Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Спорт и туризм

Вологда Н. Рубцова

Тип: курсовая работа
Категория: Спорт и туризм
Скачать
Купить
Подготовка и этапы создания экскурсии. Выбор темы поездки, отбор литературы и составление библиографии, изучение экскурсионных объектов. Разработка тематического краеведческого литературного похода по местам, связанным с именем Рубцова в городе Вологда.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

НОУ ВПО Вологодский институт бизнеса

Кафедра гуманитарных и социальных наук

Дисциплина "Экскурсоведение"

КУРСОВАЯ РАБОТА

Технология подготовки и проведения экскурсии

по теме "Вологда Н. Рубцова"

Студентки 1 курса

Гурьяновой Татьяны Геннадьевны

Научный руководитель:

Завьялова Ольга Николаевна,

Вологда

2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ЭКСКУРСИИ

1.1 Основа подготовки экскурсии

1.2 Этапы создания экскурсии

ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ ПО ТЕМЕ "ВОЛОГДА Н.РУБЦОВА"

2.1 Выбор темы

2.2 Этапы создания экскурсии

2.3 Отбор экскурсионных объектов

2.4 Разработка маршрута

2.5 Текст вступление экскурсии

2.6 Портфель экскурсовода

2.7 Карточки ( паспорта) экскурсионных объектов

2.8 Технологическая карта экскурсии

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Экскурсия - это методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, показ, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а так же событий, с ними связанных.

Экскурсоводу не безразлично, что увидит экскурсант, как он поймет и воспримет увиденное и услышанное.

Экскурсовод своими объяснениями подводит экскурсантов к необходимым выводам, от этого зависит эффективность экскурсии.

Из этого следует, что сущность экскурсии можно определить так: наглядный процесс познания окружающего мира, процесс, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в залах музеев, выставок, мастерских скульптора, художника и др.

Экскурсионная технология представляет собой совокупность требований и правил, предъявляемых к экскурсии, а также сумму методических и технических приёмов подготовки и проведения экскурсий разных видов, на различные темы и для различных групп людей.

Итак, вопрос организации и технологии проведения экскурсии вызывают интерес и актуальны для исследования потому, что:

Во-первых, актуально рассмотреть предмет и виды экскурсионной технологии с учетом норм современного действующего механизма создания и разработки экскурсионного материала, проанализировать действующую основную базу.

Во-вторых, актуально для рассмотрения технология подготовки экскурсии и применение соответствующих норм на практике.

В-третьих, важно исследовать организацию и технику ведения экскурсии.

Итак, целью данной курсовой работы является - исследовать такой вопрос как организация и технология подготовки создания экскурсии.

Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:

- исследовать предмет и виды экскурсионной технологии в нескольких самостоятельных, связанных друг с другом аспектах;

- проанализировать технологию подготовки создания экскурсии;

- изучить организацию и технику ведения экскурсии;

- самостоятельно разработать экскурсионный материал в качестве практики для подведения выводов по исследованию.

Для решения первой задачи будут исследованы предмет и классификация экскурсионной технологии в нескольких самостоятельных, связанных друг с другом аспектах.

Для решения второй задачи будет проанализирована специальная литература для изучения технологии подготовки создания экскурсии.

Для решения третьей задачи будут изучены основные правила по организации и технике ведения экскурсии.

Для решения четвертой задачи будет самостоятельно разработан экскурсионный материал.

В заключение курсовой работы подведены итоги по исследованию.

1. ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ЭКСКУРСИИ

1.1 Основа подготовки экскурсии

Создание экскурсии - сложный процесс, требующий от организаторов экскурсионного дела больших творческих усилий. Подготовка экскурсии - это всегда разработка новой темы экскурсии, обусловленной предполагаемыми запросами потенциальных клиентов туристского предприятия и определяемой экскурсионными возможностями своего города, региона. Процесс подготовки новой экскурсии включает в себя определение темы, постановку цели , задач экскурсии, изучение и отбор экскурсионных объектов, составление маршрута экскурсии, изучение и отбор экскурсионных объектов, составление маршрута экскурсии, изучение литературных источников по теме экскурсии, экспозиций и фондов музеев, консультации у специалистов, написание контрольного текста экскурсии, комплектование "портфеля экскурсовода", выбор методических приемов проведения экскурсии, составление технологической карты экскурсии.

