Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Спорт и туризм

Современное состояние международного туризма и направления его развития

Тип: курсовая работа
Категория: Спорт и туризм
Скачать
Купить
Понятие, функции и классификация видов международного туризма. Место туризма в мировой сфере услуг, его география и прогноз развития. Состояние и основные проблемы туристического сектора в России. Пути увеличения внутреннего и въездного турпотоков в РФ.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

44

Введение

На современном этапе международный туризм получил значительное развитие. Этот процесс явился результатом НТП в мире, который привел к углублению международных связей, ускорению и удешевлению транспортных перевозок, повышению комфортности проживания в рекреационных зонах.

Рост познавательных, оздоровительных потребностей людей и необходимость в международных деловых контактах способствовали повышению подвижности людей.

Уже сейчас туризм занимает значительное место в экономиках стран. В ближайшем будущем доля туризма в мировом ВВП составит 10%. Наряду с прогнозируемым ростом уровня занятости в сфере туризма до 10% от общего уровня занятости во всем мире, туризм становится влиятельной силой мировой экономики и одним из ее главных двигателей.

Актуальность выбранной темы обусловлена современными тенденциями в жизни людей. Все больше человек с каждым годом выезжает за рубеж, растут ежегодные туристские потоки. Причем люди тратят все больше и больше денег в своих путешествиях, а это, в свою очередь, способствует развитию экономик принимающих стран.

Учитывая это, в качестве гипотезы в данной работе выдвигается предположение, что туризм имеет предпосылки для качественного улучшения и видоизменения для удовлетворения быстро растущих потребностей людей, причем растет интерес к развивающимся странам. То есть требует доказательства то, что меняются не только предпочтения в выборе определенного вида туризма, но и место назначения, привычные маршруты уступают место новым.

В соответствии с этим целью данной работы является исследование современного состояния международного туризма и определение направлений его развития.

Выбранная цель требует решения следующих задач:

1. Рассмотреть теоретические основы международного туризма;

2. Охарактеризовать классификацию по видам туризма;

3. Проанализировать современное состояние международного туризма и его место в мировой сфере услуг;

4. Выявить ключевые прогнозы в развитии международного туризма;

5. Дать оценку российскому опыту в сфере туризма на современном этапе развития;

6. Показать главные проблемы туристической деятельности в РФ и перспективы дальнейшего развития.

Объектом исследования послужил международный туризм в системе международных экономических отношений.

В данной работе были использованы качественные методы исследования (анализ различных источников, а также было проведено 2 STEP-анализа). Применялись метод дедукции (с помощью различных показателей давалась характеристика современному состоянию международного туризма), метод прогнозирования и количественный анализ, выраженный в расчете показателей, характеризующих динамику туристической деятельности.

При выполнении данного исследования была изучена научная литература (под редакцией В. Ю. Воскресенского и А. С. Кускова), статьи, посвященные текущим туристическим тенденциям, таких авторов, как О.В. Немкова, Е. М. Коростелев, А. Овчаров, С. Шпилько, А. Арутюнов, М.Е. Цой, М. М. Амирханов, М. Соловьев, Н. И. Гаврильчак, В. А. Черненко.

Также были использованы статистические данные с сайтов ВТО, ЮНВТО, Росстата, информация из докладов Всемирного Совета по туризму и путешествиям, данные с сайта Института экономических стратегий, рейтинг Всемирного экономического форума по путешествиям и туризму, правовая база (ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)»), а также информация с сайта www.vesti.ru.

1. Сущность и основные понятия международного туризма

1.1 Теоретические аспекты понятия туризм в системе МЭО

В настоящее время существует множество трактовок понятия туризм. Это может быть связано с высокой динамичностью развития данного явления в XXI веке. С каждым годом туристическая индустрия предоставляет нам новые возможности, направления, маршруты. Кроме того, туризм носит также и субъективно-психологический отпечаток. Каждый человек наполняет это понятие определенным, близким себе смыслом, поэтому будут рассмотрены несколько трактовок этого понятия.

Согласно ЮНВТО туризм подразделяется на внутренний, въездной и выездной. С этой точки зрения к международному туризму относится въездной и выездной [4].

Итак, международный туризм - это временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну в свободное время с целью получения удовольствия и отдыха, а также в оздоровительных, гостевых, познавательных или профессиональных целях, но без занятия оплачиваемой работой в посещаемом месте [3]. В то же время туризм рассматривают и как важнейшее средство удовлетворения человеческой потребности в разнообразии.

