Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Спорт и туризм

Специфика организации занятий. Методы оценки и коррекции осанки и телосложения

Тип: контрольная работа
Категория: Спорт и туризм
Скачать
Купить
Роль стрессовых состояний в обеспечении нормального функционирования организма. Специфика организации оздоровительной тренировки в зависимости от возраста, физической подготовки и тренировочного опыта. Способность ребенка произвольно исправлять осанку.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Введение

Здоровье людей зависит не только от медицины и здравоохранения, а от всего комплекса природных и социально-экономических условий жизни.

Известно, что общей неспецифической реакцией организма является реакция стрессовая. Определенный уровень стресса необходим для обеспечения нормального функционирования организма (эустресс). Но довольно часто уровень стрессовых воздействий оказывается выше оптимального, что приводит к различного рода расстройствам (дистресс). Стрессовая реакция организма на чрезмерные физические нагрузки, гиподинамию, инфекции выражается в химическом дисбалансе внутренней среды. В XX в. существенно уменьшилось число заболеваний и увеличилась средняя продолжительность жизни человека. Успехи, достигнутые в предупреждении и лечении инфекционных болезней, очевидны. Так, инфекционные болезни составляют теперь всего 10 % от общей заболеваемости, а неинфекционные (соматические), функциональные расстройства, хронический алкоголизм, наркомания и др. - 35 %. Из многих сотен известных болезней всего лишь 10 стали причиной смерти каждых 85 из 100 лиц в среднем и пожилом возрасте. Одними из главных являются ожирение, гипертоническая болезнь, атеросклероз, аутоиммунные заболевания, психическая депрессия, рак. Больше стало хронических форм заболеваний [5].

В последние десятилетия состояние здоровья людей ухудшилось, особенно в городах. Это связано с экологией (загрязнение окружающей среды, повышенная радиация, недоброкачественные продукты питания и питьевая вода и другие факторы) и грозит опасностью генетических изменений. А кроме того, повышается уровень механизации и автоматизации трудовых процессов, что приводит к резкому уменьшению физического труда, обострению стрессовых ситуаций. Урбанизация и городской образ жизни в большой степени способствуют возникновению предпатологических и патологических состояний

Специфика организации занятий в зависимости от возраста, поля, индивидуального уровня физической подготовки и тренировочного опыта

Оздоровительная тренировка имеет определенные отличия от спортивной. Если спортивная тренировка предусматривает использование физических нагрузок в целях достижения максимальных результатов в избранном виде спорта, то оздоровительная -- в целях повышения или поддержания уровня физической дееспособности и здоровья. Основная направленность оздоровительной физической культуры -- повышение функционального состояния организма и физической подготовленности. Однако, чтобы добиться выраженного оздоровительного эффекта, физические упражнения должны сопровождаться значительным расходом энергии и давать длительную равномерную нагрузку системам дыхания и кровообращения, обеспечивающим доставку кислорода тканям, т.е. иметь выраженную аэробную направленность. [4]

Эффективность физических упражнений оздоровительной направленности определяется периодичностью и длительностью занятий, интенсивностью и характером используемых средств, режимом работы и отдыха.

Для того чтобы физкультурные занятия с оздоровительной направленностью оказывали на человека только положительное влияние, необходимо соблюдать ряд методических правил.

1. Постепенность наращивания интенсивности и длительности нагрузок. При низкой исходной тренированности добавления должны составлять 3--5% в день по отношению к достигнутому уровню, а после достижения высоких показателей -- меньше.

Постепенно увеличивать нагрузку, не перегружая организм, а наоборот, давая ему возможность адаптироваться, справляться со все более и более длительными и сложными заданиями, можно следующими способами:

увеличение частоты занятий;

увеличение продолжительности занятий;

увеличение плотности занятий, т.е. времени, которое уходит на занятии непосредственно на выполнение физических упражнений. На первых занятиях она равна примерно 45--50%, по мере приспособления организма к физическим нагрузкам она может достигнуть 70--75% общего времени занятий;

увеличение интенсивности занятий, темпа, в котором выполняются физические упражнения;

постепенное расширение средств, используемых на тренировке, с тем чтобы оказывать воздействие на различные мышечные группы, на все суставы и внутренние органы;

увеличение сложности и амплитуды движений;

правильное построение занятий. В зависимости от самочувствия, погоды, степени подготовленности занимающихся можно увеличить или уменьшить разминку, основную и заключительную части занятий.

2. Разнообразие применяемых средств. Для качественного разнообразия физических нагрузок достаточно всего 7--12 упражнений, но зато существенно отличающихся друг от друга. Эффективными средствами разносторонней тренировки, включающими в работу большое количество мышц, являются бег, ходьба на лыжах, плавание, ритмическая гимнастика и др.

В содержание оздоровительной тренировки должны входить упражнения на выносливость (бег в медленном и среднем темпе), силовые упражнения для крупных мышечных групп (приседания, поднимание ног в висе на перекладине или гимнастической стенке, переход из положения, лежа в положение, сидя и т.д.), упражнения для суставов позвоночника, рук и ног, а также упражнения в перемене положения тела (наклоны туловища вниз, в стороны и др.).

