Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »РЕЛИГИЯ

Трансформация ислама в современном Дагестане

Тип: контрольная работа
Категория: РЕЛИГИЯ
Скачать
Купить
Характеристика религиозной обстановки к началу 2011 года в Республике Дагестан. Основные действующие конфессии государства: мусульманские (суннитские, шиитские, суфийские и др.), христианские (православные, протестантские и католические) и иудейские.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Трансформация ислама в современном Дагестане

Трансформация религиозной жизни в Республике Дагестан началась со второй половины 80-х годов и достигла своего пика во второй половине 90-х годов XX в. Ислам и исламские организации Республики Дагестан играют в последнее десятилетие XX - начале XXI вв. заметную роль в общественно-политической и духовно-нравственной сферах жизни общества. По числу культовых учреждений и исламских учебных заведений на душу населения, по уровню религиозности и интенсивности совершения религиозной обрядности Дагестан занимает первое место не только на территории Северного Кавказа, России, но и СНГ.

Религиозную обстановку к началу 2011года в Республике Дагестан в целом можно охарактеризовать как относительно стабильную. Сейчас в республике функционируют 10 конфессий - мусульманские (суннитские, шиитские, суфийские и др.), христианские (православные, протестантские и католические) и иудейские [1].

Характер, диапазон и интенсивность религиозно-конфессиональных отношений и религиозной ситуации в современных условиях в Дагестане определяется исламом, как самой массовой религией дагестанцев.

Как показывают проведенные нами за последние годы социологические исследования, уровень и степень религиозности во многом зависит от места

рождения и этнической принадлежности. Так, среди сельских жителей уровень и степень религиозности на 18-20 % больше, чем среди горожан [2]. Среди таких национальностей, как аварцы, даргинцы, кумыки, табасаранцы, азербайджанцы уровень и степень религиозности на 22-25% больше, чем среди таких народностей Южного Дагестана, как лезгины, лакцы, агулы, рутульцы, цахуры. У дагестанцев, лиц старше 50 лет, религиозность на 21- 23 % выше, чем у молодежи.

Степень религиозности у современных дагестанцев, особенно у молодежи, горожан, имеет достаточно поверхностный и формальный характер. По нашим опросам из тех, кто считает себя верующими, только 32,7 % сельских жителей и 23,6 % горожан республики стараются соблюдать все основные религиозные обязанности мусульманина. Большинство верующих считает религию одним из устоев этнической культуры и признает значительный вклад религии в и сбережение нравственных ценностей дагестанцев. Как показывает анализ религиозной ситуации к настоящему времени фактически исчерпан потенциал дальнейшего количественного подъема религиозности в республике, столь характерной для нее в конце 80 - середине 90-х гг. XX в.

Возрождение ислама, его роли в общественно-политической жизни дагестанского общества началось в Дагестане с конца 80-х годов XX в. Специфика этого процесса заключается в том, что возрождение ислама высокими темпами идет в Центральном и Северном регионах, слабее - в Южном регионе республики.

По данным Комитета Правительства РД по делам религий к началу 2005 г. в РД действуют Духовное Управление мусульман Дагестана /ДУМД, муфтий Абдуллаев А.М., 1766 мечетей, из которых 1107 джума-мечетей, 621 квартальных мечетей и 38 молитвенных домов с 2400 имамами, будунами и муэдзинами.

В республике за последние 10-15 лет создана разветвленная система мусульманского образования. Еще одна специфика религиозной ситуации в РД - большое количество верующих, совершающих паломничество - умра и хадж. За последние 15 лет более 100 000 дагестанцев совершили хадж и умра, что составляет около 70 % от числа россиян, совершивших паломничество с 1989 года.

Характерной особенностью религиозной ситуации в Дагестане является функционирование суфийских (тарикатских) общин. Так, сейчас в Дагестане действуют 16 суфийских шейхов, относящихся к накшбандийскому, кадирийскому и шазилийскому тарикатам. В нелегальных условиях продолжают действовать представители религиозно-политического направления суннизма - ваххабитские группировки, которые в последнее время все чаще стали прибегать к совершению террористических актов против представителей государственных органов, работников правоохранительных органов, мирного населения.

Ислам начал распространяться впервые на территории современной РФ с Дагестана, когда в 642-643 г.г. военные отряды арабов завоевали г. Дербент. Ислам глубоко проник в сознание и быт дагестанцев. В начале XX в. в Дагестане функционировали 1700 мечетей.

По числу своих последователей ислам занимал и занимает в Дагестане первое место. Основная масса коренного населения республики исповедует ислам суннитского направления. Его исповедуют аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, лакцы, табасаранцы, рутульцы, агулы, цахуры, чеченцы, ногайцы, азербайджанцы, татары. Почти все народы Дагестана придерживаются шафиитского мазхаба - религиозно-правовой школы ислама. Ногайцы, татары и часть кумыков (в Бабаюртовском районе) придерживаются ханифитского мазхаба. Общая численность единоверцев суннитов составляет около 87 % населения Дагестана. Шиитское направление ислама в Дагестане исповедуют азербайджанцы Дербентского района и гг. Дербент, Махачкала, Хасавюрт, Буйнакск, Кизлярского района (с. Бредихин), а также жители лезгинского селения Мискинджи Докузпаринского района. Они придерживаются джафаритского мазхаба. Общая численность шиитов составляет примерно 45 тыс. чел., т.е. 2,25 % населения республики. К началу 2005 г. в Дагестане функционируют 8 шиитских джума-мечетей и 11 квартальных мечетей.

