Возрастные особенности адаптации организма школьниц 10-17 лет к занятиям оздоровительной физической культурой
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
Выпускная квалификационная работа специалиста
Возрастные особенности адаптации организма школьниц 10-17 лет к занятиям оздоровительной физической культуры
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
АД - артериальное давление;
В - возраст;
ГВМС - группа высшего спортивного мастерства;
ГСС - группа спортивного совершенствования;
ДАД - диастолическое артериальное давление;
ИТ - индекс тучности;
КГ - контрольная группа;
КМС - кандидат в мастера спорта;
МПК - максимальное потребление кислорода;
МС - мастер спорта;
МТ - масса тела;
ОФП - общая физическая подготовка;
Р - рост;
САД - систолическое артериальное давление;
ССС - сердечно-сосудистая система;
СФП - специальная физическая подготовка;
ЦНС - центральная нервная система;
ЧСС - частота сердечных сокращений;
ЭГ - экспериментальная группа;
ОГЛАВЛЕНИЕ
адаптация школьница физкультура занятие
ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
РЕЗУЛБТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВЫВОДЫ
ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Занятия физической культурой и спортом представляет собой одну из немногих естественных моделей деятельности человека, при которой функционирование систем органов здорового человека протекает в зоне около и предельных напряжений, что позволяет исследователю проникнуть в закономерности адаптации организма к экстремальным условиям двигательной деятельности [60].
Стремительный рост высших спортивных достижений, приближение рекордов к физиологическим пределам человеческих возможностей, необходимость адаптироваться к интенсивным тренировочным и соревновательным нагрузкам ставят в ряд наиболее актуальных проблему резервов человеческого организма, которые могли бы быть мобилизованы в результате занятий физической культурой и спортом.
На современном уровне развития оздоровительных физкультурных технологий (ФОТ) значительное место отводится внедрению новых методик тренировки и в частности, с усиленным применением скоростно-силовых упражнений (фитнесс, бодибилдинг, аэробика и т.п.). Известно, что большие по объему и интенсивности физические нагрузки скоростно-силовой направленности приводят к уменьшению функциональных резервов, изменению показателей резистентности и гормонального статуса организма человека [5, 9, 148]. В этой связи возникает необходимость создания оптимальных условий для повышения адаптивных и восстановительных процессов организма занимающихся оздоровительной физической культурой (ОФК). В то же время, несмотря на значительные имеющиеся резервы, методические аспекты занятий ОФК женщин остаются на сегодняшний день недостаточно разработанными, поэтому нуждаются в дальнейшем обосновании и исследовании адаптационных возможностей их организма к физическим (в том числе и предельным) напряжениям, что и явилось основной причиной выбора темы данной работы.
Цель исследования. Повышение адаптационных возможностей организма школьниц 10-17 лет, занимающиеся в группах ОФК, при выполнении нагрузок скоростно-силового характера.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что комплексная методика оздоровительных занятий, включающую в себя скоростно-силовые упражнения, как содержание вариативного компонента базовой программы по физическому воспитанию школ, будет оказывать оздоровительное и профилактическое воздействие, способствовать повышению двигательной активности школьниц.
Задачи исследования:
1. Изучить адаптационные возможности сердечно-сосудистой системы организма школьниц различных возрастных групп.
2. Выявить корреляцию между показателями ССС и основными показателями физического развития школьниц.
Научная новизна результатов исследования.
Впервые дана комплексная оценка состояния сердечно-сосудистой системы, характеризующая особенности долговременной адаптации организма школьниц с учетом нагрузок скоростно-силовой направленности, занимающиеся в группах оздоровительной физической культуры.
Теоретическая и практическая значимость. Полученные данные существенно дополняют теоретические знания о влиянии многолетних мышечных нагрузок на адаптационные характеристики различных функциональных систем организма женщин различных возрастных групп, а также составляют предпосылки для устранения их возможных негативных последствий.
По экспериментальным данным разработаны методические рекомендации по повышению адаптационных женщин занятиям ОФК без ущерба для их здоровья.
Объем и структура работы. ВКР изложена на ----- странницах машинописного текста, иллюстрирована ---- таблицами и ---- рисунками. Она состоит из введения, обзора литературы, материала и методики исследования, результатов исследования и их обсуждения, заключения, выводов, практических рекомендаций, библиографического указателя. Список литературы включает ----- работу отечественных и ---- зарубежных авторов.
