Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Спорт и туризм

Музеи Хабаровска как специфический туристский ресурс

Тип: дипломная работа
Категория: Спорт и туризм
Скачать
Купить
Музей: понятие, функции, назначение и развитие. Музейный туризм: отечественный и зарубежный опыт сотрудничества музеев и туристических организаций. Туристический потенциал музеев Хабаровска. Экскурсия "Дом Романовых: лики времени в экспозиции ДВХМ".
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Оглавление

  • музей туризм экскурсия экспозиция
    • Введение
      • Глава 1. Музей как историко - культурное явление
        • 1.1 Музей: понятие, функции, назначение
          • 1.2 Из истории возникновения и развития музеев
          • 1.3 Музейный туризм: отечественный и зарубежный опыт сотрудничества музеев и туристских организаций
          • Глава 2. Туристский потенциал музеев Хабаровска
          • 2.1 Музеи Хабаровска: история возникновения и современное состояние
          • 2.2 Развитие музейного туризма в Хабаровске: опыт взаимодействия музеев города и туристских организаций
          • 2.3 Проблемы и перспективы включения музеев в сферу туристских услуг
          • Глава 3. Разработка экскурсии «Русский портрет XVIII-XIX столетия. Дом Романовых: Лики времени в экспозиции ДВХМ»
          • Заключение
          • Библиографический список
          • Приложения
          • Введение
          • На протяжении веков непременным условием всякого путешествия считалось посещение местных достопримечательностей. Среди них музеям отводилась особая роль. Музеи, равным образом, как и библиотеки, театры, архивы являются «хранителями» знаний, в том числе и в области искусства. Музей обладает незримой притягательной силой для человека интересующегося, стремящегося познать новое, открыть для себя неведомое. Музей - средство расширения культурного и информационного горизонта, своеобразный инструмент, оформляющий в историческом контексте процессы общения и взаимодействия носителей различных культур и субкультур, представителей различных социальных, профессиональных, возрастных, этнических групп.
          • Современное общество рассматривает музей как средство, способное оказать существенное влияние на развитие образования. В современном мире музей - это исторически обусловленный многофункциональный институт социальной информации, предназначенный для сохранения культурно- исторических и естественнонаучных ценностей, накопления и распространения информации. Документируя процессы и явления природы и общества, музей комплектует, хранит, исследует коллекции музейных предметов, а также использует их в научной, образовательно-воспитательной и пропагандистской целях.
          • Музей - уникальное явление истории и культуры человечества, овеществленное хранилище времени.
          • Музей и туризм тесно взаимосвязаны между собой. Нередко путешествие или поездка в другой город начинается со знакомства с музеем - хранителем культурной памяти данного региона.
          • Музей представляет собой своеобразный туристский ресурс. Туристские ресурсы, по определению М.Б. Биржакова, - это природно-климатические, социо-культурные, исторические, архитектурные и археологические, научные и промышленные, зрелищные, культовые и иные объекты или явления, способные удовлетворить потребности человека в процессе и в целях туризма [5. С. 180]. В настоящее время музей это не только хранилище историко-культурного наследия, призванного способствовать просвещению, но и «категория» активная, здесь возможно использование анимационных средств, аудиовизуальных методов, театральных представлений. [34. С. 39] Музеи Хабаровска- не исключение и имеют свою специфику, связанную в первую очередь с географическим положением города.
          • Из описания роли и предназначения музея раскрывается актуальность выбранной темы ВКР: Музеи Хабаровска как специфический туристский ресурс. Таким образом, актуальность темы обусловлена тем местом, которое занимает музей в современной культуре.
          • Обычно у каждого музея имеются три основные задачи - сохранить культурное наследие, изучать его и показывать посетителям. И если с первыми двумя задачами музеи как-то справляются, то с привлечением посетителей дело обстоит весьма неблагополучно. Ограниченные финансовые возможности музеев не позволяют им на равных конкурировать с предприятиями развлекательной индустрии. Возможности более широкого привлечения в музей туристов также оказываются ограниченными. И хотя туристы являются самыми верными посетителями музеев, они всегда испытывают дефицит времени в процессе организации экскурсий. Положение музеев усугубляется тем, что постоянно снижается их финансовая поддержка со стороны государственных органов.
          • Все выше сказанное позволяет сформулировать цель исследования:
          • Определить специфику музея как туристского ресурса, его значение и перспективы в развитии музейного туризма Хабаровска.
          • Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:
          • · дать понятие музея, определить функции и его назначение;
          • · рассмотреть историю возникновения и развития музеев за рубежом и в России;
          • · рассмотреть отечественный и зарубежный опыт сотрудничества музеев и туристских организаций;
