Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Спорт и туризм

Программа развития физической культуры и спорта в Забайкальском крае (на примере ГУДОД СДЮСШОР Забайкальского края)

Тип: дипломная работа
Категория: Спорт и туризм
Скачать
Купить
История развития, современные тенденции и проблемы физической культуры и спорта в России. Роль и задачи детско-юношеского спорта, история создания, характеристика, анализ финансово-хозяйственной и воспитательной деятельности школы Олимпийского резерва.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ

(на примере ГУДОД СДЮСШОР Забайкальского края)

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И РАЗВИТИЯ СПОРТА

1.1 История развития физической культуры и спорта в России

Рассмотрение механизма развития физической культуры и спорта, прежде всего, требует изучения сущности и структуры объекта исследования. В связи с этим, необходимо получить представление, что же из себя представляет физическая культура и спорт.

Существуют различные подходы к определению понятия физической культуры и спорта. Анализ литературных источников позволяет выделить две основных точки зрения по этому вопросу.

Согласно первой физическая культура определяется как средство физического совершенствования людей посредством физической активности, а спорт рассматривается как ее составляющая часть. Теория и методика физической культуры: Учебное пособие / Под ред. Ю.Ф.Курамшина, В.И.Попова. - СПб., 1999. - 324 с.

В частности в Федеральном законе РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» понятие «физическая культура» трактуется как составная часть культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности. Спорт определяется как составная часть физической культуры, исторически сложившаяся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям. В то же время система физической культуры и спорта представляется в Законе как совокупность государственных и общественных организаций, осуществляющих деятельность в целях физического воспитания населения и развития спорта в Российской Федерации. Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. №80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"

Однако имеет право на существование и другая точка зрения, рассматривающая спорт и физическую культуру как два относительно самостоятельных явления. Платонов В.Н., Гурвич С.С. Структура и методология теории спорта. - Л., 1986. Согласно этому определению под спортом понимается система организации и проведения соревнований и учебно-тренировочных занятий по определенным комплексам физических упражнений.

При этом в качестве аргументов, определяющих самостоятельность спорта, выделяют следующие:

- направленность спорта на достижение максимально доступных результатов, в то время как физическая культура в основном направлена на оздоровление населения;

- наличие видов спорта, не связанных с двигательной активностью или с недостаточной двигательной активностью;

- наличие большого количества видов спорта, труднодоступных для использования в качестве средств физической культуры;

- высокое развитие в области спорта сферы экономических отношений, направленных на удовлетворение интересов субъектов этих отношений.

Итак, спорт является составной частью физической культуры, хотя ставит перед собой несколько иные цели и ориентирован в большей степени на соревновательную деятельность. Однако в контексте изучения услуг ФКиС и физическая культура, и спорт выполняют сходные функции, что позволяет говорить о них как о целом.

Физическая культура и спорт по своей природе полифункциональна. В ходе исторического развития общества круг функций ФКиС постоянно расширялся и на современном этапе развития общества во многом качественно трансформировался. Однако было бы ошибкой считать, что все то, в чем проявляется влияние ФКиС на личность и общество, есть их собственные функции. В данном случае, как считает В.Н.Платонов, правомерно говорить не о собственных специфических функциях физической культуры и спорта, а о функциональных связях, объединяющих его с другими факторами или сторонами социальной реальности. Теория спорта / Под общ. ред. В.Н.Платонова. - М., 1987.

Рассматривая физическую культуру и спорт как систему, необходимо выделить следующие ее функции, не замыкающиеся в жестких рамках, и реализующиеся в различных сферах человеческой деятельности: соревновательно-эталонная, эвристическо-достиженческая, воспитательная, оздоровительно-рекреативная, зрелищная, коммуникативная, политическая и экономическая. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта в и системы подготовки спортсменов. - Киев, 1999. - 320 с.

Рассмотрим далее историю развития физической культуры и спорта в России. Основы русской национальной системы физической подготовки вооруженных сил начали закладываться еще в начале XVII века, но оформление их произошло лишь в конце XVII- начале XVIII веков в процессе обучения потешных полков Петра I.

При Петре I государство начало особенно активно вмешиваться в процесс развития физической культуры, подчиняя ее задачам укрепления государства. Наиболее яркими моментами в развитии физической культуры в России в период реформ Петра I явились: регламентация основ русской национальной системы военно-физической подготовки и введение физического воспитания в систему дворянского образования. Характерной чертой в истории развития физической культуры этого периода было дальнейшее обособление дворянской физической культуры и противопоставление ее народной физической культуре не только по своей направленности, но и по своим средствам. Если в русском централизованном государстве XV-XVII веков физическая культура господствующего класса по своим средствам еще во многом была связана с народной, то при Петре I дворянская физическая культура стала тяготеть к западноевропейским образцам. Зуев В.Н. Нормативно-правовое регулирование в сфере отечественной физической культуры и спорта. - С-Пб, 2001. С. 6-15.

