Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »РЕЛИГИЯ

Устав Духовной Коллегии

Тип: курсовая работа
Категория: РЕЛИГИЯ
Скачать
Купить
Предпосылки упразднения патриаршества. Причины учреждения "Духовного Коллегиума". Религиозные реформы Петра I. Преобразования в монастырской жизни. Церковно-историческое значение "Духовного Регламента" и его роль в истории России и Русской Церкви.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

ВВЕДЕНИЕ

Нет такого закона, который удовлетворял бы всех.

Катон Старший.

В данной работе представляется попытка рассмотрения важнейшего и наиболее противоречивого документа Синодальной эпохи - «Духовного регламента» с точки зрения его влияния на церковную жизнь в России.

Прошло около трехсот лет с момента принятия этого документа, но и поныне он вызывает интерес, ведь именно им регламентировались церковно-государственные отношения в эпоху Империи и Синода. Эпоху блестящую, неоднозначную, сложную, противоречивую, когда за внешними успехами Церкви стояло ее «неканоничное устройство» Федоров В.А. РПЦ и государство в Синодальный период М.: 2003 С.8, а за кажущейся мощью - практическое бессилие.

Почему тогда, в 1721 году, Восточные Патриархаты санкционировали реформу протестантского образца Шмеман А.,прот., Исторический путь православия. http://www.sedmitza.ru/text/436732.html? То ли из боязни потерять финансовый поток из Москвы, то ли от неосведомленности, (о чем мы поговорим в своем месте подробнее)?! Как слияние церковного и государственного аппаратов отразилось на том и на другом? Как сие событие сказалось на дальнейшей истории? И какие на самом деле проблемы были на тот момент в Церкви? Ответы на эти и многие другие вопросы мы постараемся получить в ходе работы.

В рамках изучения основной темы - структуры, смысла и влияния Духовного Регламента на жизнь Русской Церкви - в работе предполагается решить ряд задач:

· Рассмотреть историческую ситуацию в нашем государстве на тот период.

· Выяснить причины упразднения патриаршества.

· Постараться оценить этот документ с церковно-правовой точки зрения, основываясь на мнениях известных канонистов.

· Обратить внимание на изменения в жизни общества и государства, вызванные принятием Регламента.

· Рассмотрев собственно Духовный Регламент подвести итоги и сделать соответствующие выводы.

Актуальность работы основана на необходимости систематизировать опыт жизни Церкви в эпоху Синода, анализировать плюсы и минусы слияния церковного и государственного аппаратов, что особенно важно в наше время. Ведь именно сегодня, когда «религиозный взрыв» 1990-х закончился, из «правого» и «левого» крыла Церкви в адрес священноначалия полетели упреки и обвинения. Кто-то перешептывается о «сергианстве», кто-то напротив недоволен, что до сих пор Церковь отделена от государства, а в школах нет «Закона Божьего»… Понимание этого вопроса очень важно сегодня. А именно Синодальный период дает нам представление о последствиях подобного объединения.

В историографии подход к исследуемому вопросу, с течением времени, неоднократно менялся. С конца XIX века появляются критики Синодальной системы - Г. Флоровский, П. В. Верховской и т.д., которые на общей волне «свободы слова» и демократизации поднимают вопрос о неканоничном устройстве Церкви и необходимости восстановления Патриаршества. Например, Флоровский напрямую говорит о латинизации Церкви и образования в XVIII веке: «… именно тогда потряслись и самые основания веры. При Петре Великом богословские школы и семинарии по всей Великороссии были перестроены на западный, Киевский лад. Школы эти были латинскими по духу, и преподаватели в них долгое время набирались с русского Юго-Запада. Даже Славяно-Греко-Латинская Академия в Москве перестроена была по образцу Киевского Коллегиума. Эта Петровская реформа означала прямую латинизацию церковных школ. При Петре началось, так сказать, переселение южноруссов на Север, где они были «чужими» по двум причинам: сами они были «иностранцами», а школы их - «латинскими» Флоровский Г., прот., Западные влияния в русском богословии http://ukrstor.com/ukrstor/florowskij-liyania.html.

И его мнение было тогда не единственным - в 1910-х гг. был написан фундаментальный труд П. В. Верховского «Учреждение Духовной коллегии и Духовный Регламент». В нем при обстоятельном исследовании доказывалось, что и Синод, и Регламент - всего лишь калька со скандинавских духовных коллегий и их уставов.

Сразу же они вступили в полемику с апологетами Синода, ярким представителем которых является Е. Е. Голубинский.

Он в частности писал: «Если бы церковь имела нужду в каких-либо реформах и улучшениях ее быта, которых не в состоянии произвести Св. Синод и которые мог бы произвести только патриарх, то, конечно, должно было бы желать и восстановления патриаршества, потому что тогда этого восстановления требовало бы благо церкви. Но таких реформ и улучшений быта церкви, в числе желаемых и ожидаемых между теми и другими вовсе нет; а, следовательно -- и благо церкви не требует восстановления патриаршества. Между тем это, нисколько не нужное для блага церкви, восстановление патриаршества, по особым условиям новейшего времени, так сказать -- вовсе не патриаршеского, оказалось бы нежелательным и вредным для нее в отношении к ее престижу и авторитету» Голубинский Е.Е. «О реформе в быте Русской Церкви». Сборн. статей. http://www.golubinski.ru/golubinski/reform.htm.