          • · рассмотреть историю возникновения музеев Хабаровска и их современное состояние;
          • · выявить опыт взаимодействия музеев Хабаровска и туристских организаций;
          • · определить проблемы и перспективы включения музеев в сферу туристских услуг;
          • Объект исследования - музейный туризм как составляющая культурно-познавательного туризма.
          • Предмет - музеи Хабаровска как специфический туристский ресурс.
          • Методологической базой дипломного исследования может быть назван системный подход, позволяющий рассматривать музейный туризм как подсистему культурного туризма.
          • В работе над материалом были использованы следующие методы исследования:
          • - метод теоретического анализа
          • - метод сравнительного анализа
          • - метод устного опроса
          • - метод наблюдения
          • В написании ВКР были взяты учебное пособие и статьи научно-практических конференций Рубана Н.И. - директора Хабаровского краевого краеведческого музея им. Н.И. Гродекова, Козловой Л. - заместителя директора по научной деятельности Дальневосточного художественного музея, Корневой Л.В. которые подняли вопрос о роли музеев в развитии туризма Хабаровского края и посвятили этой теме немало своих работ.
          • Были использованы статьи газет: «Тихоокеанская звезда», «Приамурские ведомости», «Вяземские вести», «Амгуньская правда», «Анюйские перекаты», «Дальневосточный капитал», «Суворовский натиск»; журналы: «Мир музея», «Туризм: практика, проблемы, перспективы», «Турбизнес»; Справочник руководителя учреждения культуры; Информационный бюллетень ИКОМ России и др.
          • ВКР включает в себя: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, библиографический список, приложения.
          • В приложении 1. используется описание районных музеев Хабаровска.
          • В приложении 2. даются общие сведения о международном совете музеев (ICOM)
          • В приложении 3. вкратце суммированы основные положения проекта хартии ИКОМ о принципах взаимоотношений музеев и культурного туризма.
          • Глава 1. Музей как историко - культурное явление
          • 1.1 Музей: понятие, функции, предназначение
          • Музей - научно-исследовательское, научно-просветительское учреждение, которое комплектует, хранит, изучает, выставляет, популяризирует произведения искусства, предметы истории, науки, быта, промышленности и сельского хозяйства, материалы из жизни и деятельности великих людей. Музей на древнем вьетнамском языке называли «бао та», что означало «хранилище реликвий». [34. С. 8]
          • Международный Совет Музеев (ИКОМ) - неправительственная профессиональная организация музеев мира (Приложение) - дал следующее определение музея в третьей статье своего устава:
          • «Музей - это постоянное, некоммерческое учреждение, доступное широкой публике, занимающееся приобретением, хранением, исследованием, популяризацией и экспонированием материальных свидетельств о человеке и среде его обитания в целях изучения, образования, а также для удовлетворения духовных потребностей».[52. С. 7]
          • В широком смысле музеем называется теперь любое собрание, выставка, коллекция. Общепризнанны музеи под открытым небом, вмещающие целые районы и природные заповедники.
          • В музеях работают люди многих специальностей: историки, археологи, искусствоведы, реставраторы, биологи-консерваторы, музейные климатологи. Музеи выполняют следующие функции, соотношение которых меняется в зависимости от их типа: научно-документационная; аксиологическая; познавательная; образовательно-воспитательная; исследовательская; коммуникативная; развивающая; популяризаторская; идеологическая; развлекательная.
          • Музей как древнейший институт культуры выполняет также синтезирующую функцию. В нем пересекаются многие виды искусства, сосуществование и взаимодополнение которых позволяет постигать суть человеческой деятельности, одухотворенной вдохновением и талантом. Он воплощает идеи наследия, преемственности традиций и обычаев. В музее происходит непосредственное общение зрителя и экспоната, не скованное никакими преградами, устанавливается информационно-визуально-познавательный контакт человека с подлинником, обладающим особой притягательной энергетикой. Прежде чем стать объектом показа, подлинник сознательно отобран, документально зафиксирован, научно осмыслен в системе музейной...
Другие файлы:

Рускеала как туристский ресурс Республики Карелия

Париж как мировой туристский центр
Информация о стране как путеводитель для туристов. История развития Парижа от V до XX вв. Старейшие архитектурные памятники, уютные уголки и знамениты...

Космонавтика в музеях России
Справочник "Космонавтика в музеях России" адресован всем, кто интересуется историей и дальнейшим развитием космонавтики.В справочнике указаны различны...

Технология разработки образовательного тура в Австрию "За знаниями в жемчужину Европы"
Образовательный туризм как специфический сектор туристского бизнеса. Изучение состояния образовательного туризма в мире, России и Приморском крае. Тур...

Социально-культурный объект как туристский ресурс
Характеристика культурно-исторических центров Урала. Прайс на экскурсии по Кунгурской пещере. Разработка своего маршрута по культурно-историческим цен...