Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Спорт и туризм

Теоретические аспекты стратегического планирования в туризме

Тип: курсовая работа
Категория: Спорт и туризм
Скачать
Купить
Сущность и понятия стратегического планирования в туризме. Принципы и процедуры, методы и показатели планирования. Общий анализ программы развития, перспективные направления совершенствования стратегического планирования туризма в Сахалинской области.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты стратегического планирования в туризме

1.1 Сущность и общие понятия стратегического планирования в туризме

1.2 Принципы и процедуры планирования

1.3 Методы и показатели планирования

Глава 2. Анализ программы развития туризма в Сахалинской области на 2009-2012 годы

2.1 Программа развития туризма в Сахалинской области на 2009-2012 годы

2.2 Перспективные направления стратегического планирования в Сахалинской области

Заключение

Список литературы

Приложение

туризм стратегическое планирование сахалин

Введение

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в современных условиях хозяйствования руководители предприятий в полной мере осознали необходимость изучения системы стратегического планирования, которое помогает выбрать наиболее рациональный путь своего развития с помощью различных стратегий. Жизнь показывает, что даже в условиях переходного периода необходимо разрабатывать планы и моделировать свою деятельность. Стратегическое планирование зарекомендовало себя как один из самых действенных инструментов современного менеджмента. Стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Динамичный процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции, не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки целей и направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации. Планирование всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность планирования зависит от точности и правильности бухгалтерских расчетов прошлого. Любое планирование предприятия базируется на неполных данных. Качество планирования в большей степени зависит от интеллектуального уровня компетентных сотрудников, менеджеров. Все планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, а сами планы взаимоувязывались с имеющимися условиями.

В данной работе нами использованы труды следующих исследователей: Ушакова Д.С., Колчина М.Ф., Браймер Р.А., Ильина А.И., Папирян Г.А.

Цель исследования - раскрыть понятие и особенности стратегического планирования.

Объект исследования - процесс стратегирования в сфере туризма в Сахалинской области.

Предмет исследования - особенности организации стратегического планирования в Сахалинской области.

Методы исследования: теоретический анализ, синтез и обобщение литературы.

Задачи исследования:

1) Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.

2) Раскрыть специфику понятия «стратегическое планирование».

3) Изучить принципы, процедуры, показатели и методы планирования.

4) Провести анализ программы развития туризма в Сахалинской области на 2009 - 2012 годы.

5) Представить перспективы развития туризма на Сахалине.

Цели и задачи исследования определили следующую структуру исследования: введение, в котором раскрывается актуальность исследования, цель, задачи, практическая значимость, а также методы исследования; глава I также дает представление о смысле и содержании стратегического планирования; в главе II представлен анализ развития Сахалинской области в туризме, а также перспективное направление развития туризма; в заключении сформулированы выводы по данной теме и завершает работу список литературы, который насчитывает 25 источников.

Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что планирование необходимо использовать практически в любой сфере. Полученные данные могут стать полезными для разработки стратегии управления и построения плана тактических действий в конкретной туристической организации.

Глава 1. Теоретические аспекты стратегического планирования в туризме

1.1 Сущность и общие понятия стратегического планирования в туризме

Известно, что планирование - это процесс разработки и принятия целевых установок в количественном и качественном выражении, а также определении путей их наиболее эффективного достижения. Анри Файоль образно определил план как надлежаще оформленное управленческое решение, обеспечивающее достижение поставленных целей [14, с. 200].

Планирование - это разработка и корректировка плана, включающая предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйственного объекта на ближайшую и отдаленную перспективу. Планированием на предприятии поэтапно охватывается работа людей и движение ресурсов (материальных и финансовых), нацеленных на получение заданного конечного результата. Утвержденный руководителем план предприятия имеет силу приказа для указанных в нем лиц и структурных единиц [11, с. 37].

В целом, по содержанию и форме проявления различают несколько форм планирования и видов планов.

