Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Спорт и туризм

Возрастные особенности адаптации организма школьниц 10-17 лет к занятиям оздоровительной физической культурой

Тип: дипломная работа
Категория: Спорт и туризм
Скачать
Купить
Общие основы адаптации человека. Адаптационные возможности сердечно-сосудистой системы организма школьниц различных возрастных групп при занятии физкультурой. Исследование корреляции между показателями ССС и показателями физического развития школьниц.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Выпускная квалификационная работа специалиста

Возрастные особенности адаптации организма школьниц 10-17 лет к занятиям оздоровительной физической культуры

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

АД - артериальное давление;

В - возраст;

ГВМС - группа высшего спортивного мастерства;

ГСС - группа спортивного совершенствования;

ДАД - диастолическое артериальное давление;

ИТ - индекс тучности;

КГ - контрольная группа;

КМС - кандидат в мастера спорта;

МПК - максимальное потребление кислорода;

МС - мастер спорта;

МТ - масса тела;

ОФП - общая физическая подготовка;

Р - рост;

САД - систолическое артериальное давление;

ССС - сердечно-сосудистая система;

СФП - специальная физическая подготовка;

ЦНС - центральная нервная система;

ЧСС - частота сердечных сокращений;

ЭГ - экспериментальная группа;

ОГЛАВЛЕНИЕ

адаптация школьница физкультура занятие

ВВЕДЕНИЕ

1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

РЕЗУЛБТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВЫВОДЫ

ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Занятия физической культурой и спортом представляет собой одну из немногих естественных моделей деятельности человека, при которой функционирование систем органов здорового человека протекает в зоне около и предельных напряжений, что позволяет исследователю проникнуть в закономерности адаптации организма к экстремальным условиям двигательной деятельности [60].

Стремительный рост высших спортивных достижений, приближение рекордов к физиологическим пределам человеческих возможностей, необходимость адаптироваться к интенсивным тренировочным и соревновательным нагрузкам ставят в ряд наиболее актуальных проблему резервов человеческого организма, которые могли бы быть мобилизованы в результате занятий физической культурой и спортом.

На современном уровне развития оздоровительных физкультурных технологий (ФОТ) значительное место отводится внедрению новых методик тренировки и в частности, с усиленным применением скоростно-силовых упражнений (фитнесс, бодибилдинг, аэробика и т.п.). Известно, что большие по объему и интенсивности физические нагрузки скоростно-силовой направленности приводят к уменьшению функциональных резервов, изменению показателей резистентности и гормонального статуса организма человека [5, 9, 148]. В этой связи возникает необходимость создания оптимальных условий для повышения адаптивных и восстановительных процессов организма занимающихся оздоровительной физической культурой (ОФК). В то же время, несмотря на значительные имеющиеся резервы, методические аспекты занятий ОФК женщин остаются на сегодняшний день недостаточно разработанными, поэтому нуждаются в дальнейшем обосновании и исследовании адаптационных возможностей их организма к физическим (в том числе и предельным) напряжениям, что и явилось основной причиной выбора темы данной работы.

Цель исследования. Повышение адаптационных возможностей организма школьниц 10-17 лет, занимающиеся в группах ОФК, при выполнении нагрузок скоростно-силового характера.

Гипотеза исследования. Предполагалось, что комплексная методика оздоровительных занятий, включающую в себя скоростно-силовые упражнения, как содержание вариативного компонента базовой программы по физическому воспитанию школ, будет оказывать оздоровительное и профилактическое воздействие, способствовать повышению двигательной активности школьниц.

Задачи исследования:

1. Изучить адаптационные возможности сердечно-сосудистой системы организма школьниц различных возрастных групп.

2. Выявить корреляцию между показателями ССС и основными показателями физического развития школьниц.

Научная новизна результатов исследования.

Впервые дана комплексная оценка состояния сердечно-сосудистой системы, характеризующая особенности долговременной адаптации организма школьниц с учетом нагрузок скоростно-силовой направленности, занимающиеся в группах оздоровительной физической культуры.

Теоретическая и практическая значимость. Полученные данные существенно дополняют теоретические знания о влиянии многолетних мышечных нагрузок на адаптационные характеристики различных функциональных систем организма женщин различных возрастных групп, а также составляют предпосылки для устранения их возможных негативных последствий.

По экспериментальным данным разработаны методические рекомендации по повышению адаптационных женщин занятиям ОФК без ущерба для их здоровья.

Объем и структура работы. ВКР изложена на ----- странницах машинописного текста, иллюстрирована ---- таблицами и ---- рисунками. Она состоит из введения, обзора литературы, материала и методики исследования, результатов исследования и их обсуждения, заключения, выводов, практических рекомендаций, библиографического указателя. Список литературы включает ----- работу отечественных и ---- зарубежных авторов.