3. Систематичность занятий. Систематические занятия физическими упражнениями оказывают благотворное влияние почти на все органы и системы организма. В качестве примера в таблице 48 показаны эффекты влияния физической нагрузки на сердечнососудистую систему.

Эффективным средством, способствующим повышению функциональных возможностей систем организма, тормозящим развитие процесса старения, является активный двигательный режим.

В оздоровительных целях рекомендуется следующий недельный объем двигательной активности для людей разного возраста:

дошкольники -- 21--28 ч;

школьники -- 14--21 ч;

учащиеся средних специальных учебных заведений -- 10--14 ч;

студенты -- 10--14 ч;

служащие -- 6--10 ч. [3]

В зарубежных исследованиях (Н. Mellerowicz, W.Meller) перечисляются ранние симптомы и жалобы, возникающие у практически здоровых лиц с недостаточной двигательной активностью: одышка при незначительной физической нагрузке; уменьшение работоспособности, быстрая утомляемость; боль в области сердца, головокружение, холодные конечности; склонность к запорам; боль в спине, как следствие, недостаточности поддерживающего мышечного аппарата; нарушение сна; снижение концентрации внимания; повышенная нервно-эмоциональная возбудимость (при нарушении психосоматического равновесия); слишком ранняя старческая слабость.

Двигательная активность, физические нагрузки вызывают ряд эффектов, ведущих к тренировке, к совершенству адаптационно-регуляторных механизмов (В. В.Фролькис):

экономизирующий эффект (уменьшение кислородной стоимости работы, более экономная деятельность сердца и др.);

антигипоксический эффект (улучшение кровоснабжения тканей, больший диапазон легочной вентиляции, увеличение числа митохондрий и др.);

антистрессовый эффект (повышение устойчивости гипоталамогипофизарной системы и др.);

генорегуляторный эффект (активация синтеза многих белков, гипертрофия клетки и др.);

психоэнергетизирующий эффект (рост умственной работоспособности, преобладание положительных эмоций и др.);

Весь этот комплекс эффектов повышает надежность, устойчивость организма и способствует увеличению продолжительности жизни, предупреждению ускоренного старения.

Двигательная активность варьируется у разных лиц и у одного и того же лица в разные дни и периоды, в зависимости от индивидуальных особенностей и состояния организма, от условий и режима жизни.

Переход от более высокого к более низкому уровню двигательной активности влечет за собой развитие детренированности и связан с атрофией мышц от бездеятельности и, наоборот, перетренированность может вызвать гипертензию мышц.

Большинство специалистов рекомендуют заниматься физическими упражнениями при таком пульсе, когда необходимая для работы энергия образуется при биохимических реакциях с участием кислорода, т.е. в аэробном режиме. Такие тренировки практически исключают опасность возникновения нарушений в деятельности сердечно-сосудистой системы [3].

По данным физиологов, наиболее эффективны тренировки с оздоровительной направленностью при нагрузках, которые повышают ЧСС от 100 до 170--180 уд./мин, в зависимости от возраста и состояния здоровья человека. Для проведения контроля за интенсивностью нагрузки каждому занимающемуся необходимо знать свою нижнюю и верхнюю границы пульса, а также оптимальную для себя величину колебания ЧСС.

Нижняя граница пульса определяется по формуле 220 - возраст (в годах) 0,6.

Верхняя граница пульса определяется по формуле 220 - возраст (в годах) * 0,7

Колебания ЧСС очень индивидуальны, однако можно считать, что ЧСС 120--130 уд./мин является зоной тренировки для новичков. У пожилых ослабленных людей или людей, имеющих отклонения в деятельности сердечно-сосудистой системы, пульс во время занятий не должен превышать 120 уд./мин. Тренировка при ЧСС 130--140 уд./мин обеспечивает развитие общей выносливости у начинающих и ее поддержание у более подгото...

Другие файлы:

Влияние систематических занятий физическими упражнениями на развитие осанки школьников
Методы оценки сколиоза. Общие принципы консервативного и оперативного лечения сколиотической болезни. Виды нарушений осанки. Причины появления искривл...

Использование фитбол-гимнастики для коррекции нарушения осанки у дошкольников
Причины деформации опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста. Фитбол-гимнастика - средство коррекции нарушений осанки. Особенности пр...

Коррекция осанки и телосложения средствами физической культуры в студенческом возрасте
Исследование понятия осанки и телосложения. Изучение строения позвоночника. Характеристика причин и основных видов нарушения осанки. Профилактическое...

Методика коррекции осанки у детей 7-8 лет с задержкой психического развития
Психолого-педагогическая характеристика и особенности физического развития у детей 7-8 лет с задержкой психического развития. Нарушение осанки, средст...

Нарушения осанки и методы их коррекции
Причины возникновения нарушений осанки и их характеристика. Методика применения лечебной физкультуры и массажа при сколиозах, кифозах и лордозах. Пока...