В юности Петр I организовал «потешные полки» из мальчиков подмосковных сел - Преображенского и Семеновского. «Его императорское величество, -сообщает один из участников "потех" Петра граф Матвеев, - повелел набрать из разных чинов людей молодых и учить их пехотного и конного упражнения во всем». Эти упражнения, или, как они тогда были названы, «экзерциции», заключались в стрельбе в цель из мушкетов и луков, изучении ружейных приемов, строевой подготовке в пешем и конном строю, тактических учениях, преодолении полевых препятствий и в военных играх. В процессе этих занятий зарождались основы будущей военно-полевой гимнастики.

С 1688 года наряду с сухопутными «потехами» начали устраиваться «потехи» на воде - сперва на реке Яузе, затем па Переяславском озере, а с 1693 года - на Белом море, близ Архангельска.

Уже в первом серьезном испытании под Нарвой (1700 год) выявилась высокая степень боевой и физической подготовленности гвардейских, бывших «потешных», полков. Преображенский и Семеновский полки отражали все атаки шведов, показывая образцы моральной стойкости, физической выносливости и военного мастерства.

Новая военно-педагогическая система, созданная Петром, явилась базой, на которой по-новому стала формироваться система физической подготовки армии и флота. Эта система нашла свое отражение в системе образования дворянской молодежи как в учебных заведениях, так и в повседневном быту.

Указом Екатерины I в 1726 году была введена регламентация одного из наиболее распространенных и массовых видов народных развлечений, в особенности среди горожан, - кулачных боев. Указ требовал обязательности соблюдения правил боя, запрещал приемы, опасные для жизни, устанавливал определенную форму организации боя (выделение «сотских», «пятидесятских» и «десятских») и вводил полицейский контроль за его проведением.

Подверглись регламентации народные виды упражнений у казаков. С давних пор у казаков, населивших окраинные районы России (на Урале, Дону, Кубани) и составлявших заслоны от набегов соседей-кочевников, существовала самобытная система военно-физической подготовки. Казаки с детских лет обучались езде верхом, с помощью различных упражнений развивали в себе ловкость, силу, выносливость, мужество и другие качества. Скачки и препятствия, стрельба в цель на скаку, различные сложные упражнения наездников, борьба, бег, плавание были основными средствами в их системе военно-физической подготовки. Стремление к наибольшей централизации власти со стороны царского правительства выразилось по отношению к казакам в решительном наступлении на казацкие «вольности». Преобразование казацкого войска, разделение его на полки и включение в систему организации всей русской армии устанавливало и определенные требования в отношении военного обучения казаков. Проводя эти мероприятия и в то же время, учитывая специфику и традиции казачьего войска, правительство не пыталось преобразовывать старую самобытную систему военно-физического воспитания казаков, но подчинило ее требованиям новой военной организации.

В борьбе против попыток насадить в русской армии прусские порядки, настойчиво предпринимавшихся иностранцами-временщиками низкопоклонствующими перед иностранщиной придворными кругами, укреплялись и получали дальнейшее развитие Петровские традиции в обучении и воспитании солдат. Развитые фельдмаршалом П. А. Румянцевым, они легли в основу созданной в конце XVIII века вели...

Другие файлы:

Особенности региональной молодежной политики на примере Забайкальского края
Сущность региональной молодежной политики, ее функции и нормативное регулирование. Стратегия реформирования физической культуры и спорта Забайкальског...

Правовое регулирование Забайкальского края
Правовое регулирование местного самоуправления в Забайкальском крае. Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, лесными и другими п...

Развитие детско-юношеского спорта в Забайкальском крае: проблемы и перспективы
Роль физической культуры в развитии общества. Физическая культура и спорт как процесс воспитания личности. Развитие физической культуры и спорта как н...

Буряты в Забайкальском крае
Особенности своеобразной этнической истории Забайкальского края, состав населения и языковая ситуация региона. Характеристика образа жизни, духовной к...

Иностранные инвестиции в Забайкальском крае и их регулирование
Накопленный промышленный и научно-образовательный потенциал Забайкальского края. Реализация инвестиционных проектов с участием инвесторов. Китайские в...