Методика проведения полевого (вегетационного) и многофакторного опыта в агрономии
Краткое сожержание материала:
Размещено на
- Оглавление
- 1. Классификация методов исследования
- 2. Методические требования, предъявляемые к полевому опыту
- 3. Классификация полевых опытов
- 4. Требования, предъявляемые к схеме однофакторного полевого (вегетационного) опыта
- 5. Требования, предъявляемые к схеме многофакторного опыта
- 6. Основные элементы методики полевого (вегетационного) опыта: их модификации и влияние на точность полевого (вегетационного) эксперимента
- 7. Особенности закладки, проведения и оформления полевого (вегетационного) опыта
- Список используемой литературы
1. Классификация методов исследования
Научная агрономия использует свои специфические методы исследования. К основным методам относят лабораторные, вегетационные, лизиметрические, полевые и вегетационно-полевой, а также обследования и испытания.
Из-за широкой специализации агрономии возникает необходимость спецификации вышеперечисленных методов научных исследований на тепличные (проводимые в условиях закрытого грунта), камеральные (опыты по хранению и переработке растениеводческой продукции) и модельные (выполняющие роль разведывательного или имитационного опыта, предварительного поиска или испытания перед постановкой основного эксперимента).
Лабораторные опыты проводятся в лабораторных условиях без опытных растений. Например, надо изучить, как изменяется содержание доступной растениям воды в почве в связи с изменением ее плотности или как будет изменяться кислотность почвы при внесении различного количества извести. В подобных опытах растения не участвуют, поэтому они и называются лабораторными, а не вегетационными.
Лабораторные опыты проводят в лаборатории, фитотроне, термостате и т.д. Экспериментальной единицей служит пробирка, чашка Петри и т.п. Лабораторные эксперименты следует отличать от лабораторных анализов, квалифицируемых наблюдениями. Оценку лабораторной всхожести или энергии прорастания семян используют как в научных, так и практических целях.
Разновидностью лабораторного опыта являются камеральные эксперименты, проводимые в хранилищах и на продовольственных складах. В таких экспериментах единицей наложения варианта служит ящик, пакет, камера, холодильник и т. д.
Вегетационные опыты проводятся в искусственных условиях, в вегетационных сосудах, в теплицах, оранжереях, вегетационных домиках, в фитотронах в агрономически обоснованной обстановке, регулируемой экспериментатором
Вегетационные опыты проводят с растениями в вегетационных домиках под стеклом или пленкой, что позволяет контролировать отдельные жизнеобеспечивающие факторы. Сосуды для вегетационных опытов применяются из самых различных материалов: стекла, глины, оцинкованного железа, пластика и т. д. В качестве субстрата (среды) для растений используется вода, песок, почва, гравий и т.д. Экспериментальными единицами служат сосуды, заполняемые песком, почвой, торфом, перлитом или смесями этих субстратов. Субстрат и его влажность, питательная среда и освещенность могут также составлять изучаемый фактор или варианты опыта. На этом основании вегетационные опыты с названным субстратом получили название водных, песчаных, почвенных, гравийных.
В тепличных опытах и при светокультуре экспериментальными единицами служат делянки или грядки почво-грунта для овощей, цветов и черенков, а также стеллажи, на которых размещены корыта с питательным субстратом для шампиньонов, стеллажи с пробирками, заполненными питательными средами для клонального размножения садовой земляники, и т. д. С целью повышения репрезентативности эксперимента секции разнокачественного почво-грунта или северные и южные (западные и восточные) части сооружения с разным микроклиматом выделяют в качестве повторений.
Пластикультура -- выращивание растений на земельных участках с пленочными высококаркасными и тоннельными укрытиями, где экспериментальными единицами служат вытянутые делянки или гряды.
Искусственные условия дают возможность исключить все неблагоприятные не изучаемые факторы и выявить значение того или иного из них в возможно более чистом виде, сделать расчлененный анализ, который в сложной природной обстановке провести нельзя. Опыты на искусственных средах позволили разрешить ряд очень важных вопросов, относящихся к физиологии растений. Этим методом установлены значение различных элементов в питании растений, механизм их поступления в растения, концентрации, взаимодействия, антагонизм ионов и т.д. Для водных культур разработаны искусственные питательные среды, получившие название растворов В.Кнопа, К.А.Тимирязева, Д.Н.Прянишникова и др.
Вегетационные опыты с почвенными культурами приближаются к производственным условиям - используются для определения содержания в почве доступных (усвояемых) растениям питательных веществ и т.д.
