либо торможение его физиологических функций, что ведет к понижению работоспособности.

Потребление О2, основной обмен, ЛВ перед стартом могут в 2-2,5 раза превышать обычный уровень покоя.

Под влиянием катехоламинов и других гормонов ускоряются процессы расщепления гликогена в печени, жиров в жировом депо, так что еще до начала работы в крови повышается содержание энергетических субстратов -- глюкозы, свободных жирных кислот. Усиление симпатической активности через холинэргические волокна, интенсифицируя гликолиз в скелетных мышцах, вызывает расширение их кровеносных сосудов.

Уровень и характер предстартовых сдвигов, часто соответствует особенностям тех функциональных изменений, которые происходят во время выполнения самого упражнения. Например, ЧСС перед стартом в среднем тем выше, чем короче дистанция предстоящего бега, т. е. чем выше ЧСС во время выполнения упражнения. В ожидании бега на средние дистанции систолический объем увеличивается относительно больше, чем перед спринтерским бегом.

Особенности предстартового состояния во многом могут определять спортивную работоспособность. Не во всех случаях предстартовые изменения оказывают положительное влияние на спортивный результат.

В психологии рассматриваются три разновидности предстартовых и стартовых реакций: состояние боевой готовности, предстартовая лихорадка и предстартовая апатия.

Боевая готовность характеризуется оптимальными изменениями в функциональном состоянии ЦНС спортсмена. Это сопровождается умеренными соматическими и вегетативными реакциями: повышается возбудимость и лабильность двигательного аппарата, усиливаются деятельность органов дыхания и кровообращения.

Предстартовая лихорадка характеризуется резко выраженными процессами возбуждения в ЦНС, что снижает способность спортсмена к дифференцированию раздражителей и может вести к тактическим ошибкам, ухудшающим спортивный результат.

Вегетативные сдвиги при предстартовой лихорадке очень велики. Учащение сердцебиений, повышение газообмена и температуры тела могут быть очень значительными.

Предстартовая апатия характеризуется преобладанием тормозных процессов...

Другие файлы:

Физическое состояние женского организма
Задачи физкультуры для укрепления здоровья. Выносливость женского организма при занятиях физкультурой. Изменение физического состояния женского органи...

Гигиена физического воспитания и спорта
В учебном пособии раскрывается понятие гигиены как науки и учебной дисциплины, рассматривается воздействие различных факторов, будь то внешняя среда и...

Занятия физической культурой как средство повышения психологической готовности к школьному обучению
Психологические и физиологические особенности детей дошкольного возраста. Использование занятий физической культурой для развития внимания, мышления,...

Реализация личностно-ориентированного обучения на занятиях физической культурой в вузе
Современная система физического воспитания студентов. Обновление, углубление содержания образования в сфере физической культуры. Мотивационный компоне...

Музыкальное сопровождение на занятиях физической культурой
Музыка и ее использование в жизни человека. Средства музыкальной выразительности. Общие вопросы организации музыкального сопровождения. Особенности ис...