Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Спорт и туризм

Спортивная тренировка как многолетний процесс

Тип: курсовая работа
Категория: Спорт и туризм
Скачать
Купить
Понятие "спортивная тренировка" и характеристики ее разделов, различные взгляды на ее построение. Система подготовки спортсменов. Цикличность тренировочного процесса. Характеристика зон интенсивности в тренировке, место в развитии физических качеств.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

40

Размещено на

КУРСОВАЯ РАБОТА

"Спортивная тренировка как многолетний процесс"

Введение

Актуальность исследования моделирования процесса многолетней тренировки отражается в требованиях эффективности управления подготовкой спортсменов, для чего необходимы поэтапные ориентиры. Анализ показывает, что использование принципов программно-целевого управления успешно осуществляется на уровне системы многолетней подготовки - этапе спортивного совершенствования и достижения высшего спортивного мастерства в условиях подготовки сборных

команд (Матвеев, 1977). Проблема моделирования находится в стадии разработки, и неудивительно, что на практике приходится встречаться с различными ее трактовками, с неодинаковыми подходами. В современной литературе нет еще полного единообразия в применении самих понятий «модели» и «модельные характеристики». Можно встретить немало других терминов, аналогичных им по смыслу: «контрольные нормативы», «контрольные показатели качеств и способностей», «контрольные нормативы соревновательной деятельности», «нормативные показатели», «модели», «показатели подготовленности». Но чаще всего в литературе встречается именно термин «модельные характеристики»

Моделирование, разработка «модельных характеристик» в последние годы получают все большее распространение в обосновании программно-целевого управления многолетней подготовкой спортсменов. М.Я. Набатникова (1982) отмечает, что в подобных случаях применяется приближенное моделирование, хотя и качественные, и количественные показатели в каждом конкретном случае получают путем обследования, тестирования, различных экспериментов, экспертных оценок специалистов, то есть, используя практически весь арсенал параметров.

Управление подготовкой можно представить в виде четырех этапов:

1-й - разработка модельных характеристик текущего и прогнозируемого состояний для достижения запланированного спортивного результата;

2-й - разработка характеристик программы, рассматривающей содержание тренировки, соревнований и отдыха;

3-й - разработка системы контроля за текущим состоянием и выполнением запланированной программы;

4-й - обеспечение необходимой коррекции в намеченной программе.

Для отражения в моделях необходимого уровня технической подготовленности спортсменов необходимо учитывать неравнозначность и специфичность технического мастерства спортсменов в различных видах спорта. В «моделях сильнейших спортсменов» в единоборствах следует отразить объем, эффективность и разносторонность спортивной техники, необходимые для достижения высоких спортивных результатов (Кузнецов, Новиков, Шустин, 1975).

Многолетняя спортивная тренировка понимается как единый процесс восхождения по этапам спортивного мастерства - единственно правильный путь к достижению максимальных результатов в спорте (Дегтярев, 1985; 1981; Набатникова, 1982; Никифоров, 1987; Фарфель, 1972).В современной научно-методической литературе накоплен значительный исследовательский материал, позволяющий конкретизировать основные положения такой системы многолетней подготовки спортсменов. В.П. Филин(1980) и Фарфель (1972) предлагали следующую концепцию построения многолетней тренировки: всю многолетнюю подготовку, имеющую собственные пути развития, от новичка до чемпиона или рекордсмена, целесообразно рассматривать как единый процесс, подчиняющийся определенным закономерностям, как сложную специфическую систему со свойственными ей особенностями. Управление такой системой, считают авторы, приводит к ее упорядочению и позволяет создать необходимые тренировочные и соревновательные эффекты. Одним из наиболее известных является программно-целевое управление (Железняк, 1981; Набатникова, 1982; Фарфель, 1972), для которого главное, состоит прежде всего в разработке поэтапных модельных характеристик. В моделях построения многолетней тренировки, согласно данным литературы, можно выделить следующие компоненты: этапы многолетней подготовки; примерный возраст спортсменов на каждом этапе; преимущественная направленность тренировки; главные задачи тренировки; основные средства и методы подготовки; допустимые тренировочные нагрузки; примерные контрольные нормативы на каждом этапе подготовки.

Цель исследования - Рациональное построение тренировочного процесса.

Задачи исследования:

1. Теоретически обосновать положительное влияние спортивной тренировки на организм.

2. Определить основные направления развития спортивной тренировки.

3. Изучение взглядов на многолетнюю спортивную тренировку.

