Особенности изменения здоровья баскетболистов и процессы организации профилактически-реабилитационного мероприятия в системе подготовки спортивных резервов
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Содержание
- Глава 1. Теоретические предпосылки формирования профилактических и реабилитационных мероприятий в системе подготовки спортсменов
- 1.1 Реабилитационные мероприятия при занятиях физическими упражнениями
- 1.2 Проблемы профилактически-реабилитационного направления в системе подготовки спортсменов
- Глава 2. Профилактически-реабилитационная технология в системе подготовки спортсменов (баскетболистов)
- 2.1 Физическая реабилитация в баскетболе
- 2.2 Особенности изменения состояния здоровья баскетболистов в процессе физической подготовки
- 2.3 Особенности пользы баскетбола для здоровья в системе подготовки
- Выводы
- Практические рекомендации
- Список использованной литературы
Введение
Актуальность исследования. Спорт высших достижений как особый вид деятельности в значительной мере влияет на состояние здоровья занимающихся. Вместе с тем, оптимальный уровень здоровья является необходимой и обязательной основой высокой результативности и надежности спортсмена.
Профессиональное здоровье спортсмена - это процесс сохранения и развития регуляторных свойств организма, его физического, психического и социального благополучия, обеспечивающих высокую надежность профессиональной деятельности, спортивное долголетие и максимальную продолжительность жизни.
Возникновение у спортсменов различных заболеваний и травм самым негативным образом влияет как на эффективность процесса подготовки и, следовательно, соревновательный результат, так и на дальнейший ход спортивной карьеры.
Решению данной проблемы способствует активное интегрирование профилактически-реабилитационного направления в многолетний процесс спортивной подготовки на правах полноценного структурного компонента, специфика которого заключается в конгломеративном сочетании педагогических, медико-биологических, психологических, содержательно-профессиональных, организационных и других аспектов, при доминирующем значении первых.
Гипотеза - предполагалось, что использование профилактически-реабилитационного мероприятия в качестве структурного компонента многолетней системы подготовки спортивных резервов будет способствовать совершенствованию учебно-тренировочного процесса и повышению спортивного мастерства спортсменов баскетболистов.
Полноценное участие индивида в спортивной деятельности предполагает осуществление учебно-тренировочного процесса в соответствии с персонифицированным планом, поступательный рост соревновательных результатов, профессиональную самореализацию и надежность. Достижение этой задачи является основным фактором, организующим функциональную систему профилактики и реабилитации.
Предметом исследования - особенности изменения здоровья баскетболистов и процессы организации профилактически-реабилитационного мероприятия в системе подготовки спортивных резервов.
Объектом исследования является спортивная деятельность баскетболистов.
Цель исследования - разработка и обоснование научных основ и технологии реализации профилактически-реабилитационного мероприятия в системе подготовки спортивных резервов.
Задачи:
1. провести теоретико-методологический анализ профилактическо-реабилитационных мероприятий в системе подготовки спортсменов;
2. изучить особенности баскетбола, его особенности как подвижного и травмоопасного вида спорта;
3. составить план профилактически-реабилитационных мероприятий в системе подготовки баскетболистов.
При написании данной работы использованы следующие методы исследования: сравнение, наблюдение, эксперимент, обобщение.
Новизна исследования. Результативность системы во многом зависит не только от функционирования отдельных элементов, входящих в блоки медико-педагогического анализа и профилактически-реабилитационных мероприятий, но и от ее внешних компонентов.
На современном этапе развития спорта высших достижений повышение эффективности процесса подготовки возможно посредством оптимизации состояния здоровья занимающихся. Для этого необходимы дальнейшая интеграция профилактически-реабилитационного мероприятия в многолетнюю систему подготовки спортсменов, а также разработка новых технологий общего и частного характера для различных видов спорта, в нашем случае - баскетбола.
Практическая значимость. Разработаны практические рекомендации по организации и применению профилактики-реабилитационных технологий, определены критерии эффективности профилактики реабилитационных воздействий, а так же установлены оптимальные периоды их реализации.