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1. Общие основы адаптации человека
Выдающийся советский физиолог Л.А. Орбели в своих работах неоднократно подчеркивал положение о неограниченных возможностях организма человека приспосабливаться к необычным условиям окружающей среды, к воздействию различных экстремальных факторов Это приспособление обеспечивается в процессе активной жизнедеятельности и тренировки за счет резервных возможностей организма, а также выработки и совершенствования компенсаторных, приспособительных реакций. По существу тренировка сводится к активации механизмов включения физиологических резервов, благодаря которым организм спортсмена приспосабливается к большим нагрузкам [60].
Преставление о функциональных резервах тесно связано с представлением об адаптационных возможностях организма [37, 118]. М.П. Бресткин (1968), систематически разрабатывающий проблему адаптации организма применительно к мышечной деятельности человека, считает, что физиологические резервы - это возможности органов и их систем изменять интенсивность своих функций. В качестве примера глубоких и мощных физиологических резервов организма следует отнести резистентность его клеток и тканей к различным внутренним изменениям условий их функционирования [4, 26, 161].
В целом адаптация спортсмена к интенсивной тренировочной и спортивной деятельности в физиологическом отношении представляет двуединый процесс. С одной стороны, при двигательной активности организм приспосабливается к удержанию жизненно важных констант внутренней среды, непрерывно изменяемых физической работой, а с другой - поскольку предотвратить существенные сдвиги гомеостаза все равно не удается, то организм спортсмена приспосабливается к выполнению специализированной двигательной деятельности, продолжению интенсивной физической работы в условиях измененного гомеостаза. Из этого следует, что центральной физиологической проблемой адаптации организма к интенсивной двигательной работе является проблема удержания основных параметров гомеостаза в таких пределах, в которых еще возможна работа ЦНС, организующей его физическую активность.
Иными словами, в процессе адаптивной реакции на мышечную деятельность происходит активное взаимодействие двух функциональных систем: системы, обеспечивающей специализированную двигательную деятельность путем вовлечения в работу определенного ансамбля двигательных единиц, и системы, обеспечивающей поддержание основных констант внутренней среды в пределах, допустимых для функционирования первой из упомянутых [6, 60].
Адаптация человеческого организма осуществляются в два этапа: начальный этап срочной, но не всегда совершенной, адаптации, и последующий этап совершенной, долговременной адаптации [114, 122, 135].
Срочный этап адаптации возникает непосредственно после начала действия раздражителя на организм и может быть реализован лишь на основе ранее сформировавшихся физиологических механизмов. При кратковременных воздействиях экстремальных факторов на организм человека запускаются все имеющиеся резервные возможности, направленные на самосохранение, и только после освобождения организма от экстремального воздействия происходит восстановление гомеостаза [13, 19]. Па этом этапе адаптации функционирование органов и систем протекает на пределе физиологических возможностей организма, при почти полной мобилизации всех резервов, но, не обеспечивая наиболее оптимальный адаптивный эффект. Так, интенсивные мышечные нагрузки спортсменов происходят при близких к максимуму величинах минутного объема сердца и легочной вентиляции, максимальной мобилизации резерва гликогена в печени. Биохимические процессы организма, их скорость, как бы лимитируют эту двигательную реакцию, она не может быть ни достаточно быстрой, ни достаточно длительной.
Долговременная адаптация возникает при регулярном и длительном воздействии стрессора на организм изменившихся условий среды. Основными условиями долговременной адаптации являются последовательность и непрерывность воздействия экстремального фактора. По существу, она развивается на основе мно...
Физическая культура
Влияние оздоровительной физической культуры на организм. Адекватная физическая тренировка, занятия оздоровительной физической культурой способны в зна...
Влияние средств рекреационно-оздоровительной направленности на функциональное состояние организма и уровень интереса школьников к занятиям физическими упражнениями
Сущность рекреационной физической культуры школьников. Формирование мотивов у школьников к регулярным занятиям физической рекреацией. Анализ результат...
Программа по самообразованию
Планирование учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию, физкультурно-оздоровительной работы с учетом конкретных условий школы. Формиро...
Особенности мотивации к занятиям физической культурой и спортом
Сущность, виды и функции мотивации как проблемы психологического исследования. Педагогические технологии развития мотивационных основ к урокам физичес...
Методические основы оздоровительной физической культуры
Сущность оздоровительной физической культуры. Анализ организации и проведения физкультурно-оздоровительной работы в современной школе. Физические упра...