Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Спорт и туризм

Работа учителя физической культуры с детьми с нарушением осанки

Тип: курсовая работа
Категория: Спорт и туризм
Скачать
Купить
Осанка как физиологическое положение позвоночника. Осанка и здоровье школьника. Отклонения в структуре осанки. Факторы, влияющие на формирование осанки. Организация двигательного режима для детей с нарушением осанки на уроке физической культуры.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

ГБОУ РО СПО «Вёшенский педагогический колледж им. М.А. Шолохова»

Выпускная (дипломная) квалификационная работа

по дисциплине «Базовые и новые физкультурно-спортивные виды деятельности»

Работа учителя физической культуры с детьми с нарушением осанки

Специальность: 050720 Физическая культура

Ст- ца Вешенская

2013

Содержание

1. Введение

2. Осанка как физиологическое положение позвоночника

2.1 Осанка и здоровье школьника

2.2 Отклонения в структуре осанки

2.3 Факторы, влияющие на формирование осанки

3. Организация двигательного режима для детей с нарушением осанки на уроке физической культуры

3.1 Проведение наружного осмотра и выявление детей с нарушением осанки

3.2 Разработка комплекса упражнений для коррекции и профилактики заболеваний позвоночника и его внедрение

3.3 Анализ результатов

4. Заключение

  • 5. Литература
  • Приложение

1. Введение

Изменения в жизни общества нашей страны, произошедшие в последнее десятилетие, характеризуются усилением внимания к проблемам реабилитации детей с нарушением осанки.

В процессе морфологического развития период жизни человека от шести лет является самым ответственным в формировании правильной осанки. В стадии активного роста у детей шести и подростков двенадцати- четырнадцати лет могут появиться дефекты осанки.

На рост, развитие, укрепление здоровья и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, условия, в которых развивается ребенок.

Отрицательное влияние на формирование осанки в данном возрасте оказывают вредные привычки, возникающие еще в раннем детстве, а также приобретенные в школьном возрасте, разные положения тела при занятиях, неправильное положение во время сна. Особенно портит осанку неправильная поза при письме и чтении. В последнее время большую популярность у детей приобретают компьютерные игры. Одной из причин нарушения осанки также может быть неправильная поза при нахождении ребёнка за компьютером.

Кроме указанных причин, ухудшают осанку при слабой мускулатуре привычки стоять на одной ноге, читать лежа ни боку, носить в одной и той же руке тяжести (портфель, туго набитый книгами, ведро с водой, корзины с продуктами и т.д.). Отрицательно действует на формирование осанки езда на велосипеде в согнутом положении или на самокате (из-за отталкивания все время одной ногой).

Дефекты осанки связаны с изменением физиологической кривизны позвоночника, их усилением или ослаблением в сагиттальной плоскости. Дефекты осанки связаны с асимметрией плечевого пояса, когда одно плечо и лопатка находится выше или ниже другого.

Распространенные дефекты осанки у детей младшего школьного возраста - выраженные изгибы позвоночника вперед (шейный и поясничный лордозы), назад (грудной и крестцовый кифозы) и боковые (сколиозы). Сложные (комбинированные) виды искривления позвоночника встречаются реже. Дефекты позвоночника связаны с увеличением угла наклона таза. Очевидно, зонами риска, определяющими характер нарушений осанки, являются шейный, грудной и поясничный отделы позвоночника, угол наклона таза, стопа, мышечная система. Нарушения и деформации осанки неблагоприятно сказываются на функциях внутренних органов: затрудняется работа сердца, лёгких, желудочно-кишечного тракта; уменьшается жизненная ёмкость лёгких; снижается обмен веществ; появляются головные боли, повышенная утомляемость; снижается аппетит, ребёнок становится вялым, апатичным избегает подвижных игр.

Под влиянием регулярных занятий физическими упражнениями мышечная система ребёнка укрепляется, что предупреждает формирование неправильной осанки. Под влиянием специальных физических упражнений позвоночник делается более подвижным, устраняются дефекты физиологической кривизны, укрепляются мышцы спины и грудной клетки, создаётся мышечный корсет, который удерживает позвоночник в правильном положении. Следовательно, актуальностью темы дипломной работы является исследования в области работы учителя физической культуры с учащимися средней школы имеющими нарушения осанки.

Цель исследования: изучить работу учителя физической культуры с детьми с нарушением осанки.

Задачи исследования:

1. Изучить понятие «осанка» и здоровье школьника;

2. Описать возможные отклонения в структуре осанки;

3. Описать факторы, влияющие на формирование осанки;

4. Выявить путем проведения наружного осмотра детей с нарушением осанки;

5. Разработать и внедрить комплекс упражнений для коррекции и профилактики заболеваний позвоночника;

6. Проанализировать результаты внедрения комплекса упражнений для коррекции и профилактики заболеваний позвоночника.

