Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »РЕЛИГИЯ

Старообрядческая этноконфессиональная общность в Беларуси в XVII-XVIII веках

Тип: курсовая работа
Категория: РЕЛИГИЯ
Скачать
Купить
Знакомство с процессом формирования старообрядческой общности в Беларуси, анализ проблем. Рассмотрение основных аспектов жизнедеятельности старообрядцев. Н. Тихонравов как русский филолог, археограф; один из виднейших историков русской литературы.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Старообрядческая этноконфессиональная общность в Беларуси в XVII-XVIII веках

Введение

старообрядческий общность жизнедеятельность

Целью данной работы является изучение старообрядческой общности Беларуси в 17-18 вв. Всего можно выделить несколько этапов выполнения данной работы: изучение материалов и источников по теме, изучение процесса формирования старообрядческой общности в Беларуси и характеристика основных аспектов жизнедеятельности старообрядцев. Объектом исследования является старообрядческое население Беларуси

Начало этого движения прежде всгео нужно связываит с расколом Русской православной церкви, который состоялся во второй половине 17 века в итоге церковной реформы патриарха Никона. Пришлые старообрядцы на белорусских землях создали своеобразную историю старообрядческого движения и отличительную культуру быта, обрядов и обычаев. Однако они стали серьезной проблемой для русского правительства и русской православной церкви, ведь такое движение в любой момент могло перерости в вооруженную борьбу. Начало старообрядческого движения еще было связано и с исправлением церковных книг.

Актуальность данной темы определяется осознанием значимости старообрядческого движения в современном социуме. Долгое время старообрядчество рассматривалось как переферийное явление в социально-культурной жизни общества. Актуальность поставленной в монографии проблемы старообрядчества в Беларуси в 17-18 вв. определяется двумя обстоятельствами.

Первое обстоятельство: фундаментальных исследований истории старообрядчества на белорусских землях нет. Второе обстоятельство касается вопросов сосуществования защитников старого обряда рядом с исповедующими другую веру на белорусской земле. Известно, что власти Речи Посполитой толерантно относились ко всем религиям, а между представителями конфессий не было противостояния.

Анализ исторического развития старообрядческого движения дает возможность выделить шесть этапов. Первый этап - это внутрицерковная борьба Никона и его сторонников с противниками внутрицерковных реформ (1653-1663гг.).

Второй этап (1664-1682 гг.) - этап широкого внутрироссийского общественного конфликта.

Третий этап (1683-1698 гг.) характеризуется расширением старообрядчества - его представители попадают на окраины государства и в большом количестве выходят за его границы, в т.ч. и на белорусские земли.

Четвертому этапу (1698-1734 гг.) характерно проведение царскими властями активной "пригласительной" политики, цель которой - вернуть старообрядцев на прежние места жительства.

Пятый этап 91735-1764 гг.) отмечается изданием большого количества царских указов и правительственных постановлений, которые ограничивали права и свободы старообрядцев.

Шестой этап (1765-1800 гг.) определялся со стороны правительства как политика толерантности, так и строгости по отношению к старообрядцам.

1. Историография и источники

Михаил Иванович Лилеев (1849-1913) - историк, окончил курс в киевской духовной академии; преподавал в нежинском историко-филологическом институте. Отдельно изданы следующие его труды: "Описание рукописных сочинений юрьевского архимандрита Фотия" (М., 1880), "Описание рукописей, хранящихся в библиотеке черниговской духовной семинарии" (СПб., 1880), "Новые материалы для истории раскола на Ветке и в Стаордубье в 17-18 веках" (Киев, 1893) и магистерская диссертация: "Из истории раскола на Ветке и в Стародубье 17-18 веках" (1895).

Горбацкий Андрей Александрович, в 1978 году поступил и в 1982 г. окончил исторический факультет Белорусского государственного университета им. В.И.Ленина. Защитил докторскую диссертацию на тему: "Старообрядчество на Беларуси в конце 17 - начале 20 вв.". Среди работ: "Старообрядчество на белорусских землях: Монография - Брест: Из-во УО "БрГУ им. А.С. Пушкина", 2004 - 237 с.", "Введение в историю религии: Учебное пособие - Минск, 2005 - 152 с.".

Николай Саввич Тихонравов (1832-1893) - русский филолог, археограф; один из виднейших историков русской литературы. В 1853 году закончил Московский университет и 4 года был преподавателем истории и русской словестности 1-й Московской гимназии. В 1857 году занял в Московском университете кафедру педагогии; в 1870 году получил степень доктора русской словестности; в 1876 году был избран деканом историко-филологического факультета, в 1877 году - рекотором Московского университета. Научные работы: "Сказание об Индейском царстве", "Автобиография протопопа Аввакума", "История о бегствующем священстве".

Есипов Григорий Васильевич (1812-1899) - в 1830 году окончил курс в Петербургском университетском пансионе, в 1831 г. поступил в Комитет цензуры иностранной. В 1852 г. был назначен производителем дел высочайше утвержденной комисси по делам опеки над детьми великой княгини Марии Николаевны. В 1864 г. Есипова перевели в Министерство Императорского Двора, где он стал заведующим Общим архивом. Его литературная деятельность началась в 1833 г. Его работы: Рязанская энциклопедия, Рязань - 336 с., Исторический вестник, 1891, Раскол. 17 век.

