Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Спорт и туризм

Использование нетрадиционных методик физического воспитания в процессе развития гибкости у детей 6-7 лет

Тип: курсовая работа
Категория: Спорт и туризм
Скачать
Купить
Теоретические аспекты и особенности развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста. Применение нетрадиционных методов физического воспитания в практике дошкольных учреждений. Выявление уровня развития гибкости у детей 6-7 лет. Контрольный срез.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. Дошкольный возраст - наиболее ответственный период в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту. Важнейшим средством в решении задач физического воспитания детей дошкольного возраста является воспитание психофизических качеств, к которым относится гибкость.

Любое движение человека производится благодаря подвижности в суставах. В некоторых суставах - плечевом, тазобедренном - человек обладает большой подвижностью, в других - коленном лучезапястном, голеностопном - амплитуда движений ограничена формой сустава и связочным аппаратом. Обычно человек редко использует всю свою максимальную подвижность и ограничивается какой-либо частью от имеющейся максимальной амплитуды движения в суставе. Однако недостаточная подвижность в суставах ограничивает уровень проявления силы, отрицательно влияет на скоростные и координационные способности, снижает экономичность работы и часто является причиной повреждения связок и мышц. При некоторых движениях гибкость человека играет основополагающую роль. Но, к сожалению, многие педагоги недооценивают значение гибкости для полноценного здоровья и жизнедеятельности детей в процессе их взросления. Вместе с тем, развитие гибкости имеет особое значение в целом для воспитания двигательных качеств и физического состояния людей, так как это ограничено достаточно жесткими возрастными рамками. Таким образом, воспитание гибкости у детей остается одной из актуальных проблем.

Проблема развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста актуальна в настоящее время еще и потому, что большинство используемых физических упражнений при традиционном физическом воспитании лишь косвенно влияют на это психофизическое качество и не позволяют достигать оптимального уровня его развития.

Объект исследования: гибкость, как психофизическое качество.

Предмет исследования: процесс развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с применением методик нетрадиционного физического воспитания.

Цель исследования: определить эффективность использования нетрадиционных методик физического воспитания в процессе развития гибкости у детей 6-7 лет.

Была сформулирована гипотеза:

Развитие гибкости будет эффективнее, если использовать систему упражнений детской йоги и стрейчинга в развитии гибкости в дополнение к основным занятиям по физической культуре.

Исходя из объекта, предмета, цели и предполагаемой гипотезы, поставили следующие задачи:

1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования особенностей развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста.

2. Провести констатирующее обследование гибкости дошкольников.

3. Организовать работу по развитию гибкости с использованием упражнений детской йоги и стрейчинга с детьми 6-7 лет.

4. Проанализировать работу, опираясь на итоговое обследование, сформулировать выводы.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

- изучение и обобщения опыта по проблеме исследования;

- педагогическое наблюдение;

- педагогический эксперимент;

- обобщение и анализ полученных результатов.

Также для решения поставленных в курсовой работе задач, были использованы учебные и методические пособия, специальная литература, монографии отечественных и зарубежных специалистов, изучающих развитие гибкости у детей старшего дошкольного возраста.

1. Теоретические аспекты и особенности развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных методов физического воспитания

1.1 Особенности развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста

Значение физической культуры в старшем дошкольном периоде заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Всё это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармонического развития личности. Полноценное развитие детей старшего дошкольного возраста без активных физкультурных занятий практически недостижимо. Выявлено, что дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает полноценное физическое развитие. Беглый взгляд на коллектив детей подготовительной группы детского сада демонстрирует наличие значительного лишнего веса в среднем у 4-5 детей из 20, в то время как 10-15 лет назад, этот показатель был на уровне 2-3 детей. Это во многом подтверждает устойчиво сформировавшиеся привычки неправильного питания в семье и снижение двигательной активности.

Старший дошкольный возраст считается наиболее благоприятным для обучения разнообразным двигательным умениям и навыкам, что позволяет в дальнейшем значительно быстрее приспосабливаться выполнять освоенные движения в разнообразных условиях двигательной деятельности.

Между развитием физических качеств и формированием двигательных навыков существует тесная взаимосвязь. Двигательные качества формируются неравномерно и неодновременно.