баскетбол профилактический реабилитационный подготовка
Глава 1. Теоретические предпосылки формирования профилактических и реабилитационных мероприятий в системе подготовки спортсменов
1.1 Реабилитационные мероприятия при занятиях физическими упражнениями
Главной задачей физической реабилитации является полноценное восстановление функциональных возможностей различных систем организма и опорно-двигательного аппарата (ОДА), а также развитие компенсаторных приспособлений к условиям повседневной жизни и труду. К частным задачам реабилитации относятся:
восстановление бытовых возможностей больного, т.е.
способности к передвижению, самообслуживанию и выполнению несложной домашней работы;
восстановление трудоспособности, т.е. утраченных инвалидом профессиональных навыков путем использования и развития функциональных возможностей двигательного аппарата;
предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, т.е. осуществление мер вторичной профилактики.
Цель реабилитации - наиболее полное восстановление утраченных возможностей организма, но если это недостижимо, ставится задача частичного восстановления либо компенсация нарушенной или утраченной функции и в любом случае - замедление прогрессирования заболевания. Для их достижения используется комплекс лечебно-восстановительных средств, среди которых наибольшим реабилитирующим эффектом обладают: физические упражнения, природные факторы (как естественные, так и переформированные), различные виды массажа, занятия на тренажерах, а также ортопедические приспособления, трудотерапия, психотерапия и аутотренинг. Даже из этого перечня видно, что ведущая роль в реабилитации принадлежит методам физического воздействия и чем дальше от этапа к этапу она продвигается, тем большее значение они имеют, со временем составив ветвь, или вид, под названием "физическая реабилитация".
Физическая реабилитация - составная часть медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, система мероприятий по восстановлению или компенсации физических возможностей и интеллектуальных способностей, повышению функционального состояния организма, улучшению физических качеств, психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма человека средствами и методами физической культуры, элементов спорта и спортивной подготовки, массажа, физиотерапии и природных факторов (В.Г. Дмитриев). Или короче: физическая реабилитация - это составная часть медицинской и социально-трудовой реабилитации, использующая средства и методы физической культуры, массаж и физические факторы.
Физическую реабилитацию следует рассматривать как лечебно-педагогический и воспитательный процесс или, правильнее сказать, образовательный процесс. Основным средством физической реабилитации являются физические упражнения и элементы спорта, а применение их - всегда педагогический, образовательный процесс. Качество его зависит от того, насколько методист овладел педагогическим мастерством и знаниями. Поэтому все законы и правила общей педагогики, а также теории и методики физической культуры чрезвычайно важны в деятельности реабилитатора - специалиста по физической реабилитации. Он должен быть, прежде всего, хорошим педагогом - специалистом по физическому образованию, физической культуре и в то же время обладать глубокими знаниями сущности патологических процессов и болезней, с которыми ему приходится встречаться у своих пациентов. Он обязан уметь определять, какие методы и средства окажут общее воздействие на организм, а какие - местное, локальное или, лучше сказать, специфическое, дифференцировать нагрузку в зависимости от вида патологии и состояния больного. Это непросто даже для опытного специалиста, если не знать и не использовать методы оценки (контроля) воздействия нагрузок на организм пациентов и эффективности реабилитационных мероприятий.
Физические упражнения дают положительный эффект в реабилитации, когда они, во-первых, адекватны возможностям больного или инвалида, а во-вторых, оказывают тренирующее действие и повышают адаптационные возможности, при условии, что методист знает и учитывает ряд методических правил и принципов физической тренировки.
Суть тренировки в многократной, систематически повторяющейся и постепенно повышающейся физической нагрузке, которая вызывает в организме человека положительные функциональные, а порой и структурные изменения. В результате тренировки механизмы ре...
Особенности применения подвижных игр в системе подготовки баскетболистов
Особенности специальной физической подготовки баскетболистов
Характеристика средств и методов специальной физической подготовки баскетболистов. Факторы, обусловливающие совершенствование технического мастерства...
Силовая подготовка баскетболистов студенческой команды
Силовые способности баскетболистов и различные методики их повышения. Упражнения для развития силы. Разработка и оценка эффективности комплексной мето...
Методика проведения внеклассных мероприятий детей младшего возраста
Основные вопросы подготовки, организации спортивных мероприятий в школе, предъявляемые к ним требования, содержание и этапы реализации. Организация и...
Значение развития периферического зрения у баскетболистов
Значение периферического зрения при игре в баскетбол для достижения высоких спортивных результатов. Определение поля зрения у юных баскетболистов в 13...