Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Спорт и туризм

Развитие и совершенствование координационных способностей у детей младшего школьного возраста на занятиях каратэ

Тип: курсовая работа
Категория: Спорт и туризм
Скачать
Купить
Наиболее эффективные средства и методы развития координационных способностей. Программа тактико-технических действий из восточных единоборств. Методика модернизации физического воспитания учащихся на основе включения в содержание урока средств каратэ.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Актуальность выбранной темы работы заключается в том, что формирование координационных способностей является важным элементом формирования здорового человека, т. к. координационные способности напрямую связаны с работой центральной нервной системы. Важным периодом формирования координационных способностей является возраст 7 - 9 лет, формирование координационных способностей может осуществляться только при занятиях физическими упражнениями. Раньше дети такого возраста много времени проводили на улице, участвуя в коллективных играх (футбол, лапта, игры с мячом и т. д.). Сейчас основным занятием в свободное время стал компьютер. Дворовые игры ушли в прошлое. Таким образом, физическое развитие ребенка, в частности развитие координационных способностей, может осуществляться только в спортивных секциях. В настоящее время очень популярны восточные боевые искусства и много детей посещают соответствующие секции, поэтому в работе рассматриваются методы формирования координационных способностей на занятиях каратэ у детей 7 - 9 лет.

Цель исследования. Развитие и совершенствование координационных способностей у детей младшего школьного возраста на занятиях каратэ.

Объектом исследования является физическое развитие детей младшего школьного возраста на занятиях каратэ.

Предметом исследования является методика развития координационных способностей с помощью каратэ у детей младшего школьного возраста.

Гипотеза. Предполагается, что применение физических упражнений с динамическим характером на занятиях каратэ могут качественно повысить уровень координационных способностей детей младшего школьного возраста. каратэ координационный физическое воспитание

Задачи исследования. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1) установить современное состояние вопроса формирования координационных способностей у детей младшего школьного возраста;

2) выявить наиболее эффективные средства и методы развития координационных способностей;

3) разработать методику формирования координационных способностей у детей младшего школьного возраста средствами каратэ;

4) экспериментально обосновать эффективность данной методики.

Методологическая база и организация исследования

В работе использовались следующие методы.

Анализ литературных источников.

Педагогическое наблюдение.

Тестирование.

Педагогический эксперимент.

Метод математической обработки результатов исследования.

Анализ литературных источников. На всех этапах работы проводился теоретический анализ научно-методической литературы. Он заключался в изучении отечественной, зарубежной научно-методической и специальной литературы по теме дипломного исследования, что необходимо для разработки методологического аппарата работы. На основе анализа формулировалась актуальность и цель исследования, проводилась постановка задач, подбор методов педагогического эксперимента.

Педагогическое наблюдение. Проводилось до начала педагогического эксперимента и в процессе его проведения. Объектом наблюдения которое проводилось до эксперимента является содержанием учебных занятий т.е. характер используемых упражнений и особенностей методики их применения. В ходе эксперимента объектом наблюдения была методика применения специальных упражнений каратэ, и подвижных игр направленных на развитие ловкости у детей младшего школьного возраста.

Контрольное тестирование проводилось в начале и по окончании педагогического эксперимента. Его результаты заносились в специальную карточку - протокол.

Определения уровня развития ловкости. Многообразие видов двигательных координационных способностей не позволяет оценивать уровень их развития по одному унифицированному критерию. Поэтому в физическом воспитании и спорте используют различные показатели, наиболее важными из которых являются:

1) время, затрачиваемое на освоение нового движения или какой-то комбинации. Чем оно короче, тем выше координационные способности;

2) время, необходимое для «перестройки» своей двигательной деятельности в соответствии с изменившейся ситуацией. В этих условиях умение выбрать наиболее оптимальный план успешного решения двигательной задачи считается хорошим показателем координационных возможностей;

3) координационная сложность выполняемых двигательных заданий (действий) или их комплексы (комбинации). В качестве заданий-тестов рекомендуется применять упражнения с асимметричным согласованием движений руками, ногами, головой, туловищем, как наиболее сложные и реже встречающиеся в двигательном опыте человека;

4) точность выполнения двигательных действий по основным характеристикам техники (динамическим, временным, пространственным);

5) сохранение устойчивости при нарушении равновесия;

6) стабильность выполнения сложного в координационном отношении двигательного задания (по конечному результату и стабильности отдельных характеристик движения). Ее оценивают, например, по показателям целевой точности - количеству попаданий при бросках мяча в кольцо в баскетболе, различных предметов в мишень и т.п.

