Принципы разработки и организации познавательных туристских путешествий в исламском регионе РФ
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Содержание
Введение
Глава 1. Содержательные и организационные особенности познавательного туризма
1.1 Сущность и принципы организации познавательных туров
1.2 Организационные особенности познавательного туризма при ознакомлении с элементами религиозной культуры
Глава II. Основные черты культуры мусульманских народов России
2.1 Место ислама в общечеловеческой культуре
2.2 География проживания и культура мусульманских народов РФ
2.3 Важнейшие историко-архитектурные объекты ислама на территории РФ
Глава III. Принципы разработки и организации познавательных туристских путешествий в исламском регионе РФ (на примере районов компактного проживания татар Астраханской области)
3.1 Ресурсы познавательного туризма с ознакомлением с исламской культурой в рассматриваемом регионе
3.2 Примеры туристских маршрутов по территории выбранного региона
3.3 Организационные проблемы разработки программы туристского путешествия
Заключение
Список использованной литературы
Введение
познавательный туризм ислам
Актуальность темы работы состоит в том, что в настоящее время смысл и назначение многих культовых объектов приобретает свой изначальный смысл, они становятся объектами поклонения и объектами познания. Следовательно религиозные ценности - это часть культурного наследия и объекты туризма.
Необходимо отметить что, религиозный туризм играет большую роль в системе международного и внутреннего туризма. Люди отправляются в паломнические и экскурсионные поездки по святым местам и религиозным центрам. Они стремятся принять участие в религиозных церемониях, помолиться, совершить жертвоприношения. Религия влияет на формирование самосознания и стереотипов поведения людей. Она выступает элементом общественной системы и во многих случаях -- одним из важнейших.
Религиозный туризм является составной частью современной индустрии туризма. У него есть свои разновидности: паломничество и познавательные туры религиозной направленности.
В XX в. бурно развивалась индустрия туризма, совершенствовались средства транспорта и связи. У людей появилось больше возможностей посещать святые места своей религии. Одновременно возникло желание приобщиться к духовным достижениям народов других стран, понять суть их религии. Можно предположить, что это отчасти вызвано определенным кризисом религий, наступившим в связи с бурными изменениями всех сторон жизни человечества в последние несколько десятилетий.
Паломников интересует непосредственное участие в религиозных культах. Социально-психологическая база паломнического туризма уже, чем религиозного. Паломники в основном исповедуют ту религию, святым местам которой они приехали поклониться. Экскурсии, посещение музеев, выставок для них -- вторичная, сопутствующая задача или вообще мало интересны.
Религиозные туристы и в первую очередь паломники пускаются в путешествие, когда у них возникает потребность совершить нечто большее, чем обычные культовые действия в условиях обычной среды их проживания. Люди отправляются в поездки по святым местам с разными мотивами: помолиться, решить личные проблемы, найти себе подходящую религию, духовную школу и систему ценностей, познакомиться с культурным наследием страны.
Объектами привлечения религиозных туристов являются святые места и центры религий. Поездки туда могут быть обусловлены культовыми актами, праздниками, фестивалями, проходящими в определенное время года. При международных поездках туристам следует пройти таможенные, валютные, визовые и другие формальности. На российском рынке туризма уже сформировались фирмы, занимающиеся практической организацией поездок паломников и экскурсантов и специализирующиеся на предоставлении услуг в области религиозного туризма.
Предметом исследования является организация культурно-познавательных туров.
Объект исследования - памятники религиозной культуры как туристский ресурс (на примере культуры исламских народов Российской Федерации).
В истории культуры особое значение имело возникновение трех мировых религий: буддизма, христианства и ислама. Эти религии внесли существенные перемены в культуру, вступив в сложное взаимодействие с различными ее элементами и сторонами.
Религиозная культура как духовность существует в форме собственно религии, религиозного искусства, религиозной философии и т.д. Взаимодействие этих форм ведет к появлению религиозных институтов, религиозной этики, практики, политики, права и т.д.
Роль религии в истории мировой культуры заключалась не только в том, что она даровала человечеству «священные» книги (Библия, Коран, Веды) - источники мудрости, доброты и творческого вдохновения. Религия оказала немалое влияние на духовную культуру разных стран и народов. Этим и определяется актуальность темы данной работы.
Ислам своими корнями уходит в ту же почву и питается теми же идеями, что христианство и иудаизм. Ислам - это не только свод религиозных обязанностей мусульманина, это социально-психологические, а зачастую и этно-психологические установки, формирующие определенный стереотип поведения и мышления. Ислам пронизал все сферы жизни и деятельности мусульманина, все отношения и институты мусульманского общества.
