Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Спорт и туризм

Организация обороны волейбольной команды

Тип: реферат
Категория: Спорт и туризм
Скачать
Купить
Тактическая подготовка игроков волейбольной команды. Физиологические и технические основы приобретения навыков целесообразных действий при организации обороны. Восприятие, анализ и оценка игровой ситуации. Технико-тактические приемы игры в обороне.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

РЕФЕРАТ

Тема: Организация обороны волейбольной команды

Введение

В этой работе не ставится задача «абсолютного» решения проблем волейбола - познания, как известно, бесконечно. Сочту за успех, если удастся сформулировать основные проблемы, понять их значения. Раскрыть стратегию при моей работе с командой. Без указания практических упражнений в моей работе по причине «авторского права», и профессионального секрета.

Мой взгляд на некоторые проблемы практики волейбола

Важной проблемой является то, что планомерной работе над базовыми составляющими мастерства волейболистов, тренера предпочитают формальный результат - акт политический, а не творческий. Тренера команд мастеров больше рассчитывают на покупку высококлассных игроков со стороны «найти которых все труднее», чем на воспитание своими силами своих. В стремлении выиграть тренеры больше работают над игровыми компонентами мастерства, стараясь в полной мере реализовать наличный потенциал игроков, а не над техникой или другими (базовыми) составляющими их подготовленностями. Зачастую, банальное «натаскивание». Эту тенденцию поощряет система оплаты тренеров.

Огрехи игровых навыков игроков, узость и нехватка основополагающих элементов их мастерства становятся очевидным, что много на высшем уровне выполнить не умеют, не много у них и возможности для дальнейшего роста, трудности с которыми сталкиваются тренера делающие ставку на техническую подготовку, как базу спортивного мастерства игроков - это то, что достаточно эффективной методики обучения и совершенствования технических приемов игры пока не выбрано.

При всем уважении к бесспорным достижениям волейбола, приходится признать, что пока делаем только попытки того, как лучше, а не как надо делать. По этой причине тренер пользуется своими представлениями, полученными из личного опыта, наблюдениями за лучшими исполнителями.

Прежде чем подойти к освещении темы взаимодействии блока, защиты хочу отметить следующие: при существующем уровне мирового волейбола стоит в первую очередь обратить внимание на решение первоочередной проблемы тактической подготовки игроков.

1.Узкий арсенал тактических взаимодействий игроков, не умение изменять системы организации игры в процессе матча, партий.

2. Неумение игроков (за редким исключением) предугадывать развитие событий на площадке, что могло бы обеспечить своевременность эффективных противодействий. Это касается, прежде всего, защитных действий в поле и на блоке. Но не многим лучше положение дел в организации атаки.

3. Чрезвычайно важным представляется также развитие самостоятельности и инициативы волейболистов. При соответствующим стиле работы, у игроков должно сформироваться убеждение, что они сам совершенствуют, а тренер только помогает,- «хороший тренер - не тот, кто учит, а у кого учатся».

Тактическая подготовка игроков (команды)

Успешность в игровых действиях в значительной мере зависит от пробужденного интереса игроков к победе за счет культа «победы головой». Это происходит само собой, если в тренировочном и соревновательном процессе тактике отводиться важное место. Девиз: «играют руками, выигрывают головой» должен указать каждому игроку основной путь совершенствования тактического мастерства. К этому побуждают многие моменты: упражнения со смысловым содержанием, наличие «тактического» характера замечаний тренера (помимо чисто технических по структуре движений), соответствующая направленность процесса подготовки к очередной игре, теоретическая подготовка игроков и многое другое. Словом весь набор приемов способствующих формированию вкуса к победе за счет грамотных тактических, а не «силовых» действий. Поиск путей обеспечения победы в состязании нужно во все большей степени переносить в сферу интеллекта игроков, формируя их умения выстраивать в процессе матча тактику и стратегию эффективного игрового поведения. Все более полная реализация принципа «победы головой» может получиться только при постоянном использовании упражнений тактической направленности. А также при обучении игроков максимально широкому кругу тактических приемов, как индивидуального, так и командного характера. Надо в полной мере использовать способность быстрому обучению. Степень освоения систем должна быть такой, чтобы игроки могли произвольно их менять по мере их необходимости в процессе игры.

Команда должна уметь играть в рамках всех основных систем игры, а игроки - действовать в нескольких зонах и выполнять разнообразные функции. «Нет бестолковых игроков, есть тренеры, не умеющие научить их мыслить».

Чтобы игры были эффективными необходимо в работе учитывать закономерности становления тактических навыков. Тактический сложнее двигательного: в его состав дополнительно включается механизм обеспечения «увязки» действия игрока в текущей ситуации.

