Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Спорт и туризм

Психологическая подготовка юных волейболистов

Тип: дипломная работа
Категория: Спорт и туризм
Скачать
Купить
Основы физической, психологической и тактической подготовки спортсменов. Измерение психического состояния юных волейболистов путем анализа ситуативной тревожности и волевой саморегуляции. Формирование в тренировочном процессе моральных качеств игроков.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

1

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические и методологические основы подготовки волейболистов

1.1 Физическая подготовка волейболистов

1.1.1 Понятие физической подготовки спортсменов

1.1.2 Особенности физической подготовки волейболистов

1.2 Психологическая подготовка волейболистов

1.2.1 Содержание психологической подготовки спортсменов

1.2.2 Своеобразие психологической подготовки волейболистов

1.3 Тактическая подготовка волейболистов

1.3.1 Основы тактической подготовки волейболистов

1.3.2 Психологические методы регуляции технико-тактических действий волейболистов

1.4 Выводы

Глава II. Исследование уровня психологической подготовки на примере юных волейболистов

2.1 Анализ литературы по проблеме исследования

2.2 Цель, задачи методы и организация исследования

2.3 Измерение психического состояния спортсменов посредством выявления ситуативной тревожности (шкала Ч. Спилбергера)

2.4 Изучение психологических особенностей команды волейболистов методом социометрии

2.5 Выводы

Глава III. Рекомендации по повышению уровня психологической подготовки волейболистов

Заключение

Список использованной литературы

Введение

психологический спортсмен волейболист тревожность

Волейбол является одной из самых распространенных и любимых игр во многих странах мира. Эта игра способствует всестороннему физическому развитию человека.

В последние годы в волейболе обострилась конкурентная борьба на внутренней и международной аренах. Многие команды имеют большой арсенал технических и тактических приемов и готовы бороться за первенство. Современный волейбол предъявляет высокие требования к функциональному состоянию организма, к физическим и психологическим качествам игроков. В этой игре наиболее важны такие качества как быстрота движения, координационные способности, прыгучесть, сила, мышление. Способность волейболистов быстро ориентироваться в постоянно меняющихся ситуациях, выбирать наиболее рациональные действия, быстро переходить от одних действий к другим приводит к достижению высокой подвижности нервных процессов. Волейбол, как спортивная игра, характеризуется очень высокой, по сравнению с другими видами спорта, эмоциональной и интеллектуальной насыщенностью. В силу своей эмоциональности игра в волейбол требует от спортсмена эффективного переживания эмоциональных состояний.

Таким образом, психологические особенности деятельности волейболистов определяются правилами игры, характером игровых действий, объективными особенностями соревновательной борьбы.

В связи с обострением спортивной конкуренции и обусловленным этим повышением требований к уровню выступлений спортсменов роль психологического фактора в этой сфере деятельности становится все более ощутимой (А.В. Алексеев, 1971; Б.А. Вяткин, 1978; В.И. Моросанова, 1984; Я.И. Эминбейли, 1991, и др.). Поэтому, на современном этапе развития спорта проблема повышения эффективности самой системы психологической подготовки спортсменов занимает одно из первых мест (Ю.Я. Киселев, 1977., Е.П. Ильин, 1972., А.А. Красников, 1991., Н.И. Непомнящая, 2001), а дальнейшие исследования психических состояний спортсменов являются важной составляющей для совершенствования учебно-тренировочного процесса (Р.М. Найдиффер, 1979., Л.С. Выготский, 1956., Г.Д. Бабушкин, 1980., Е.Н. Гогунов, 2000., П.А. Рудик, 1960.).

Психологическая подготовка спортсменов непосредственно связана с управлением тренировочным и соревновательным процессами. Проблема психологической подготовки волейболистов является актуальной на сегодняшний день в связи с нестабильностью и чрезвычайностью различных ситуаций, вызывающих у человека состояния длительного психического напряжения во время игры. Следовательно, разработка системы эффективной психологической подготовки волейболистов необходима сегодня для ее дальнейшего применения с целью своевременной профилактики стрессовых состояний и состояний нервно-психического напряжения, что будет способствовать повышению эффективности соревновательной деятельности. Анализ литературы показал, в спортивной психологии различные аспекты психологической подготовки в основном изучалась применительно к высококвалифицированным спортсменам (Б.Б. Косов, Р. Фрестер, А.В. Родионов, С.П. Четвертаков, С.В. Кочеткова и др.), и недостаточное внимание уделялось исследованиям процесса подготовке юных спортсменов, что позволяет признать настоящее исследование актуальным.

В связи с актуальностью и недостаточной освещенностью в научных трудах проблемы психологической подготовки юных волейболистов целью данной работы является изучение и анализ существующих в настоящее время методов подготовки юных волейболистов.