Александр Станиславович Дембовецкий (1840-1914) - российский государственный деятель, камергер, тайный советник, Могилевский губернатор, сенатор. Его труды: Опыт описания Могилевской губернии в историческом, физико-географическом, этнографическом, промышленном, сельскохозяйственном, учебном отношении, с двумя картами губернии, 1882г. Василий Иванович Кельсиев (1835-1872) - российский революционер, журналист и переводчик, историк раскола, писатель. Основатель русской социалистической колонии в Тульче (Турция). Работы: "Сборник правительственных сведений о раскольниках" - Лондон, Trubner & Сo (1862), "Собрание постановлений по части раскола" - Лондон, Trubner & Co (1863) , "Раскольники и острожники" - СПб., 1869.

Николай Иванович Костомаров (1817-1885) - общественный деятель, историк, публицист и поэт, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук, один из руководителей Кирилло-Мефодиевского общества. Автор многотомного издания "Русская история в жизнеописаниях её деятелей", исследователь социально-политической и экономической истории России, в особенности территории современной Украины. Его работы: "Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей" - М. Мысль, 1993, "Скотский бунт", "Холоп", "Домашняя жизнь и нравы великорусского народа". М., 1993.

2. Формирование старообрядческой общности в Беларуси

В основе зарождения старообрядчества лежали социальные противоречия самодержавно-крепостнического строя. Оно выросло из недр раскола Русской православной церкви, формальным основанием которого явились церковные реформы 17 в.

Первые сведения о старообрядцах на белорусских землях относятся ко второй половине 17 в. Этот период характеризуется глубоким экономическим упадком городов и сельского хозяйства, причинами которого были многочисленные войны. В ходе этиъ войн многие города и деревни были разрушены. Постоянно гибло население, и не только из-за военных действий, но и в результате разных эпидемий.

Несмотря на проблемы, существовавшие на белорусских землях, входивших в Речь Посполитую, старообрядцы стремились попасть на земли этого государства. Борьба вокруг церковной реформы и обострение классовых противоречий в Русском государстве в 17 в. вызвало появление защитников старого обряда на белорусских землях. В Речи Посполитой верующих не подвергали гонениям и это послужило основной причиной переселения старообрядцев.

Защитники старого обряда были в очень тяжелом положении во время проживания в России. Один лишь взгляд на суммы денежных сборов подтверждает это. Например, в 1732 г. в московских городах и уездах было около 9000 старообрядцев, с которых надлежало взять за "раскол" примерно 30 000 руб. Реально было собрано 23 000 руб. А со всех губерний и городов империи от старообрядцев было получено 80 000 руб. С 1724 г. с них и бородачей было собрано за "раскол" и за бороды оклада 52 000 руб., и в других местах 48 000 руб. золотом.

На северные земли Речи Посполитой старообрядцы попадали в основном из Поморья и Новгорода и оседали в городах Динабурге, Браславе, Полоцке, Себеже, Невеле, Витебске, Лепеле, Велижеже; в Полоцком воеводстве; Оршанском и Витебском уездах Витебского воеводства.

Что касается юго-восточных земель, то туда попадали большей частью поповцы и в небольшом количестве беспоповцы. Основными городами их поселений в этой районе были Орша, Сенно, Чериков, Могилёв, Копысь, Гомель, Ветка, а также земли Мстиславского воеводства..

В каждом из названных регионов жизнь старообрядцев имела свои особенности. Например, беспоповцы, которые в большинстве поселялись на северных белорусских землях, составляли наиболее угнетённую часть крестьянства и других сословий, потому они отрицали любой компромисс с государством и правящей церковью. В своих службах они отказывались молиться за царя. Под влиянием этих особенностей складывалась духовная жизнь беспоповцев. Они не строили больших и роскошных храмов; часто переезжали с места на место, что не давало возможности вести их точный подсчет; они были более обособленными и замкнутыми.

К поповцам же в основном относились зажиточное крестьянство, ремесленники, ку...

Другие файлы:

Русская православная церковь в Польско-Литовском государстве в XVII - XVIII веках. Т. I: Западная Русь в борьбе за веру и народность в XVII-XVIII вв.
Данный том представляет собой опубликованную часть докторской диссертации прот. Ф. Титова, посвященной Русской православной церкви в Польско-Литовском...

Общественные отношения во Франции XVII и XVIII века
Рассмотрено развитие общественных отношений во Франции XVII и XVIII веках...

История Беларуси. Вторая половина XVI - конец XVIII в. 8 класс
Учебное пособие для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения.Предисловие.Беларусь в середине XVI — первой половине XVII в..Ливонская в...

Русская живопись XVII-XVIII века
Период столкновения исключающих друг друга художественных устремлений в XVII-XVIII веках. Проявление черт светского искусства в русской иконописи. Отк...

Внешняя политика Голландии во второй половине XVII-начале XVIII века
Становление парламентской системы и образование партий в Голландии в XVII-XVIII веках, конфессиональные вопросы, формирование и развитие колониальной...