Основная цель данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть особенности организации и перспективы развития познавательного туризма в соотношении с ценностями религиозной культуры.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
Определить содержательные и организационные особенности познавательного туризма
Охарактеризовать основные черты культуры мусульманских народов России
Осуществить разработку познавательных туристских путешествий в исламском регионе РФ (на примере районов компактного проживания татар Астраханской области) .
Рассматривая историографию вопроса, укажем, что региональный вариант ислама слабо исследован и практически не освещен в научной литературе. Немного внимания уделяла исламской проблематике и пресса, затрагивая лишь отдельные, чаще фактографические и традиционно-культурные аспекты. Общественное же мнение вполне естественно, без особых эмоций воспринимало соседство с мусульманами, участвуя вместе с ними в совместной трудовой деятельности, приглашая друг друга на праздники и т. п.
В последние годы стали доступными труды имама-мухтасиба губернии, видного историка-краеведа и методиста-составителя актуальных и до сего дня учебников по исламу и арабской грамоте, затем репрессированного, А.И. Умерова (1867-1933), а также содержательные «Воспоминания» его последовательного, хотя и заочного оппонента, выпускника медресе, ставшего красногвардейцем в Астрахани, а впоследствии -- крупным советским работником, И.М. Махмудова (1898-1970). В середине 20-х гг. XX в. Астрахань и окрестности посетил, оставив интересные наблюдения и аналитические выводы, известный религиовед Н.М. Маторин. В довоенные годы в исламоведческих исследованиях по Астраханскому региону (тогда он именовался округ или межрайон), наступил длительный перерыв. Серьезным импульсом для изучения поликонфессионального развития и межрелигиозного сотрудничества стал 400-летний юбилей Астрахани, в связи с которым были изданы небольшие, но интересные краеведческие работы. Опыт этот был использован и продолжен в последующих, более крупных изданиях. Привлекали астраханскую проблематику, уделяя ей место в своих работах, и известные ученые из столицы и других регионов: Москвы (Г.А. Федоров-Давыдов, М.Б. Полубоярино-ва, Н.Б. Голикова, В.О. Бобровников, И.В. Зайцев, Ю.М. и Т.Ю. Кобищановы, А.В. Ма-лашенко, А.А. Игнатенко, Р.Г. Ланда, С.М. Исхаков, С.М. Маркедонов, С.Ф. Фаизов, Б.А. Ахмедханов), Ростова-на-Дону (В.В. Черноус, И.П. Добаев, Х.Т. Курбанов), Поволжья, включая Волгоград, (С.В. Голунов), Саратов, Казань (И.Г. Гиззатуллин, Г.Б. Балтанова, Д.М. Исхаков и многие другие) и Ульяновск (А.К. Магомедов). Заинтересовались ею и представители стран нынешнего «дальнего зарубежья» (Великобритания, Франция, США, Япония). Отметим статьи молодого французского журналиста Файиза Ани (Хэнни) из семьи алжирских эмигрантов, посетившего Астрахань осенью 1997 г. . В самой Астраханской области неоднократно обращались к проблемам мусульман журналисты З.З. Муратова, Н.З. Баширов, Г.Ш. Булатов и А.С. Истилеев, Х.Р. Саткаев, сотрудник УВД по области полковник Р.Х. Галискаров, а также местный краевед Ш.К. Сиражетдинов (Икрянинский район).
Новизна исследования заключается в повышении привлекательности туризма по регионам исламской культуры.
Глава 1. Содержательные и организационные особенности познавательного туризма
1.1 Сущность и принципы организации познавательных туров
Современный мир и, в первую очередь, экономически наиболее развитые государства ощущают, что научно-технический и социальный прогресс предопределил интенсивный процесс перемещения производительных сил из сферы материального производства в сферу быта и досуга. Существенно изменилась социально-культурная среда, утвердились новые общественные, групповые, семейные и индивидуальные ценности.
В условиях, когда сложившаяся к началу третьего тыся...
Туризм
Определение основных понятий и терминов предмета «туризм». Понятие «путешествие», как перемещения людей во времени и пространстве, которое предусматри...
Организация досуга в гостиницах и туристских комплексах
Сущность досуга в гостиницах и туристских комплексах, принципы его организации и реализации на современном этапе с учетом потребностей гостей. Разрабо...
Практическая работа в туристическом агентстве на примере "Гранд-тур"
Проектирование туристских маршрутов, организация и проведение разных видов туристских путешествий в ТОО "Туристическое Агентство "Гранд-тур". Практиче...
Норвегия, экологический вид туризма и экономический класс обслуживания
Теоретико-методологические основы эффективной организации туристской деятельности, разработки туристских маршрутов и соответствующей программы обслужи...
Туристско-рекреационный потенциал Гомельской области
Оценка географического положения и общие сведения о регионе, оценка его природных и познавательных туристских ресурсов. Территориальные различия в раз...