Поставленная цель определяет следующие задачи исследования:

1. Изучить научную и методическую литературу по теме исследования.

2. Выявить основные методологические подходы к проблеме психологической подготовленности юных баскетболистов,

3. Опытно-экспериментальным путем провести исследование уровня психологической подготовки юных волейболистов.

4. Разработать методические рекомендации по повышению уровня психологической подготовленности волейболистов.

Гипотезой исследования явилось предположение о том, что уровень психологической подготовки юных волейболистов 14-15 лет к соревновательной деятельности будет повышаться при использовании эффективной методики психологической подготовки. Это позволит своевременно скорректировать процесс подготовки волейболистов 14-15 лет к соревнованиям и повысить эффективность соревновательной деятельности игроков.

Объект исследования: процесс подготовки волейболистов к соревнованиям. Предмет исследования: методы психологической подготовки юных волейболистов.

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования:

- анализ научной и методической литературы,

- метод опроса (анкетирование);

- педагогическое наблюдение;

- сравнительный анализ;

- математическая обработка данных.

В качестве экспериментальных методов исследования психологической подготовки в работе были использованы следующие:

1. Психологическое изучение волейбольной команды методом социометрии.

2. Исследование волевой саморегуляции волейболистов.

3. Исследование состояние периферического поля зрения волейболистов.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, списка литературы и приложений.

Глава I. Теоретические и методологические основы подготовки волейболистов

1.1 Физическая подготовка волейболистов

1.1.1 Понятие физической подготовки спортсменов

В теории физического воспитания различают общую и специальную физическую подготовку. Главная черта, характеризующая высокий уровень общей физической подготовленности - это умение сознательно владеть движениями своего тела, достигая наибольших результатов в кратчайшие сроки при наименьшей затрате сил. Специальная физическая подготовка связана с профессиональной или спортивной деятельностью, спецификой выбранного занятия.

В ряде литературных источников (Л.П. Матвеев (1987), Н.Г. Озолин (1985), Л.О. Романов (1984), В.М. Заумерский (1984), З.И. Кузнецова (1981)) физическую подготовленность характеризуют совокупностью таких физических качеств, как сила, быстрота, выносливость, ловкость. Она в значительной степени определяется морфологическими особенностями; функциональным состоянием всего организма и отдельных его систем и в первую очередь - сердечно-сосудистой и дыхательной систем [16, С. 26].

А.Д. Новиков (1987) считает, что физическая подготовка спортсмена - это воспитание физических качеств, способностей, необходимых в спортивной деятельности, совершенствование физического развития, укрепление и закаливание организма,

Н.А. Лупандина (1980) подразделяет физическую подготовку на общую и специальную. Под общей физической подготовкой подразумевается разностороннее воспитание физических способностей, включая уровень знаний и навыков; основных жизненно важных или, как говорят, прикладных естественных видов движений. Под специальной подготовкой понимается развитие физических способностей отвечающих специфическим особенностям и требованиям избранного вида спорта

Н.Г. Озолин (1985), Б.А. Ашмарин (1978), так же как и Н.А. Лупандина (1980) разделяют физическую подготовку на общую и специальную, но предлагают подразделить последнюю на две части: предварительную, направленную на построение специального фундамента, и основную, цель которой - более широкое развитие двигательных качеств применительно к требованиям избранного вида спорта [23, С. 11].

При этом Н.Г. Озолин (1985) предполагает трехступенчатость в процессе достижения наивысшей физической подготовленности, причем, на первом этапе должны соче...

Другие файлы:

Подготовка юных волейболистов
Данная книга является вторым, исправленным и дополненным, изданием учебного пособия по волейболу для тренеров детских и юношеских спортивных коллектив...

Развитие координационных способностей и их влияние на освоение техники игры у юных волейболистов
Волейбол как игровой вид спорта. Физиологические особенности и техническая подготовка волейболистов 11-14 лет. Разработка комплекса специальных упражн...

Психологическая подготовка юных волейболисток к соревнованиям с учетом эмоциональной устойчивости
Характеристики соревновательной деятельности в волейболе. Структура соревновательной деятельности волейболисток. Психологическая подготовка волейболис...

Изометрические упражнения как средство общесиловой подготовки волейболистов 12-14 лет
Место силовых упражнений в системе физического воспитания школьников. Влияние занятий спортом на физическое развитие учащихся. Педагогические и возрас...

Физическая подготовка на начальном этапе у юных футболистов
Возрастные особенности юных футболистов и изменения, происходящие в организме под влиянием занятий футболом. Основы общей и специальной физической под...