Физиологической основой образования навыка целесообразных действий также служит формирование стабильных нейроновых связей и в центрах управления произвольными движениями в процессе решения игровых задач. Устойчивыми эти связи становятся в результате большого количества повторений в упражнениях соответствующей направленности в играх. Таким образом, формирование тактических и двигательных навыков проходят в целом по одинаковым законам в соответствии с общими дидактическими принципами. Необходимо только сознавать, что в упражнениях тактической направленности должна совершаться, главным образом, способность игроков к целесообразным действиям, а не структура движений.

В обеспечении принципа целесообразности игровых действий игроков в процессе игры необходимо выделить как минимум четыре составляющих:

1. Восприятие игровой ситуации.

2. Анализ и оценка игровой ситуации.

3. Выбор и принятие решения о целесообразном действии.

4. Реализация принятого решения с возможной корректировкой в процессе развития игровой ситуации.

Каждая из составляющих имеет исключительное значение и свои особенности.

От полноты восприятия игровой ситуации во многом зависит качества ее анализа и принятия решений. Ведь можно только смотреть, а можно видеть. Надо научить игроков видеть и чувствовать главные, определяющие ситуацию признаки и механизмы. Научиться видеть основные определяющие ситуацию признаки, важные «тонкости» и характерные «мелочи» процесса развития ситуации, уделять больше внимание в процессе совершенствования тактических действий в соответствующих упражнениях.

Для полноты восприятия игровой ситуации большое значение имеет устойчивость и распределенность внимания. Устойчивость внимания игроков обеспечивает надежность игрового процесса.

В анализе и оценке игровой ситуации. Имеют значения два момента:

1. Определения сильных и слабых складывающейся ситуации с точки зрения их использования для выигрыша очка.

2. Прогнозирование возможного развития игровой ситуации предугадывания действий соперника. Чем раньше будет разгадано поведение игроков команды соперника, тем раньше и эффективнее можно организовать противодействие.

Глубина и качество анализа и оценки ситуации, как и выбор решения, зависит в самой полной мере от грамотности и опыта игроков, от уровня их теоретической подготовки, от интеллектуальной способности.

Выбор и принятие наиболее эффективного решения осуществляется игроками на основе проведенного анализа складывающейся игровой ситуации с учетом своих возможностей, особенностей игроков команды соперника и партнеров. Учитывается при этом успешность их действий, текущее психологическое состояние, способность к волевым проявлениям, предпочтений, степень шаблонности игровых действий, с учета в партии и много другое.

Чем выше квалификация и мастерство игрока, тем больше количество характеристик он может использовать при анализе ситуации, тем точнее может быть прогноз, тем эффективнее принятое решение. На выбор решения влияют и другие факторы: ответственность, смелость, психологический климат в команде, характер отношений с тренером и прочее. Если игроков ругать за каждое самостоятельное нестандартное решение (по началу, м.б, и не эффективное), то конечным результатом будет их безответственное, шаблонное, предсказуемое действие, примитивная и не выразительная игра.

Успешность реализации принятых решений зависит от степени совершенства движения игроков, от эффективности структуры двигательного акта, обеспечивающий принцип ситуативной целесообразности, это чрезвычайно важный момент тактической подготовки. Мало знать, как надо делать, надо уметь это делать. Часто во время матча можно слышать сетования того или иного тренера: «я сколько раз тебе это говорил…почему ты этого не делаешь!?» На лицо ситуация, когда объяснили, но не научили, несмотря на проведенную работу. Без соответствующих упражнений, без практического опыта самостоятельного принятия и реализации решений, в том числе в играх. Не научиться эффективной тактике ведения борьбы. Ведь знать и уметь - вещи разные. Очень важно, что от активной, позже пассивной помощи тренера нужно своевременно переходить к ситуациям, тренировочным или игровым (боевым) ситуациям, когда выбор решений и ответственность за них должен осуществлять сам. Только самостоятельно осуществленные тактические действия научат игрока мыслить и сделают его мастером.

Можно жестко руководить игроками и регулировать их действия (от сих до сих), но при этом игроки так и не научаться тактическим приемам игры...

Другие файлы:

Маркетинг в спорте на примере волейбольной команды
Сущность маркетинга в спорте. Основные принципы и методы маркетинговой деятельности. Болельщики как фактор финансовых возможностей в спорте. Маркетинг...

Волейбол. Правила игры
Проведение первого матча по волейболу. Размеры волейбольной площадки. Технические приемы игры: подача мяча, прием и передача, нападающий удар, блокиро...

Язык Assembler
Арифметические команды языка Assembler в архитектуре x86. Организация ветвлений и циклов в программах. Ввод строк с клавиатуры и команды пакетной обра...

Организация обороны на современном этапе
Совершенствование искусства обороны в ходе второй мировой войны. Восстановление нарушенного стратегического фронта. Количественный и качественный рост...

Пути повышения эффективности труда команды топ-менеджеров в ООО "Красноярский хладокомбинат "Хладко"
Условия командообразования, преимущества, недостатки и последствия командного подхода. Процесс формирования эффективной команды топ-менеджеров, требов...