Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Сельское, лесное хозяйство и землепользование

Аграрный рынок в хозяйственной системе современной Украины

Тип: контрольная работа
Категория: Сельское, лесное хозяйство и землепользование
Скачать
Купить
Структура реализации сельскохозяйственной продукции сельскохозяйственными предприятиями. Формы и факторы содействия реализации интересов субъектов аграрного рынка. Модель формирования отдельных маркетинговых каналов сбыта сельскохозяйственной продукции.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

Введение

Аграрный рынок в хозяйственной системе современной Украины

Выводы

Список источников

Введение

Тема контрольной работы «Аграрный рынок в хозяйственной системе современной Украины» по дисциплине «АПК Украины».

Одной из важнейших предпосылок для совершенствования экономических отношений на аграрном рынке является обеспечение возможно более полного учета интересов его субъектов. Учет интересов -- не самоцель, а необходимость в контексте гарантирования максимально полного удовлетворения общественных потребностей в аграрной продукции. Рассматривая влияние общности интересов на конечные результаты, Ф. Энгельс писал: "Где нет общности интересов, там не может быть единства целей, не говоря уже о единстве действий". Согласованное развитие взаимосвязей и взаимоотношений должно обеспечивать не только единство целей, но и синхронность, ритмичность в работе всех звеньев продвижения аграрной продукции от производителя к конечному потребителю.

Значительный вклад в решение актуальных, с теоретической и практической точек зрения, проблем реализации интересов субъектов аграрного рынка в Украине, их согласования и координации сделали П. Гайдуцкий, В. Геец, С. Демьяненко, В. Зиновчук, Ю. Коваленко, И. Лукинов, Н. Малик, В. Мессель-Веселяк, Л. Молдаван, Б. Пасхавер, П. Саблук, А. Шпичак и др. Положительно оценивая результаты широкого спектра исследований, в которых раскрыты особенности формирования и функционирования аграрного рынка, факторы реализации интересов его субъектов и важность их координации со стороны государства, следует подчеркнуть необходимость исследования проблемы, недостаточно освещенной аграрной экономической наукой, -- влияния на процессы реализации интересов рыночных субъектов отдельных форм ресурсного обеспечения, связанных с социальными отношениями, действием субъективных факторов и неформальных рычагов взаимодействия, а также позиционированием на рынке в условиях специфической институциональной среды.

Процессы рыночных трансформаций в Украине, с одной стороны, нашли свое выражение в неустойчивости институциональной среды и несовершенстве механизмов правового обеспечения экономических отношений на аграрном рынке, а с другой -- усилили значимость неформальных рычагов взаимодействия его субъектов. В этих условиях проблема несогласованности их интересов особенно обостряется, а ее решение требует понимания конкретных механизмов взаимодействия на рынке, форм реализации интересов в определенной институциональной среде.

Реализуясь в конкретной практике функционирования как первичного, так и вторичного аграрных рынков, интересы формируют устойчивые механизмы влияния, которые связывают разных субъектов системой зависимостей и взаимозависимостей. Соответственно, существует объективная необходимость в теоретическом анализе ресурсного обеспечения экономической деятельности, которое проявляется преимущественно на неформальном уровне и связано с социальными отношениями, позиционированием субъектов аграрного рынка во внешней среде. Такое обеспечение является важным фактором реализации интересов.

Цель работы -- определить формы и факторы содействия реализации интересов субъектов аграрного рынка в хозяйственной системе современной Украины.

Аграрный рынок в хозяйственной системе современной Украины

Как подчеркивает А. Гриценко, именно методология институциональной политической экономии позволяет адекватно осмыслить специфические тенденции и нестандартные ситуации в условиях переходной экономики Украины. Это в значительной степени касается ситуации на отечественном аграрном рынке. Сегодня фундаментальная проблема заключается не в том, чтобы получить правильную модель индивидуального поведения на аграрном рынке, а скорее в том, чтобы понять, как вариации в социальных отношениях рыночных субъектов порождают само их поведение.

Согласно классической и неоклассической традициям, торговцы на конкурентных рынках (каковым является и первичный аграрный рынок) лишь устанавливают цену и в силу этого взаимозаменяемы. Детали их социальных отношений остаются иррелевантными. Представители классической школы потому и трактовали эти отношения лишь как препятствие на пути к совершенной конкуренции. Однако в последние годы наблюдается другая тенденция в трактовке учеными социальных воздействий: их стали учитывать, но в терминах, близких к "сверхсоциализованной" концепции. Современные подходы являются сверхсо-циализованными, поскольку допускают, что рыночные субъекты подчиняются официальным или неофициальным нормам автоматически и безусловно. Это позволяет выявить важный парадокс: сверхсоциализованный подход имеет сходство с недосоциализованным в формулировке концептуальных положений деятельности, которая не подвержена влиянию существующих социальных отношений. В первом из этих подходов атомизация появляется вследствие того, что образцы поведения трактуются как уже интернализированные, а потому не зависят от развития социальных отношений.