Лизиметрический метод от вегетационного отличается тем, что исследование (изучение) жизни растений и свойств почвы проводится в поле, под открытым небом в лизиметрах, специальных контейнерах или установках, в которых определенный объем почвы отгорожен со всех сторон от окружающей почвы (с боков и снизу),обеспечивающих доступ к ним на определенной глубине, благодаря чему можно собирать мигрирующий почвенный раствор и анализировать его. В этих опытах изучаются водный баланс под различными культурами, вымывание и передвижение питательных веществ атмосферными осадками; определяются транспирационные коэффициенты в естественной обстановке и т.д.
Полевой опыт -- основной метод изучения различных вопросов полеводства в естественных (природных) условиях с использованием оптимальной агротехники, максимально приближенной к производственным условиям. Полевой опыт представляет собой метод исследования, который проводится в полевой обстановке на специально выделенном участке в целях установления влияния факторов жизни, условий или приемов возделывания на урожай сельскохозяйственных растений и его качество. Особенность его, в отличие от рассмотренных, состоит в том, что культурное растение изучается вместе со всей совокупностью почвенных, климатических, агротехнических, а часто и в условиях, очень близких к производственным или непосредственно в производственных условиях.
При помощи этого метода испытываются новые сорта и гибриды, изучаются севообороты, способы обработки почвы, применение удобрений, средств защиты растений от вредителей, болезней и сорной растительности и многие другие приемы агротехники. Результаты полевых опытов используют при разработке новых зональных технологий возделывания сельскохозяйственных растений, районировании новых сортов и гибридов.
Между лизиметрическими и полевыми опытами следует назвать промежуточные опыты.
Вегетационно-полевые проводятся в полевой обстановке в цилиндрических или квадратных сосудах без дна. Почва здесь отгорожена только с боков на глубину 20-30 см и более. Промежутки между сосудами заполняют почвой и уплотняют до равновесной (естественной) плотности. Эти опыты могут быть использованы для оценки эффективности удобрений, плодородия различных генетических горизонтов почвы и других целей;
В полевых опытах экспериментальной единицей служит делянка. В зависимости от ее площади различают микрополевые (до 1 м2), мелкоделяночные (до 10 м2) и собственно полевые, или обычные, опыты (от 20 до 1000 м2, в условиях производства >1000 м2). Под опыты выделяют предварительно изученные земельные участки, типичные для агроландшафтов конкретного региона. Микрополевые опыты базируются на ручном труде, а обычные -- на механизированных технологиях. В отличие от вегетационных сосудов делянки нумеруют лишь в «слепых» опытах (дробный учет урожая рекогносцировочного посева).
Мелкоделяночные полевые еще больше сближаются с полевыми опытами, но отличаются от них тем, что площади опытных делянок имеют размер в несколько квадратных метров: 4, 8, 10. На таких делянках все работы выполняются вручную, количество растений незначительно, а их агротехника -- не типичная для производственных условий. В этих опытах могут изучаться степень плодородия различных генетических горизонтов почвы, влияние степени плотности пахотного слоя или разных его частей на запасы доступной воды и урожай растений, размещение по профилю пахотного слоя удобрений и др.
Модельные опыты проводят в поле, теплице, лаборатории, хранилище и т. д. с целью моделирования условий окружающей среды. В настоящее время под модельным опытом чаще понимают расчеты заданных параметров на компьютере, или виртуальный эксперимент. Экспериментальной единицей служат площадки до 1 м2 (микроделянки) или различные емкости с растительными субстратами (продукцией). В полевой обстановке площадки под посев готовят путем рыхления почвы на соответствующую глубину плюс 5...10 см. Между учетными площадками оставляют буферные полосы земли в качестве защиток.
Испытания и обследования научно-практического назначения проводят в условиях лабораторий, полей, садов (парков) и естественных угодий. Особенно широко эти методы используют в сфере международного сотрудничества.
Полевые опыты в условиях производства (максимум репрезентативности, минимум воспроизводимости) закладывают на производственных полях площадью более 1 га с ограниченным числом вариантов (3...6) и минимальной повторностью или без нее. Они служат пилотными (первыми) испытаниями экспериментальных идей или производственной проверкой результатов точных опытов.
Метод проведения полевого опыта
Планирование однофакторного полевого опыта для условий конкретного колхоза или другого сельскохозяйственного предприятия. Определение схемы дисперсион...
Научная агрономия
Методы исследования, применяемые в научной агрономии. Определение полевого опыта и сельскохозяйственного производственного опыта. Основные методологич...
Научные исследования в агрономии
Планирование опытной работы. Основные наблюдения, учеты и анализы в опытах. Выбор и подготовка земельного участка. Основные элементы методики полевого...
Основы агрономии
В учебном пособии изложены составные части основ агрономии: основы почвоведения, земледелия и агрохимии. Основы агрономии изложены в краткой форме в с...
Селекция гороха полевого
Достижения и задачи селекции гороха полевого. Система государственного семеноводства, разработка модели нового сорта; создание исходного материала мет...