Для проведения педагогического эксперимента нами были отобраны стандартизированные тесты, разработанные профессором В.И. Ляхом:

1) три кувырка вперед;

2) четыре поворота на гимнастической, скамейке;

3) стойка на одной ноге.

Перечисленные выше тесты по определению ловкости и координационных способностей, по нашему мнению позволяют наиболее достоверно определить уровень развития ловкости у детей младшего школьного возраста.

Педагогический эксперимент. Организация и проведение эксперимента:первый этап (сентябрь - октябрь) проводился на базе средней общеобразовательной школы № 36 г. Калининграда, в начальных классах.

В эксперименте приняли участие мальчики и девочки 7-9 лет. Методом попарного отбора отобрано две группы: экспериментальная (15 человек) и контрольная (15 человек). Уровень физической подготовленности групп с некоторой отличительностью в сторону экспериментальной группы. Занятия проводились в урочных и внеурочных формах. В урочной форме занятия проводились два раза в неделю при продолжительности 45 минут, во внеурочной форме (факультативных занятиях) также проводилось в спортивном зале один раз в неделю, при длительности занятия два академических часа (90 минут). На каждом занятии (в базовой части) отводилось 28% от общего времени урока (45 минут) на комплекс упражнений каратэ и 72% на выполнение школьной программы по физическому воспитанию, что составило 12,6 минут и 32,4 минуты соответственно. В начале педагогического эксперимента проведено предварительное тестирование, которое включает в себя 3 контрольных норматива.

1) три кувырка вперед;

2) четыре поворота на гимнастической скамейке;

3) стойка на одной ноге.

Тестирование проводилось в соревновательной форме между учащимися группы.

Основным отличием методик занятий, в экспериментальной группе использовались специальные упражнения каратэ в подготовительной, основной и заключительной частях занятия, в контрольной группе - согласно общепринятой методике, то есть соотношение нагрузок разной интенсивности было одинаково для всех учащихся академических группы.

Учебный процесс осуществлялся по программе утвержденной министерством образования.

Занятия в контрольной группе отводилось 28% от общего времени урока (45 минут) на комплекс упражнений каратэ 72% на выполнение школьной программы по физическому воспитанию, что составило 12,6 минут и 32,4 минуты соответственно.

Занятия в экспериментальной группе давался материал по единой программе Национальной Федерации Киокушинкай каратэ-до. Своеобразие данной программы заключается в том, что в ней отсутствует традиционные нормативы, а материал дается ступенчато по блокам, соответствующим уровню технической подготовленности.

Внимание экспериментатора направляется на целенаправленное повышение эффективности обучения и воспитания.

На втором этапе (ноябрь - декабрь) осуществлялось совершенствование достигнутого уровня двигательных качеств и функционального состояния организма учащихся.

Третий этап (январь - март) отводился на закрепление пройденной техники, поддержание и повышение уровня физической работоспособности и функционального состояния учащихся.

На заключительном этапе - (апрель-май) результаты педагогического эксперимента полученные в ходе контрольного тестирования обрабатывался, с помощью статистических методов и оформлялся в виде дипломной работы.

В течение 1 месяца в период 28.04.2012 по 1.05.2012 количество проведенных учебных занятий 15. Занятия проводились в урочной форме (понедельник, среда) 2 раза в неделю по 45 минут и внеурочной форме (пятница) 1 раз в неделю по 90 минут. Общее время в период эксперимента составило 15 календарных часов, что составляет 900 минут.

Метод математической обработки результатов исследования. Результаты эксперимента проведенного нами подвергались статистическому исследованию. С целью выявления темпов прироста результатов в контрольной и экспериментальной группе. Проведенный статический анализ полученных данных по трем результатам...

Другие файлы:

Анализ развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста на уроках физкультуры с гимнастической направленностью
Особенности развития детей младшего школьного возраста, в частности координации движений. Виды и методы развития координационных способностей. Анализ...

Развитие координационных способностей у детей школьного возраста
Двигательно-координационные способности, основы и методика их воспитания. Задачи развития координационных способностей у детей школьного возраста. Нео...

Методика развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста
Анатомо-физиологическая характеристика детей младшего школьного возраста. Психологические аспекты развития двигательных функций младших школьников. По...

Влияние подвижных игр на развитие координационных способностей учащихся младших классов на секционных занятиях по общей физической подготовке
Средства и методы воспитания координационных способностей учеников. Методика совершенствования пространственной, временной, силовой точности движений...

Подвижные игры как средство развития координационных способностей детей младшего школьного возраста с нарушением слуха
Характеристика координационных способностей детей с нарушением слуха. Подвижные игры как основное средство физического воспитания младших школьников,...