Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Спорт и туризм

Разработка велосипедного маршрута в национальном парке "Нижняя Кама"

Тип: курсовая работа
Категория: Спорт и туризм
Скачать
Купить
Общая характеристика велосипедного туризма. Рекреационные ресурсы в окрестностях Набережных Челнов, состояние велотуризма и материально-технической базы для него на данной территории. Направления и этапы разработки маршрута Набережные Челны – Белоус.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Введение

набережный велотуризм маршрут

Актуальность. По приблизительным оценкам в России сейчас около 25-30 миллионов велосипедов. Подавляющая часть их владельцев - это жители маленьких городков и сельской местности, которые используют велосипеды деловых поездок на работу, на ферму, в магазин, на почту и т.д., то есть для них велосипед - личный бесплатный транспорт. К велотуризму эти люди, за малым исключением, не имеют никакого отношения. Большую долю среди веловладельцев этой категории занимают дети.

Следующая большая группа велосипедистов - это в основном горожане, среди которых значительный процент составляют подростки, использующие велосипед в основном для велопрогулок в окрестностях своего дома или дачи, для поездок в лес, на реку. Значительная часть подростков готова заняться велотуризмом, если их кто-то в него вовремя вовлечет. С годами эта готовность уменьшается. Но при налаженном оповещении через средства массовой информации о походах они могут соблазниться объявлением и отправиться в однодневную туристическую поездку. Таких в России более миллиона человек.

Многие из вовлеченных в сферу велотуризма людей остаются эпизодическими участниками велопоходов выходного дня, другие увлекаются ими и становятся регулярными участниками этих походов, а иные переходят в следующую стадию вовлеченности - отправляются в многодневные велопутешествия.

Постоянных участников поездок на велосипедах в выходные дни (организованных и неорганизованных) с уже вполне туристскими признаками и эпизодических участников многодневных велопоходов в России - около 100 тысяч человек. Причем, в первой половине 1990-х годов количество людей этой категории снизилось, но сейчас наметилась тенденция к превышению численности велотуристов советского периода за счет увеличения количества владельцев походных и горных велосипедов («маунтинбайков»). Представители этой группы более или менее охотно становятся слушателями школ велотуристской подготовки, но количество таких школ исчезающе мало, поэтому многие из них остаются «дикарями» - самоучками.

Гораздо меньшее количество в России вовлеченных в велотуризм людей, которые интересное и полезное проведение отпуска ассоциируют с велосипедом и велосипедными походами. Но и из этого числа многие остаются неорганизованными велотуристами.

Наконец, самая малочисленная категория владельцев велосипедов - организованные велотуристы, участвующие в велопоходах и регистрирующие их в маршрутно-квалификационных комиссиях, участвующие в чемпионатах и соревнованиях по велотуризму, получающие спортивные разряды.

Считается, что своего пика организованный велотуризм в России достиг в конце 1980-х годов, когда на весь СССР было около 11,5 тысяч человек, отправляющихся в велопутешествия с маршрутной книжкой.

С тех пор и до нашего времени количество организованных велотуристов значительно упало. Но и из их числа не много найдется путешествующих в организованных велопоходах высокой категории сложности.

Эта элита организованного велотуризма, имеющие разряды и звания мастеров спорта, создающие велотурклубы и велосекции, согласятся с тем, что велотуризм стал их образом жизни.

Но их недостаточно для возрождения высокого интереса к велопоходам, подобного тому, что присутствует в Северной Америке и Западной Европе. Привлечение людей в сферу велосипедного туризма должно начинаться снизу с организаций велосипедных походов выходного дня.

Проблема исследования заключается в недостатке на сегодняшний день разработанных велосипедных маршрутов выходного дня.

Объект исследования - развитие велосипедного туризма. Предмет исследования - организация велосипедного маршрута.

Гипотеза исследования - предполагается, что разработка велосипедного маршрута выходного дня поспособствует привлечению новых туристов в национальный парк «Нижняя Кама», а также положительно повлияет на популяризацию велотуризма.

Цель исследования - изучение организационных вопросов разработки велосипедного маршрута выходного дня в окрестностях Набережных Челнов.

Задачи исследования:

1) изучить литературу и иные источники по теме исследования;

2) охарактеризовать велотуризм как вид туризма;

3) выявить особенности проведения велосипедных походов выходного дня;

4) охарактеризовать рекреационные ресурсы окрестностей Набережных Челнов;

5) разработать велосипедный маршрут из Набережных Челнов в поселок Белоус.

6) осветить вопросы организации и развития веломаршрутов в окрестностях Набережных Челнов.

В процессе исследования было изучено 26 литературных источника. При этом использовали аналитический, логический методы и сравнительно-сопоставительный методы, а также сочетание методов: интервьюирования, анкетирования и метода экспертных оценок.

Структура работы. Данная работа состоит из трех глав, разделенных на 9 параграфов, а также содержит 2 таблицы и 1 рисунок.