Отклонения в структуре осанки учащихся средней школы является объектом данного дипломного проекта.

Предмет исследования работа учителя физической культуры с детьми с нарушением осанки.

Выпускная квалификационная работа носит опытно-практический характер, поэтому состоит из введения, основной части (теоретическая и практическая), заключения, списка использованной литературы и приложения.

Методологическую основу исследования составили: теоретические положения, касающиеся основ возрастной педагогики (А.С.Белкин); концепция личностно-ориентированной педагогики (Д. Дьюи, В.В. Сериков), современная теория управления физическим воспитанием учащейся молодежи (В.И. Лях, В.Б. Мандриков, Л.П. Матвеев), основные положения теории и методики оздоровительной и адаптивной физической культуры (Б.А. Ашмарин, С.П. Евсеев, Л.П. Матвеев), теории и методики физического воспитания и спорта (Ж.К. Холодов).

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы; тестирование; антропометрические исследования; исследования состояния осанки.

Методика использования комплекса упражнений коррекции и профилактики заболеваний позвоночника, а также совершенствования уровня физической подготовленности детей может быть рекомендована к применению в работе учителям физической культуры средних школ на уроках физкультуры, тренеров детских физкультурно-оздоровительных групп и специальных медицинских групп с детьми, имеющими нарушения осанки.

Научная новизна результатов исследования заключатся в:

- выявлении факторов, влияющих на нарушения осанки школьников;

- разработке комплекса упражнений для коррекции и профилактики заболеваний позвоночника с целью коррекции нарушенной осанки.

2. Осанка как физиологическое положение позвоночника

2.1 Осанка и здоровье школьника

Осанка - это положение тела, наиболее привычное для человека, которое он принимает сидя, стоя и во время ходьбы[24].

Правильная осанка (рис.2.1 (1)) вырабатывается в детстве и юности, а после 18 лет выправить её недостатки (рис.2.1 (2)) трудно. В детском и юношеском возрасте, когда хрящевая ткань в позвонках ещё не заменилась полностью костной, особенно важно следить за осанкой, посадкой за столом, партой. Формирование правильной осанки - одна из важнейших задач физического воспитания в школе.

Рис.2.1. Осанка школьника

Для формирования правильной осанки и устранения её дефектов необходимо равномерно развивать мышцы всего тела, акцентируя внимание на развитии статической силы мышц спины, брюшного пресса и плечевого пояса, а также на развитии и подвижности позвоночника[31, C 23]. Необходимо научить детей уметь оценивать положение различных частей тела в пространстве (головы, туловища, ног). Начинать обучение следует с постановки головы и плечевого пояса. От правильного положения головы в силу действия шейно - тонических рефлексов зависит распределение тонуса мышц, удерживающих туловище и голову.

Типы осанки

Рис.2.2.Типы осанки.

Прямой тип осанки.

Характерные признаки: отклонение точек головы, плечевого, тазобедренного и коленного суставов в сагиттальной плоскости от вертикальной линии на малые и средние величины. При малых и средних отклонениях точек всех звеньев тела продольные их оси приближаются к прямой вертикальной линии. При прямой осанке (рис.2.2. а) все звенья тела располагаются в наиболее выгодном положении для удержания их в равновесии. Голова поставлена прямо, туловище выпрямлено с развёрнутым плечевым поясом, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах и стоят вертикально. Позвоночник имеет углубления и возвышения примерно одинаковой величины.

Прогнутый тип осанки (лордотическая осанка).

Характеризуется большим отклонением точек тазобедренного и коленного суставов и малым отклонением точек головы и плечевого сустава от вертикали (рис.2.2. б). Поясничный изгиб (лордоз) больше грудного, тело прогнуто в поясничной области, живот выступает вперёд.

Сутулый тип осанки (кифотический).

Характерные признаки: бо...

Другие файлы:

Медико-биологическое состояние детей с нарушением осанки, занимающихся в специальной школе-интернате
Изучение основных причин нарушения осанки у детей, которое не является заболеванием и при своевременных оздоровительных мероприятиях не прогрессирует,...

Коррекция осанки у студентов 1-2 курсов специальной медицинской группы с нарушением осанки
Привычное положение человека в покое и в движении. Сколиотическая болезнь, заболевания опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. Средства ре...

Методика коррекции физического развития и физической подготовленности детей с нарушением осанки
Характеристики и причины возникновения нарушений осанки. Особенности физического развития и физической подготовленности детей с нарушениями осанки. Пр...

Профессиональная подготовка, психологическая природа и закономерности деятельности учителя физической культуры
Психологические особенности личности учителя физической культуры как субъекта педагогического процесса. Роль учителя в процессе физического воспитания...

Формирование осанки у детей младшего школьного возраста на уроке физической культуры
Формирование правильной осанки детей в процессе специальной тренировки опорно-двигательного аппарата. Основные требования к правильной осанке, упражне...