Теоретические аспекты стратегического планирования в туризме
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты стратегического планирования в туризме
1.1 Сущность и общие понятия стратегического планирования в туризме
1.2 Принципы и процедуры планирования
1.3 Методы и показатели планирования
Глава 2. Анализ программы развития туризма в Сахалинской области на 2009-2012 годы
2.1 Программа развития туризма в Сахалинской области на 2009-2012 годы
2.2 Перспективные направления стратегического планирования в Сахалинской области
Заключение
Список литературы
Приложение
туризм стратегическое планирование сахалин
Введение
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в современных условиях хозяйствования руководители предприятий в полной мере осознали необходимость изучения системы стратегического планирования, которое помогает выбрать наиболее рациональный путь своего развития с помощью различных стратегий. Жизнь показывает, что даже в условиях переходного периода необходимо разрабатывать планы и моделировать свою деятельность. Стратегическое планирование зарекомендовало себя как один из самых действенных инструментов современного менеджмента. Стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Динамичный процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции, не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки целей и направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации. Планирование всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность планирования зависит от точности и правильности бухгалтерских расчетов прошлого. Любое планирование предприятия базируется на неполных данных. Качество планирования в большей степени зависит от интеллектуального уровня компетентных сотрудников, менеджеров. Все планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, а сами планы взаимоувязывались с имеющимися условиями.
В данной работе нами использованы труды следующих исследователей: Ушакова Д.С., Колчина М.Ф., Браймер Р.А., Ильина А.И., Папирян Г.А.
Цель исследования - раскрыть понятие и особенности стратегического планирования.
Объект исследования - процесс стратегирования в сфере туризма в Сахалинской области.
Предмет исследования - особенности организации стратегического планирования в Сахалинской области.
Методы исследования: теоретический анализ, синтез и обобщение литературы.
Задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.
2) Раскрыть специфику понятия «стратегическое планирование».
3) Изучить принципы, процедуры, показатели и методы планирования.
4) Провести анализ программы развития туризма в Сахалинской области на 2009 - 2012 годы.
5) Представить перспективы развития туризма на Сахалине.
Цели и задачи исследования определили следующую структуру исследования: введение, в котором раскрывается актуальность исследования, цель, задачи, практическая значимость, а также методы исследования; глава I также дает представление о смысле и содержании стратегического планирования; в главе II представлен анализ развития Сахалинской области в туризме, а также перспективное направление развития туризма; в заключении сформулированы выводы по данной теме и завершает работу список литературы, который насчитывает 25 источников.
Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что планирование необходимо использовать практически в любой сфере. Полученные данные могут стать полезными для разработки стратегии управления и построения плана тактических действий в конкретной туристической организации.
Глава 1. Теоретические аспекты стратегического планирования в туризме
1.1 Сущность и общие понятия стратегического планирования в туризме
Известно, что планирование - это процесс разработки и принятия целевых установок в количественном и качественном выражении, а также определении путей их наиболее эффективного достижения. Анри Файоль образно определил план как надлежаще оформленное управленческое решение, обеспечивающее достижение поставленных целей [14, с. 200].
Планирование - это разработка и корректировка плана, включающая предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйственного объекта на ближайшую и отдаленную перспективу. Планированием на предприятии поэтапно охватывается работа людей и движение ресурсов (материальных и финансовых), нацеленных на получение заданного конечного результата. Утвержденный руководителем план предприятия имеет силу приказа для указанных в нем лиц и структурных единиц [11, с. 37].
В целом, по содержанию и форме проявления различают несколько форм планирования и видов планов.
С точки зрения обязательности плановых заданий - директивное и индикативное планирование. Директивное планирование представляет собой процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования. Индикативное планирование - наиболее распространенная во всем мире форма государственного планирования макроэкономического развития. В составе индикативного плана могут быть обязательные задания, но их число весьма ограничено. В целом же он носит направляющий, рекомендательный характер. Индикативное и директивное планирование должны дополнять друг друга [10, с. 69].
На сегодняшний день, в зависимости от срока, на который составляется план, и степени детализации плановых расчетов принято различать долгосрочное (перспективное), среднесрочное и краткосрочное (текущее) планирование.
Перспективное планирование охватывает период более пяти лет, например десять, пятнадцать и двадцать лет. Такие планы призваны определять долговременную стратегию предприятия, включая социальное, экономическое, научно-технологическое развитие.
Среднесрочное планирование осуществляется на период от одного года до пяти лет. На некоторых предприятиях среднесрочное планирование совмещается с текущим. В этом случае составляется так называемый скользящий пятилетний план, в котором первый год детализируется до уровня текущего плана и представляет собой, по сути дела, краткосрочный план.
Текущее планирование охватывает период до одного года, включая полугодичное, квартальное, месячное, недельное (декадное) и суточное планирование.
Итак, мы видим, что планирование, как правило, ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития хозяйствующего субъекта.
В целом стратегическое планирование является основной частью внутрифирменного планирования [24, с. 151] и выполняет следующие задачи:
- анализ состояния и перспектив развития рынка;
- определение соотношений объемов продаж по внутреннему и внешнему рынку планируемых изделий;
- определение целевых установок на основе маркетинговых исследований;
- разработка дерева целей;
- установление требований к сбытовым, основным и обеспечивающим производствам (подразделениям);
- оценка восприимчивости рынка к планируемой продукции.
Следует отметить, что выделяют следующие этапы стратегического планирования [15]:
- сбор информации о внешней среде;
- анализ состояния рынка и определение стратегических целей и ключевых условий их достижения;
- анализ конкурентоспособности фирм и разработка стратегии поведения по отношению к конкурентам;
- анализ и оценка необходимых ресурсов для успеха;
- моделирование и анализ воздействия внешних факторов на стратегическое развитие бизнеса и оценка хозяйственного риска;
- разработка стратегии и альтернативных путей развития для выбора на альтернативном уровне;
- разработка вариантов стратегических планов с учетом возможного изменения ключевых условий;
- анализ эффективности плановых решений;
- разработка организационно-финансового сопровождения стратегических планов.
Обобщая вышесказанное, следует подчеркнуть, что сущностью стратегического планирования является разработка стратегии, которая предполагает прежде всего:
- строгую формулировку стратегических целей;
- оценку потенциала;
- оценку, диагностику, анализ внешней среды;
- диагностику сильных и слабых сторон;
- анализ стратегических альтернатив;
- выбор стратегии;
- реализацию стратегии [4, с. 321].
Мы разделяем точку зрения автора, что главным инструментом разработки стратегии выступает дерево целей. Под каждую цель создается стратегическая хо...
Совершенствование стратегического планирования на предприятии (на примере ГЛХУ "Копыльский лесхоз")
Теоретические аспекты стратегического планирования. ГЛХУ "Копыльский лесхоз", его характеристика, анализ работы, организация планирования. Предложения...
Концептуальные основы планирования в туризме
Особенности стратегического планирования в туризме: проведение технико-экономического, финансового и маркетингового анализа рынка для обеспечения конк...
Стратегическое планирование развития предприятия
Теоретические аспекты стратегического планирования как основы развития промышленного предприятия. Уровни управления корпорациями. Анализ стратегическо...
Стратегический менеджмент в туризме: современный опыт управления
В монографии на основе зарубежного и отечественного опыта стратегического управления в туризме анализируются проблемы туристского менеджмента, рассмат...
Теоретические основы факторов стоимости и стратегического планирования деятельности предприятия
Сущность планирования в рыночной экономике. Глобальная цель развития предприятия. Цели и задачи стратегического планирования деятельности предприятия....