1. Понятие «спортивная тренировка» и развитие мнений о ее построении

1.1 Понятие «спортивная тренировка» и характеристики разделов тренировки

Спортивная Тренировка (СТ) - это специально организованный педагогический процесс, направленный на достижение высоких спортивных результатов в избранном виде спорта. СТ организуется в рамках системного использования физических упражнений, с одной стороны, и сочетания их с отдыхом и иными средствами восстановления организма. Тренированность - это мера приспособления организма к конкретной работе. СТ может считаться правильной лишь в том случае, если она вызывает правильные положительные анатомо-физиологические изменения в организме. Тренировка является одной из форм подготовки спортсмена. Подготовка - понятие более широкое, чем тренировка поэтому подготовку стоит рассматривать как длительный педагогический процесс, направленный на использование всей совокупности тренировочных и вне тренировочных средств, методов, форм и условий (лекции, беседы, соревнования, образ жизни, специализированное питание, методы восстановления и т.д.), с помощью которых обеспечивается необходимая степень готовности к спортивным достижениям.

Готовность к достижению спортивных результатов характеризуется соответствующим уровнем развития физических качеств - силы, быстроты, выносливости и других, степенью владения техникой и тактикой (технико-тактическая подготовленность), необходимым уровнем. развития психических и личностных свойств (психологическая подготовленность), соответствующим уровнем знаний (теоретическая подготовленность).

Спортивная тренировка (СТ) направлена на достижение высоких спортивных результатов в избранном виде спорта. Уровень спортивных достижений растет. Это требует не только глубоких и всесторонних знаний об особенностях спортивной тренировки (СТ), но и изменений средств, методов и форм организации занятий по физ. воспитанию.

Тренировка является важнейшей частью спортивной подготовки. Только в ней осуществляется формирование специальных знаний, навыков и умений, воспитание физических качеств и повышение функциональных возможностей организма спортсменок, воспитание требуемых качеств личности. Это педагогический процесс с многообразными воспитательными, оздоровительными и образовательными задачами.

Основное содержание тренировки отражается в программах по видам спорта для различных организационных форм занятий: для коллективов физической культуры, зля детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, для спортсменов высших разрядов.

В тренировке выделяют следующие разделы: техническая, тактическая, физическая, психическая, теоретическая, интегральная подготовка. Термин «подготовка» здесь употребляется в узком значении по сравнению с термином «подготовка спортсмена». Выделение сторон тренировки условно и делается для удобства планирования, контроля, выбора средств, методов и др.

Техническая подготовка - это педагогический процесс, направленный на овладение специфическими для каждого вида спорта двигательными действиями. Обучение спортивной технике начинается в детско-юношеском возрасте. По мере увеличения возраста и спортивного мастерства техника совершенствуется с учетом индивидуальных особенностей спортсмена. В конечном счете, должно быть сформировано двигательное умение, позволяющее добиваться максимального эффекта в различных условиях.

Тактическая подготовка - педагогический процесс, направленный на овладение рациональными формами ведения соревновательной борьбы. Она включает в себя изучение закономерностей соревновательной деятельности, правил а положений в конкретном виде спорта, общих положений современной отечественной и зарубежной тактики спортсменов, своих соперников; освоение умений строить свою тактику в предстоящих соревнованиях; моделирование необходимых условий в тренировке и контрольных соревнованиях для практического овладения тактическими построениями.

Физическая подготовка - это педагогический процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки. Она подразделяется на общую и специальную. В задачи общей физической подготовки входит содействие укреплению здоровья и гармоничному физическому развитию и совершенствованию жизненно важных двигательных навыков. В задачи специальной физической подготовки входит воспитание физических качеств, специфичных для данного вида спорта.

Психическая подготовка - педагогический процесс, направленный на воспитание личности спортсмена, его моральных и волевых качеств. Она осущес...

Другие файлы:

Спортивные игры: волейбол и баскетбол
Спортивная тренировка как многолетний процесс, ее стадии и основные этапы. Модель-схема построения многолетней тренировки юных спортсменов. Техника ст...

Спортивная тренировка пловцов
Спортивная тренировка представляет собой педагогический процесс, направленный на достижение максимально возможного для спортсмена результата. Как уже...

Тренировка с помощью карт
Тренировка памяти процесс увлекательный и захватывающий. В этом вы сможете убедиться, прочитав книгу «Суперпамять: тренировка с помощью карт». Упражне...

Особенности подготовки гонщиков-лыжников в условиях среднегорья
Тренировка в горных условиях и спортивная работоспособность на равнине. Тренировка в среднегорье и физические качества спортсменов. Скоростно-силовые...

Психорегулирующая и аутогенная тренировка, возможности их применения в рекреалогии
Психорегулирующая тренировка в спорте. Эффекты аутогенной тренировки. Подготовка места для занятий, аутогенное погружение и формула выхода. Психорегул...