С точки зрения обязательности плановых заданий - директивное и индикативное планирование. Директивное планирование представляет собой процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования. Индикативное планирование - наиболее распространенная во всем мире форма государственного планирования макроэкономического развития. В составе индикативного плана могут быть обязательные задания, но их число весьма ограничено. В целом же он носит направляющий, рекомендательный характер. Индикативное и директивное планирование должны дополнять друг друга [10, с. 69].

На сегодняшний день, в зависимости от срока, на который составляется план, и степени детализации плановых расчетов принято различать долгосрочное (перспективное), среднесрочное и краткосрочное (текущее) планирование.

Перспективное планирование охватывает период более пяти лет, например десять, пятнадцать и двадцать лет. Такие планы призваны определять долговременную стратегию предприятия, включая социальное, экономическое, научно-технологическое развитие.

Среднесрочное планирование осуществляется на период от одного года до пяти лет. На некоторых предприятиях среднесрочное планирование совмещается с текущим. В этом случае составляется так называемый скользящий пятилетний план, в котором первый год детализируется до уровня текущего плана и представляет собой, по сути дела, краткосрочный план.

Текущее планирование охватывает период до одного года, включая полугодичное, квартальное, месячное, недельное (декадное) и суточное планирование.

Итак, мы видим, что планирование, как правило, ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития хозяйствующего субъекта.

В целом стратегическое планирование является основной частью внутрифирменного планирования [24, с. 151] и выполняет следующие задачи:

- анализ состояния и перспектив развития рынка;

- определение соотношений объемов продаж по внутреннему и внешнему рынку планируемых изделий;

- определение целевых установок на основе маркетинговых исследований;

- разработка дерева целей;

- установление требований к сбытовым, основным и обеспечивающим производствам (подразделениям);

- оценка восприимчивости рынка к планируемой продукции.

Следует отметить, что выделяют следующие этапы стратегического планирования [15]:

- сбор информации о внешней среде;

- анализ состояния рынка и определение стратегических целей и ключевых условий их достижения;

- анализ конкурентоспособности фирм и разработка стратегии поведения по отношению к конкурентам;

- анализ и оценка необходимых ресурсов для успеха;

- моделирование и анализ воздействия внешних факторов на стратегическое развитие бизнеса и оценка хозяйственного риска;

- разработка стратегии и альтернативных путей развития для выбора на альтернативном уровне;

- разработка вариантов стратегических планов с учетом возможного изменения ключевых условий;

- анализ эффективности плановых решений;

- разработка организационно-финансового сопровождения стратегических планов.

Обобщая вышесказанное, следует подчеркнуть, что сущностью стратегического планирования является разработка стратегии, которая предполагает прежде всего:

- строгую формулировку стратегических целей;

- оценку потенциала;

- оценку, диагностику, анализ внешней среды;

- диагностику сильных и слабых сторон;

- анализ стратегических альтернатив;

- выбор стратегии;

- реализацию стратегии [4, с. 321].

Мы разделяем точку зрения автора, что главным инструментом разработки стратегии выступает дерево целей. Под каждую цель создается стратегическая хо...

Другие файлы:

Совершенствование стратегического планирования на предприятии (на примере ГЛХУ "Копыльский лесхоз")
Теоретические аспекты стратегического планирования. ГЛХУ "Копыльский лесхоз", его характеристика, анализ работы, организация планирования. Предложения...

Концептуальные основы планирования в туризме
Особенности стратегического планирования в туризме: проведение технико-экономического, финансового и маркетингового анализа рынка для обеспечения конк...

Стратегическое планирование развития предприятия
Теоретические аспекты стратегического планирования как основы развития промышленного предприятия. Уровни управления корпорациями. Анализ стратегическо...

Стратегический менеджмент в туризме: современный опыт управления
В монографии на основе зарубежного и отечественного опыта стратегического управления в туризме анализируются проблемы туристского менеджмента, рассмат...

Теоретические основы факторов стоимости и стратегического планирования деятельности предприятия
Сущность планирования в рыночной экономике. Глобальная цель развития предприятия. Цели и задачи стратегического планирования деятельности предприятия....