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

1. Общие основы адаптации человека

Выдающийся советский физиолог Л.А. Орбели в своих работах неоднократно подчеркивал положение о неограниченных возможностях организма человека приспосабливаться к необычным условиям окружающей среды, к воздействию различных экстремальных факторов Это приспособление обеспечивается в процессе активной жизнедеятельности и тренировки за счет резервных возможностей организма, а также выработки и совершенствования компенсаторных, приспособительных реакций. По существу тренировка сводится к активации механизмов включения физиологических резервов, благодаря которым организм спортсмена приспосабливается к большим нагрузкам [60].

Преставление о функциональных резервах тесно связано с представлением об адаптационных возможностях организма [37, 118]. М.П. Бресткин (1968), систематически разрабатывающий проблему адаптации организма применительно к мышечной деятельности человека, считает, что физиологические резервы - это возможности органов и их систем изменять интенсивность своих функций. В качестве примера глубоких и мощных физиологических резервов организма следует отнести резистентность его клеток и тканей к различным внутренним изменениям условий их функционирования [4, 26, 161].

В целом адаптация спортсмена к интенсивной тренировочной и спортивной деятельности в физиологическом отношении представляет двуединый процесс. С одной стороны, при двигательной активности организм приспосабливается к удержанию жизненно важных констант внутренней среды, непрерывно изменяемых физической работой, а с другой - поскольку предотвратить существенные сдвиги гомеостаза все равно не удается, то организм спортсмена приспосабливается к выполнению специализированной двигательной деятельности, продолжению интенсивной физической работы в условиях измененного гомеостаза. Из этого следует, что центральной физиологической проблемой адаптации организма к интенсивной двигательной работе является проблема удержания основных параметров гомеостаза в таких пределах, в которых еще возможна работа ЦНС, организующей его физическую активность.

Иными словами, в процессе адаптивной реакции на мышечную деятельность происходит активное взаимодействие двух функциональных систем: системы, обеспечивающей специализированную двигательную деятельность путем вовлечения в работу определенного ансамбля двигательных единиц, и системы, обеспечивающей поддержание основных констант внутренней среды в пределах, допустимых для функционирования первой из упомянутых [6, 60].

Адаптация человеческого организма осуществляются в два этапа: начальный этап срочной, но не всегда совершенной, адаптации, и последующий этап совершенной, долговременной адаптации [114, 122, 135].

Срочный этап адаптации возникает непосредственно после начала действия раздражителя на организм и может быть реализован лишь на основе ранее сформировавшихся физиологических механизмов. При кратковременных воздействиях экстремальных факторов на организм человека запускаются все имеющиеся резервные возможности, направленные на самосохранение, и только после освобождения организма от экстремального воздействия происходит восстановление гомеостаза [13, 19]. Па этом этапе адаптации функционирование органов и систем протекает на пределе физиологических возможностей организма, при почти полной мобилизации всех резервов, но, не обеспечивая наиболее оптимальный адаптивный эффект. Так, интенсивные мышечные нагрузки спортсменов происходят при близких к максимуму величинах минутного объема сердца и легочной вентиляции, максимальной мобилизации резерва гликогена в печени. Биохимические процессы организма, их скорость, как бы лимитируют эту двигательную реакцию, она не может быть ни достаточно быстрой, ни достаточно длительной.

Долговременная адаптация возникает при регулярном и длительном воздействии стрессора на организм изменившихся условий среды. Основными условиями долговременной адаптации являются последовательность и непрерывность воздействия экстремального фактора. По существу, она развивается на основе мно...

Другие файлы:

Физическая культура
Влияние оздоровительной физической культуры на организм. Адекватная физическая тренировка, занятия оздоровительной физической культурой способны в зна...

Влияние средств рекреационно-оздоровительной направленности на функциональное состояние организма и уровень интереса школьников к занятиям физическими упражнениями
Сущность рекреационной физической культуры школьников. Формирование мотивов у школьников к регулярным занятиям физической рекреацией. Анализ результат...

Программа по самообразованию
Планирование учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию, физкультурно-оздоровительной работы с учетом конкретных условий школы. Формиро...

Особенности мотивации к занятиям физической культурой и спортом
Сущность, виды и функции мотивации как проблемы психологического исследования. Педагогические технологии развития мотивационных основ к урокам физичес...

Методические основы оздоровительной физической культуры
Сущность оздоровительной физической культуры. Анализ организации и проведения физкультурно-оздоровительной работы в современной школе. Физические упра...