Учебно-тренировочные занятия по волейболу
Краткое сожержание материала:
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
КИРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детско-юношеская спортивная школа №34»
Учебно-методическая разработка
Учебно-тренировочные занятия по волейболу
на этапе начальной подготовки
Тренер-преподаватель Щемелинин В.И.,
кандидат педагогических наук, доцент
Уфа - 2010
Введение
Учебно-методическая разработка содержит обоснованные рекомендации по построению, содержанию и организации тренировочного процесса игроков в волейболе на этапе начальной подготовки (втягивающий мезоцикл).
Основная задача спортивной школы по волейболу заключается в подготовке физически крепких, с гармоничным развитием физических и духовных сил юных спортсменов, в воспитании социально-активной личности, готовой к социально значимым видам деятельности. Основным условием выполнения этой задачи являются правильно с методической и научной точки зрения построенного учебно-тренировочного процесса, особенно на этапе начальной подготовки. На данном этапе закладывается основная база физической, технической, теоретической и других видов подготовки. В процессе спортивной тренировки где решается целый комплек задач необходимо:
содействовать гармоничному физическому развитию, разносторонней физической подготовленности и укреплению здоровья учащихся;
подготавливать игроков в волейбол высокой квалификации, для подготовки резерва сборных юношеских, молодежных команд районов, городов, областей и республик;
обеспечивать воспитание волевых качеств, смелости, и бойцовских качеств спортсменов.
При планировании тренировочных и соревновательных нагрузок, направленных на воспитание физических качеств спортсменов, обучение их технике и тактике необходимо учитывать периоды полового созревания и сенситивные (чувствительные) фазы развития того или иного физического качества (см. таб. 1)
Таблица 1 Примерные сенситивные периоды развития двигательных качеств
Морфофункциональные показатели физических качеств |
Возраст, лет |
|||||||||||
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
||
Длина тела |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||
Мышечная масса |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||
Быстрота |
+ |
+ |
+ |
|||||||||
Скоростно-силовые качества |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||
Сила (относительная) |
+ |
+ |
+ |
|||||||||
Сила (абсолютная) |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||
Выносливость (аэробная) |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||
Выносливость (анаэробная) |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||
Гибкость |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||
Координационные способности |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||
Равновесие |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Необходимо в сенситивные периоды акцентировано воздействовать на развитие соответствующих качеств. Однако нельзя забывать об «отстающих» качествах, их развитию также должно уделяться внимание. следует соблюдать соразмерность в развитии физических качеств имеющих в основе своей разные физиологические механизмы (общая выносливость и скоростные качества, общая выносливость и сила). Так, оптимальные периоды у мальчиков и юношей для развития аэробных возможностей будут 8-10 и в 15-16 лет; для развития анаэробно-гликолитических механизмов - возраст 11-13 и 16-17 лет; для развития креатинфосфатного энергетического механизма - возраст 15-18 лет. У девочек и девушек сенситивные периоды энергетических предпосылок формирования физических качеств наступают на год раньше.
Если говорить о последовательности в воспитании нескольких физических качеств на одном тренировочном занятии, то рекомендуется следующая последовательность:
а) при постановке задач направленных на воспитание силы, быстроты и выносливости, в начале необходимо развивать быстроту, затем силу и только в конце выносливость. А при воспитании силы её рекомендуется сочетать с воспитанием гибкости.
б) при воспитании координационных способностей, гибкости и выносливости, рекомендуется следующая последовательность - координация - выносливость - гибкость.
в) при воспитании выносливости, скоростно-силовых способностей и совершенствовании техники, то приемлема последовательность - скоростно-силовые способности - выносливость - совершенствование техники.
Причём следует учесть, что категорически не рекомендуется сочетать скоростно-силовые упражнения с упражнениями на растягивание, так как излишне-растянутые мышцы при резкой взрывной работе будут способствовать получению травм.
Подбор средств и объем для каждого занятия зависит от конкретных задач обучения на том или ином этапе и от условий, в которых проводятся занятия.
Этап начальной подготовки может длиться 2-3 года, в зависимости от уровня подготовленности учащихся, возраста и др. Каждый учебно-тренировочный год является макроциклом, внутри которого планируются несколько типов мезоциклов, продолжительностью от 10 до 45 дней. Мезоцикл в свою очередь включает от 2 до 6 микроциклов продолжительностью в среднем 6 дней. В данной разработке приведено содержание учебно-тренировочных занятий первого втягивающего мезоцикла продолжительностью 2 недели. Каждая группа учащихся имеет свои особенности в физической, технической и других видов подготовки, поэтому данная разработка может браться за основу с внесением изменений исходя из особенностей группы и опыта тренера-преподавателя.
Шесть учебно-тренировочных занятий группы начальной подготовки (гнп-1) (втягивающий мезоцикл)
Занятие № 1
Первое учебно-тренировочное занятие посвящается организационным вопросам. Тренер-преподаватель знакомится с группой или новичками группы, рассказывает о задачах работы секции, о содержании учебно-тренировочных занятий, о требованиях к занимающимся, о технике безопасности, о программе и расписании занятий. Доступно даются сведения о строении и функциях организма учащихся. Выясняются социальные условия учащихся, чтобы иметь более полную информацию о возможности полноценных занятий волейболом.
Занятие №2
Задачи: 1. Физическая подготовка. 2. Обучение (совершенствование) перемещениям волейболиста. 3. Обучение (повторение) верхней передачи мяча двумя руками.
Продолжительность занятия 120 мин.
Методика проведення уроку волейболу в 5-7 класах загальноосвітньої школи
Характерні риси уроку та загальні вимоги до нього. Урок волейболу в школі, як засіб фізичного виховання. Зміст уроків волейболу у 5-7 класах. Вивчення...
120 уроков по волейболу
Настоящее учебное пособие не рассчитано на многолетнюю учебно-тренировочную работу. Оно ставит своей задачей дать начальный курс обучения волейболу и...
Методика проведения секционных занятий по волейболу
Организация занятий в секции по волейболу. Особенности учебно-тренировочного процесса волейболистов 12-13лет. Возрастные анатомо-физиологические особе...
Математика. Решебник. Подготовка к ЕГЭ-2013. Учебно-тренировочные тесты
Описание: Данный решебник предназначен для подготовки обучающихся к ЕГЭ по математике. Он содержит решения всех вариантов учебно-тренировочных тестов...
Формирование психологической устойчивости и социальной адаптации подростка средствами борьбы самбо
Особенности развития детей подросткового возраста. Значение спорта в воспитании личности подростка. Учебно-тренировочные занятия в группах базовой под...