Исходя из представленного определения, можно сделать вывод, что международный туризм выполняет следующие функции:

· Восстановительную - освобождение от чувства усталости путем смены обстановки;

· Развивающую - предоставление возможностей для расширения кругозора;

· Развлекательную - знакомство с новым местом, жителями, посещение мероприятий и т.д.;

· Оздоровительную - разнообразие впечатлений благоприятно сказывается на физическом и психическом здоровье.

Интересна также позиция А.С. Запесоцкого, выделяющего такие функции [4]:

· Социально-статусная - туризм как индикатор качества жизни;

· Социально-экономическая - туризм как высокодоходная отрасль;

· Интеграционная - туризм способствует развитию МЭО, возникновению межправительственных и неправительственных организаций.

Данные функции носят ярко выраженный теоретический характер. Более глубокой и интересной представляется позиция таких авторов, как А. Овчаров и М.М. Амирханов. Первый утверждает, что международный туризм способствует усилению культурной идентичности разных стран и народов, поощрению традиций и сохранению наследия, установлению контактов на личном уровне [11, с. 176-177]. В наше время невозможно представить туризм без деятельности по производству туристического продукта (например, транспорт, отели и т.д.). Поэтому важна точка зрения исследователя М. М. Амирханова, который отталкивается от экономической сущности туризма как индустрии. Он утверждает, что данная индустрия создает дополнительный спрос на инвестиции, стимулирует создание базовой производственной инфраструктуры и инфраструктуры рекреационно-туристического назначения. Кроме того, Амирханов делает упор на то, что развитие туризма позволяет создавать новые рабочие места, а также стимулирует рост доходов государства [5, с. 22]. Представленные выше позиции позволяют представить туризм как явление многоаспектное и затрагивающее различные сферы жизни общества.

Углубляясь в сущность международного туризма, целесообразным будет рассмотрение факторов, влияющих на его развитие, или проведение STEP-анализа. Так как выше было установлено, что туризм - это сложное понятие, требующее рассмотрения с различных позиций, то можно расширить традиционный список факторов (социальных, технологических, экономических и политических) следующими: legal или правовыми и environmental или экологическими, факторами окружающей среды. Актуальность проведения такого анализа обусловлена недостаточной освещенностью этого аспекта в литературе. Исследователи, по большей части, делают упор и освещают социально-психологические и экономические факторы, обходя стороной или поверхностно упоминая остальные.

К социальным факторам можно отнести такие:

1. Индивидуальное восприятие мира, личные предпочтения и желания туриста (следствием является появление новых видов и направлений туризма);

2. Возраст, образование, отношения в обществе (дифференциация по возрасту, образованию позволяет разделить рынок на сегменты);

3. Предыдущий жизненный опыт, впечатления детства, события в семье и на работе [7, с. 29-30] (стимулируют возобновление спроса на запомнившийся вид туризма);

4. Мода на путешествия в те или иные страны, которая выводит определенные страны в лидеры мирового туризма;

5. Предпочтение уже существующим и известным туристическим брендам;

6. Хронический стресс и синдром перманентной усталости у работников [10, с. 163] (особенно актуально в постиндустриальном обществе, когда человеку необходимо сменить обстановку);

7. Желание расширить кругозор;

8. Формирование туристического рынка с уклоном на интересы пожилых людей (с выходом на пенсию у них появляется много свободного времени, которое они, особенно люди из стран с достаточно высоким уровнем развития, тратят на туризм, причем поездки могут продолжаться в течение длительного времени, нескольких лет);

9. Рост самосознания, социальной ответственности у населения (быстрый рост популярности экологического туризма).

Как видно из представленной классификации, данная группа факторов в значительной мере психологически зависима, т.е. наиболее близка человеку. Следовательно, ей следует уделять повышенное внимание. Также можно п...

Другие файлы:

Методы решения проблем международного туризма и его дальнейшие перспективы
Теоретические основы международного рынка туристических услуг. Элементы туристской индустрии. Современное послекризисное состояние международного тури...

Развитие международного туризма в России
Туризм как одна из форм миграции населения, его классификация и разновидности, история мирового развития и экономическое значение. Становление междуна...

Организация и перспективы развития международного туризма на территории РФ
Современное состояние мировой туристской индустрии. Рынок туризма в РФ. Оценка туристского потенциала и перспективы развития туризма в Белгородской об...

Международный туризм: состояние и перспективы развития
Роль туризма в мировой экономике. Международный туризм: понятие и классификация. Развитие международного туризма. Организация международного туристиче...

Современное состояние туризма в Германии
Основы изучения туризма и туристско-рекреационного потенциала. Характеристика экономики и оценка туристско-рекреационного потенциала Германии. Особенн...