Учитывая информационную значимость современных средств коммуникации, М. Маклюэн и К. Фиоре пришли к выводу, что они ломают опосредованные, дистанционные структуры социального взаимодействия, нуждающиеся в институционализации и формальном выражении. В развитых странах это проявляется, например, в том, что субъектам аграрного рынка (которые благодаря современным средствам коммуникации имеют возможность эффективно договариваться) для ускорения товаропродвижения нет необходимости обращаться к услугам таких инфраструктурных элементов, как товарные биржи. Последние становятся ареной для спекулятивных операций и хеджирования, инструментом "генерирования" не самих цен на сельскохозяйственную продукцию, а опережающих ценовых сигналов, прежде всего, через цены фьючерсных сделок.

Проблематика неформальных рычагов взаимодействия, механизмов влияния, не регламентированных официальными институциональными каналами управления, и соответствующих форм реализации интересов (на основе расширения собственности, монополизации рынка, развития кооперации и интеграции, инструментов контрактации, ценовой дискриминации и т. п.) чрезвычайно актуальна для отечественного аграрного рынка, функционирование которого характеризуется наличием асимметричности информации, а также конкурентной среды со стороны предложения и олигопсонического (или монопсонистического) -- со стороны спроса.

Разгосударствление и приватизация предприятий системы заготовок, переработки и торговли, нарушение межотраслевых связей в АПК Украины привели к разбалансированию экономических интересов субъектов аграрного рынка. Как отмечает А. Шпичак, в условиях неразвитых рыночных отношений и отсутствия конкурентной среды не достигается эквивалентность обмена между сельским хозяйством и смежными отраслями. Неэквивалентность обмена реализуется в отношениях предприятий II и III сфер АПК, а также проявляется в ценовых диспропорциях на продукцию I и II его сфер, где наблюдается эффект монополии. Соответственно, эффекты монопсонии (олигопсонии) на рынках сельскохозяйственной продукции и монополии (олигополии) на рынках материально-технических ресурсов для села обусловили формирование "ножниц цен" и двух направлений изъятия финансовых ресурсов из сельского хозяйства: через "ножницы цен" I вида (диспаритет цен) и "ножниц цен" II вида (низкую долю сельскохозяйственных производителей в конечных ценах на продовольствие).

Согласно исследованиям ученых ННЦ "Институт аграрной экономики" НААН Украины, сегодня структура розничной цены на молоко имеет такой вид: доля производителя -- 23,5%; доля переработки -- 52%; доля торговли -- 24,5% (хотя в развитых странах это соотношение имеет совершенно иную структуру: 50% (сырье) -- 25% (переработка) -- 25% (торговля)). При этом в Украине доля сельскохозяйственных товаропроизводителей в конечной цене говядины и свинины составляет около 30% и 38%, а в розничной цене садоводческой продукции - часто не превышает 25--30%.

В этой ситуации процесс формирования сложной системы отношений на аграрном рынке может постепенно превратиться из непосредственного условия реализации интересов (и достижения определенных ими целей) в механизм их консервации. Консервативные экономические интересы во многом реализуются благодаря не действиям, подчиненным конкурентной логике (повышения производительности труда, методов организации торговли, переработки сельскохозяйственной продукции и т. п.), а использованию механизмов влияния, связанных со сформированной системой отношений. Экономические условия и технологии не обеспечивают автоматически и несомненно определенный финансовый результат, -- это происходит, прежде всего, благодаря индивидуальным и коллективным действиям, направленным в русло существующих связей, социальных отношений, конкурентной ситуации на рынке.

Фактор социальных отношений может быть адекватно осмыслен в терминах адаптационного поведения субъектов аграрного рынка. В этой связи не совсем правильно было бы утверждать о полном согласовании их интересов, выражая сущность такого согласования подобно доктрине равновесия в рамках неоклассической школы. Ведь субъекты будут останавливаться на некотором приемлемом варианте своего поведения. Формой его реализации становится вхождение в систему отношений, сформировавшуюся в определенной институциональной среде. Экономический субъект будет пытаться "вписаться" в эту среду, и прежде всего, в тот ее "срез", который представлен разными структурами дву- или многосторонних отношений. Такое вхождение м...

Другие файлы:

Денежный рынок Украины
На мой взгляд, одной из актуальных тем является «денежный рынок». Это рынок, где покупаются — продаются финансовые средства — деньги, облигации, акции...

Финансовый рынок Украины
Понятие, функции, структура финансового рынка, его роль в мобилизации и распределении финансовых ресурсов. Исследование кредитного рынка. Финансовый р...

Банковская система в России и на Украине в 90-е годы XX века
Краеугольный камень банковской системы. Банки и их роль в финансовой системе США. Центральные, квазиобщественные банки. Банки банкиров. Коммерческие б...

Правовые основы ограничения монополизма в экономике Украины
Установление правовых основ хозяйственной деятельности в соответствии с Хозяйственным кодексом Украины. Государственная поддержка конкуренции как соре...

Разработка технологии внедрения и продвижения товара фирмы на рынок
Характеристика продукта фирмы в системе маркетинга, технология и мероприятия по выведению его на рынок. Анализ хозяйственной и управленческой деятельн...