1. Характеристика рекреационных ресурсов окрестностей Набережных Челнов

1.1 Общая характеристика велосипедного туризма

Велосипедный туризм (велотуризм) - один из видов туризма, в котором велосипед служит главным или единственным средством передвижения. Понятие «велосипедный туризм» многозначно и относится как к одному из видов активного отдыха, так и к разновидности спортивного туризма [17].

Велотуризм как активный отдых заключается в прохождении на велосипеде маршрутов, содержащих общетуристические и специфические для велотуризма объекты экскурсионного характера. Сложность таких походов может колебаться от простой до крайне высокой, маршруты прокладываются так, чтобы использовать преимущества, которые дает велосипед для быстрого передвижения по маршруту.

Главные отличия таких велопоходов от спортивного велотуризма, ориентированного на получение спортивных разрядов и званий - отказ от преднамеренного усложнения маршрута, деления походов на категории сложности и совмещение спортивной составляющей похода с осмотром культурных и природных достопримечательностей. Среди видов активного отдыха, велосипедный туризм является лидером по скорости передвижения и протяженности маршрутов.

Кроме того, из всех существующих видов путешествий туризм на велосипедах - наиболее выгодный [17]. В отличие от автотранспорта велосипеду не требуется топливо, он может проехать там, где никакой другой вид транспорта не пройдет, на трудно доступной местности его можно перенести на руках, а в экстренных случаях его можно взять с собой в поезд. Путешествовать на велосипеде намного приятнее, чем на общественных видах транспорта, а скорость передвижения значительно выше, чем у пешехода, а с рюкзаком вообще не существует никаких проблем [3].

Наверное, нет такого человека, который бы не умел ездить на велосипеде, ведь этой езде почти все обучаются в детском возрасте. В наше время промышленность выпускает широкий ассортимент дорожных и туристических велосипедов, которые удобны в управлении, быстро набирают скорость и легко тормозят, и при этом немного весят. Кроме того, для такого вида путешествия имеется в продаже специальная одежда, которая дает возможность чувствовать себя довольно комфортно в любых погодных условиях [3].

Путешествие на велосипеде способствует укреплению здоровья. Езда на велосипеде способствует укреплению мышц ног, кроме того, укрепляется и нормализуется деятельность дыхательной и сердечно-сосудистой системы организма. Поездки на велосипедах могут быть короткими и длительными. Как видим, путешествия на велосипедах стали одним из популярных видов летнего отдыха и развлечения.

Существует два вида путешествий на велосипедах - велопоходы и велотуры. Участники велотуров едут без поклажи, так как ее обычно перевозят в сопровождающей машине. Питаются они в кафе и ресторанах, на ночь останавливаются в гостиницах или кемпингах. Принимая участие в велопоходе, воспользоваться благами цивилизации не всегда удастся. Это связано с тем, что маршрут может проходить по таким местам, где их нет и вовсе [3].

Как вид спорта, существует также спортивный велотуризм, в котором выделено шесть категорий сложности походов. Так протяженность велосипедного похода первой категории сложности должна быть не менее 300 км.

Велосипедный туризм за рубежом пользуется большой популярностью, а в некоторых странах даже началось развиваться такое направление туристического бизнеса, как приключенческий туризм [8]. Туристические фирмы начали организовывать походы в самые труднодоступные и экзотические уголки - тропические леса, горы и пустыни. Согласно некоторым данным, ежегодно около миллиона людей путешествуют по странам Европы на велосипедах. В таких странах как Швейцария, Италия, Франция, Испания, Германия на велосипедах путешествует большое количество людей, а количество велосипедов превышает количество автомобилей. Для удобства велосипедистов на дорогах выделены специальные дорожки и стоянки велосипедов.

Если посмотреть на развитие велотуризма в России, то ему пока придается незаслуженно незначительное внимание [3].

Ни для одного человека велотуризм не начинается сразу с многодневных походов. Прежде чем...

Другие файлы:

Дизайн проект интерьеров экологического образовательного центра "Подорожник" в национальном парке "Нижняя Кама"
Тенденции развития экологических троп. История и особенности национального парка "Нижняя Кама". Разработка дизайн проекта экологического образовательн...

Организация велосипедного маршрута "Украинские Карпаты"
Общие сведения о велосипедном туризме, его особенности и преимущества, перспективы развития. Характеристика туристических ресурсов Закарпатья. Организ...

Разработка маршрута туристского похода
Основная методика разработки маршрута, критерии выбора района и протяженность рекреационно-оздоровительного похода. Понятие термина "нитка маршрута"....

Развития велосипедного туризма в Пскове и Псковской области (на примере Бюро путешествий "Континент")
Особенности классификации велосипедного туризма в Российской Федерации. Современные веломаршруты в стране и ближнем зарубежье. Анализ деятельности тур...

Эколого-реабилитационный туризм в Кенозерском национальном парке
Основные принципы и виды экотуризма. Организация и туристское освоение территорий регламентированного использования. Оценка рекреационного потенциала...