Революция и начавшееся гонение на Церковь прервали эту интересную дискуссию, и обратили внимание Церкви на куда как более насущные проблемы. Тем более что патриаршество было все-таки восстановлено Поместным Собором 1917-1918 гг. В советское время вопрос этот никак не поднимался.

Для современных нам исследователей характерен неоднозначный подход к вопросу. Кто-то указывает на ее неканоничность, вред и т.д. Такую точку зрения в наши дни представляет, в частности А. Л. Беглов, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН: «…мы видим развитие достаточно жесткого бюрократического контроля за церковным организмом … выстроена бюрократическая вертикаль, повторяющая вертикаль светского управления. Она замыкается на обер-прокурора Святейшего Синода. На епархиальном уровне созданы консистории, главная фигура в которых - секретарь, подчиняющийся опять же обер-прокурору … под контролем оказалось и центральное церковное управление, и епархии, и благочиния и даже приходы» Беглов А.Л. Исторические предпосылки учреждения Святейшего Синода Русской Православной Церкви http://www.bogoslov.ru/text/321280.html.

В то же время, нельзя отвергнуть тот факт, считает известный историк и публицист К. А. Мацан, что «Именно в синодальный период в Русской Церкви появляются множество святых -- преподобный Серафим Саровский, святитель Игнатий (Брянчанинов), Оптинские старцы … мы видим примеры подлинной церковной жизни …, да и вообще, о независимости Церкви в до-синодальный период нужно говорить осторожно» Мацан К. А. Сборн. статей. http://www.pravmir.ru/author/user_1256591367/ .

Истина, как известно, находится меж двух крайностей, именно этого принципа мы будем придерживаться, исследуя документ.

Основной источник данного исследования - собственно Духовный Регламент, именно на нем мы основываемся, рассуждая о тех, или иных проблемах церковной жизни XVII-XVIII веков, путях их решения, и каких-либо реформах. Также источником является и «Прибавление к Духовному Регламенту», делающее акцент на преобразованиях в приходской и монастырской жизни.

Если говорить об исследованиях на эту тему, то центральное место занимают работы П.В. Знаменского(1836--1917). Л.Г. Беглова (1974 -) - одного из немногих современных историков, работающих в этой области, С.Ф Платонова(1860-1933), пострадавшего в годы гонений и т.д. Труд митрополита Макария (Булгакова) «История Русской Церкви» в представлении не нуждается. Большая часть подобной литературы, разумеется, написана в конце XIX - начале XX века, по указанным выше причинам.

Также в работе были использованы различные научные статьи по теме. Особый интерес вызывает сборник статей на тему петровских реформ и «О каноничности Духовного Регламента». В некоторых вопросах мы будем обращаться и к периодическим изданиям начала прошлого века - например, к журналу «Миссионерское обозрение» и т.д.

В некоторых случаях будут процитированы такие важные документы, как «Послание Восточных Патриархов Петру I», журналы заседаний Святейшего Синода за интересующий нас период. Ценность этих источников заключается, конечно же, в их последовательности и полной сохранности.

В целом можно сказать, что имеющегося материала вполне хватает для исследования церковно-исторического значения «Духовного Регламента», его роли в истории России и Русской Церкви.

Глава 1 ИСТОРИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИИ НА 1721 ГОД. ПРЕДПОСЫЛКИ УПРАЗДНЕНИЯ ПАТРИАРШЕСТВА

Подходил к завершению XVII век, век Смуты, самозванцев, бунтов, и Церковного Раскола. Не смотря на массу преобразований, как в обществе, так и в Церкви проблем не убавилось ни там, ни там. Более того - задуманная Алексеем Михайловичем и проведенная патриархом Никоном реформа «…была разрушительной для Церкви. Возврата к чистому византийскому православию не произошло, а Русская Церковь оказалась захвачена мощным польско-латинским влиянием и окончательно подпала под жесткий контроль государства» Петровская Реформа в Церкви. Сборн. Статей. http://www.portal-credo.ru/site/?act=fresh&id=974.

Тем паче, XVIII век был эпохой радикального изменения многих сторон жизни русского народа. «С царствованием Петра I наступает период так называемой «грубой европеизации» России. По образцу западноевропейских государств - строится политическая жизнь страны, ее хозяйство. Энергично, бескомпромиссно внедряются западноевропейские формы культуры и управления» Смолич И.К. Русская Православная Церковь, 1700-1917. Очерки истории http:/...

Другие файлы:

Отличие коллегии адвокатов от адвокатского бюро
Учреждение коллегии адвокатов. Положительные маркетинговые стороны создания и функционирования коллегии адвокатов как формы адвокатского образования....

Устав о скитской жизни
Описание: Жизнь преподобного Нила Сорского особенно замечательна, а творения его - в высшей степени назидательны."Как жизнь преподобного Нила была жиз...

Суды общей юрисдикции, порядок формирования, состав, полномочия
Под адвокатурой принято понимать организованное особым образом объединение юристов-профессионалов, главной функцией которого является оказание квалифи...

Деятельность Коллегии адвокатов "Аргумент"
Принципы работы Коллегии адвокатов. Оценка условий деятельности организации. Составление процессуальных документов. Проверка документов на их соответс...

Регламент Вотчинной коллегии в проектах 1723, 1732 и 1740 годов
В книге рассказывается о происхождении проектов устройства Вотчинной коллегии, приводятся тексты проектов, примечания и пояснения к ним. Раскрывается...