В основу подготовки любой экскурсии должны быть положены главные принципы и требования педагогической науки, такие как взаимосвязь обучения и воспитания, учет логики предмета, последовательность и систематичность, ясность и доступность изложения, наглядность, эмоциональность, учет возрастных особенностей экскурсантов.

Для разработки новой экскурсионной темы создается творческая группа экскурсоводов в составе обычно 3-6 человек. Наиболее опытный и знающий из них становится руководителем.

Наиболее целесообразно обязанности в процессе подготовки экскурсии распределить в соответствии с определенными подтемами. Каждый член творческой группы должен подготовить свой материал, который далее объединяется и редактируется руководителем. При выборе подтем для более качественной подготовки экскурсии необходимо учитывать интересы и профессиональную подготовку экскурсоводов.

1.2 Этапы создания экскурсии

Выделяют несколько этапов создания экскурсии:

1 этап: Определение цели и задач экскурсии.

Работа над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели. Это помогает авторам экскурсии более организованно вести работу в дальнейшем. Цель экскурсии - это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты.

Целями экскурсии могут быть: воспитание патриотизма, интернациональное воспитание, трудовое воспитание, эстетическое воспитание, экологическое воспитание , показ достижений города в экономике страны, показ исторической роли города, знакомство с творчеством выдающегося архитектора, знакомство с особенностями природы края, воспитание любви и уважения к родине, расширение кругозора, получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры.

Задачи экскурсии более локальны, конкретнее, чем цель.

Задачи экскурсии - достичь целей путем раскрытия ее темы.

Цели и задачи определяют окончательный отбор экскурсионных объектов, маршрут экскурсии, содержание экскурсионного рассказа, подбор наглядных пособий из "портфеля экскурсовода", эмоциональный настрой экскурсии и отдельных ее частей.

2 этап: Выбор темы экскурсии

Каждая экскурсия имеет свою определенную тему. Это то, что положено в ее основу, на чем строится показ и рассказ. Она является критерием для отбора экскурсионных объектов, определяет содержание рассказа экскурсовода, особенно при показе многоплановых объектов, которые имеют обширную информацию и могут включаться в несколько различных экскурсий.

Темами экскурсий могут быть архитектура старого города, творчество литераторов, живших в данном городе, история одной из значительных улиц города, показанная через архитектурные памятники, лекарственные растения степи, экологическое состояние зеленого ожерелья города, экономическое его развитие и многое другое.

Выбор темы зависит от потенциального спроса, конкретного заказа или целенаправленного создания определенной тематики экскурсии. Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему.

Тема является стержнем, который объединяет все объекты и подтемы экскурсии в единое целое. Отбор объектов при создании экскурсии участники творческой группы ведут, постоянно сверяя свои материалы с темой. Однако мало отобрать объект по теме, надо найти конкретный материал, на котором эта тема будет с наибольшей полнотой и убедительностью. Группировка тем лежит в основе существующей классификации экскурсий.

Общими требованиями к названию экскурсии считаются следующие: индивидуальность, точность, образность, легкость запоминания и воспроизводства, благозвучие, отсутствие отрицательных ассоциаций, содержательный смысл.

3 этап: Отбор литературы и составление библиографии

В ходе разработки новой экскурсии составляется список книг, брошюр, статей, опубликованных в газетах и журналах, которые раскрывают тему. Назначение списка - определить примерные границы предстоящей работы по изучению литературных источников, оказать помощь экскурсоводам в использовании необходимого фактического и теоретического материала при подготовке текста. Перечень литературы размножается на нескольких экземплярах для удобства в работе группы и тех экскурсоводов, которые в будущем будут гот...

Другие файлы:

Сопоставительный анализ стихотворений "Не жалею, не зову, не плачу…" С. Есенина и "Ночь на родине" Н. Рубцова
Ознакомление с методикой современного изучения лирических произведений в школе. Сопоставительный анализ как один из методических приёмов изучения поэз...

Вологда прифронтовая: хроника
В первые годы Великой Отечественной войны Вологда – важнейший железнодорожный узел, через который доставлялись на фронт вооружение, боеприпасы, людс...

"Грусть и святость" (Поэтическое богословие Николая Рубцова)
Один известный православный литературовед - а их у нас: раз, два и обчёлся! - назвал Рубцова душевным (читай - бездуховным поэтом), другой обозвал - п...

Биография Рубцова Николая Михайловича

Николая Рубцова «Звезда полей»