Огромный рост числа мечетей в Дагестане происходил с конца 80-х до конца 90-х гг. XX в. Особенно заметен рост мечетей по сравнению с 1986 годом, когда в республике действовали всего 27 мечетей. В 2000 году действовало 1585 мечетей, из которых джума-мечетей - 917 , квартальных -603 и молитвенных домов, приспособленных для молитв помещений - 65, в 2001 году количество мечетей выросло на 6, т.е. стало 1591 мечетей. Самые крупные мечети на территории РФ вместимостью в 10 тыс. и 7,5 тыс. человек построены в г. Махачкале. Бурное строительство мечетей в Дагестане происходило в 90-е гг. XX в., особенно до 1994 года, когда их количество достигло 1050. В 1996-1998 гг. каждый год строилось по 100-120 мечетей. В последние годы бурный рост числа мечетей в республике прекратился. Функционирующие в республике к началу 2005 г. 1766 мечетей почти полностью удовлетворяют запросы верующих. С 2000 г. прекратилась спонсорская помощь по строительству мечетей, исламских учебных заведений со стороны исламских центров и граждан стран Ближнего и Среднего Востока. Спонсорская и благотворительная помощь оказывается мечетям "новыми дагестанцами", во время выборов кандидатами в депутаты как федеральных, так и представительных республиканских органов и кандидатами в органы местного самоуправления.

Наибольшее количество религиозных мусульманских организаций, в том числе мечетей, действуют в Западном, Равнинном и Северном Дагестане, т.е. районах компактного проживания аварцев, даргинцев, кумыков.

Так, наибольшее количество мечетей функционируют в Акушинском - 78, Ботлихском - 51, Буйнакском - 104, Гумбетовском - 33, Гунибском - 39, Карабудахкентском - 135, Кизилюртовском - 35, Кизлярском - 39, Левашинском - 77, Тляратинском - 60, Хасавюртовском - 88, Хунзахском - 75, Цумадинском - 41, Цунтинском - 40, Чародинском - 54, Шамильском - 68 районах, а также в г.г. Буйнакске - 20, Кизилюрте - 10, Махачкале - 79 и Хасавюрте - 27. Наибольшее количество квалифицированных алимов - мусульманских богословов также имеются среди представителей данных народов. Они же составляют основной костяк религиозных активистов в республике за последние 10-15 лет.

Социологические исследования показывают, что религиозность современных студентов во многом зависит от их места рождения и этнической принадлежности. Так среди студентов, выходцев из сельской местности, религиозность на 18-20 % больше, чем среди студентов, родившихся и выросших в городе. Среди студентов таких национальностей, как аварцы, даргинцы и кумыки религиозность на 22-25 % больше, чем среди студентов лезгин, лакцев, табасаранцев, рутулов и цахуров. Кроме других причин это объясняется тем, что в Южном Дагестане, где проживают лезгины, лакцы, табасаранцы, рутулы и цахуры, с 1940 по 1986 годы была одна действующая мечеть, в то время как в других регионах Дагестана действовали 26 мечетей. Секуляризация в южном регионе Дагестана за годы советской власти была проведена более основательно и масштабнее, чем в других регионах республики. И в современном Дагестане из функционирующих 13 исламских вузов с 40 филиалами, 132 медресе, 278 мактабов (всего исламским обучением охвачено около 14 000 человек) в Южном Дагестане действуют 2 филиала вузов, 6 медресе, 18 мактабов с общим числом обучающихся 600 человек, что составляет 4,3 % от общего количества обучающихся в исламских учебных заведения республике. Кроме того, из 1766 действующих в Дагестане мечетей в Южном Дагестане функционируют 275, что составляет 15,6 % от общего числа мечетей в республике. В Южном Дагестане проживают около 25% суфиев и один шейх накшбандийского тариката, около 300 служителей мусульманского культа из общего числа 2400 человек по всей республике. Таким образом, процесс трансформации ислама в Южном Дагестане идет темпами на порядок меньше, чем в Центральном и Северном Дагестане. Отсюда - и сравнительно низкий уровень религиозности жителей и выходцев из южных районов Дагестана. религиозный дагестан конфесия мусульманский

О том, что религиозность в районах компактного проживания аварцев, даргинцев и кумыков выше, чем среди народностей Южного Дагестана свидетельствуют сведения о численности религиозных организаций в Западном, Центральном и равнинном Дагестане. На начало 2005 г. в Буйнакске зарегистрированы джума-мечеть, Исламский университет им. Сайфуллы-Кади, шиитская мечеть. Среди мусульман преобладают сунниты шафиитского...

Другие файлы:

Влияние ислама на культуру Дагестана
Появление местной оригинальной литературы на арабском языке и многочисленных центров науки и культуры в Дагестане вследствие распространения ислама и...

Сущность ислама
Понятие ислама как одной из мировых религий, причины и темпы его распространения в современном мире, основные догмы и идеология. История возникновения...

Религии мира. Ислам.
Минск: 2009 - 384 с. В книге излагается история возникновения одной из трех величайших мировых религий – ислама, показана роль...

Энциклопедия ислама
В данной энциклопедии излагается история возникновения одной из трех величайших мировых религий – ислама, показана роль ислама в развитии социально-эк...

Ислам сегодня
Глобализация ислама. Сущность ислама. Влияние ислама на демографию. Феномен ислама. Характеристика некоторых исламских государств: Турция, Саудовская...