Гибкость это одно из пяти основных физических качеств человека. Она характеризуется степенью подвижности звеньев опорно-двигательного аппарата и способностью выполнять движения с большой амплитудой. Это физическое качество необходимо развивать с самого раннего детства и систематически.

Внешнее проявление гибкости отражает внутренние изменения в мышцах, суставах, сердечно-сосудистой системе. Недостаточная гибкость приводит к нарушениям в осанке, возникновению остеохондроза, отложению солей, изменениям в походке. Недостаточный анализ гибкости у спортсменов приводит к травмированию, а также к несовершенной технике.

Для успешного развития гибкости, прежде всего, необходима теоретическая обоснованность вопроса. Необходимые для практики сведения относятся к различным областям знаний: теории и методике физического воспитания, анатомии, биомеханике, физиологии. Закономерности, лежащие в основе развития гибкости, не изучались всесторонне, исследования проводились в направлении накопления фактических материалов в различных областях знаний. Для нахождения эффективных средств развития гибкости предлагается комплексный подход, объединяющий различные области познания, что поможет выявить причинно-следственную связь всех сторон изучаемого качества.

Дошкольный возраст - это время интенсивного формирования и роста тела, развития функций всех систем организма и психики, раскрытия способностей становления личности. Вместе с тем это благоприятный период для положительного воздействия на развитие детей средствами физической культуры. Именно в этом возрасте должны создаваться все условия для всестороннего, гармоничного физического развития, образования, воспитания и оздоровления.

1.2 Особенности применения нетрадиционных методов физического воспитания в практике дошкольных учреждений

Физическая культура охватывает те стороны жизни и воспитания, которые имеют решающее значение для нормального физического развития двигательной сферы человека. Физическое здоровье - основополагающее условие духовного и нравственного развития человека. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптационные возможности, повышается его устойчивость к внешним воздействиям, формируется осанка, приобретаются физические качества, привычки, вырабатываются волевые черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Надо признать, что здоровье населения, его жизнеспособность зависят от здоровья каждого, а здоровье человека закладывается в дошкольном возрасте. Бурный рост и развитие детского организма, высокая пластичность и ранимость психики ребёнка требуют бережного к нему отношения и щадящих нагрузок. Вместе с тем, излишний комфорт, тепличные условия сдерживают накопление жизненных сил ребёнка, изнеживают, тормозят развитие.

Двигательная активность - главный источник и побудительная сила охраны и укрепления здоровья, совершенствования физических и интеллектуальных способностей человека. Ребёнок познаёт мир, осваивает речь, пространственно - временные связи предметов и явлений при помощи движений, это у него заложено с дошкольного возраста.

Обоснование и внедрение в практику целесообразных методов и приёмов формирования движений и развитие физических качеств у детей - ближайшая задача физического воспитания. Необходимо развивать физическую культуру дошкольника, предусматривая в первую очередь, формирования отношения к двигательно - активной деятельности, интереса и потребности в физическом самосовершенствовании, получения удовольствия от игр, упражнений, от занятий.

Физические упражнения - это основное и специфическое средство физической культуры. Естественные силы природы и гигиенические факторы можно назвать вспомогательными средствами физической культуры.

...
Другие файлы:

Использование нетрадиционных методов воспитания и обучения детей и подростков с интеллектуальными нарушениями
Разработка нетрадиционных методик воспитания детей с особыми образовательными потребностями: изо-, музыко- и имаготерапия; лечебное чтение; терапия че...

Контроль за развитием гибкости в физическом воспитании
Анализ гибкости как физического качества человека, факторы, влияющие на ее развитие. Методы и средства воспитания гибкости. Контрольные упражнения для...

Особенности физического воспитания дошкольников в США
Особенности программы и роль целенаправленного физического воспитания в процессе психомоторного, умственного и эмоционального развития детей дошкольно...

Занятия по физической культуре в младшей группе дошкольного учреждения с применением нетрадиционных методов обучения и воспитания
Посвящено проблемам физического воспитания детей младшего дошкольного возраста, взаимосвязи физического воспитания с умственным, нравственным, эстетич...

Роль физического воспитания в процессе подготовки старших дошкольников к школьному обучению
Понятия готовности к школе, школьной зрелости, незрелых детей, здорового дошкольника. Особенности психофизического развития детей старшего дошкольного...